|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Все-таки бесплатное или платное?09 апреля 2013 17:57
Свое пожелание Ярослав Кузьминов подкрепил тем, что государство недофинансирует сферы образования и здравоохранения. По словам Кузьминова, на здравоохранение в РФ тратится 3,6% ВВП, в Италии – 5,1% ВВП, а в США – 16% ВВП. На образование в России тратится 4,1% ВВП, и к 2015 году этот показатель снизится до 3,5% ВВП. Если государство не увеличивает финансирование систем образования и здравоохранения, то нужно вводить систему соплатежей для тех, кто платить может, и компенсационных соплатежей для тех, кто платить не сможет. Вывод ректора ВШЭ поддержал своим докладом профессор Центра исследований высшего образования Университета Мельбурна Саймон Марджинсон, рассказавший о преимуществах азиатских систем образования и рекомендовавший их России в качестве образца для заимствований. Интерес западного ученого вызвала постконфуцианская модель образования в Азии, которая обеспечила странам качественный рост образования. Основа модели – это конфуцианские практики в семье, считает ученый. Там уважение к образованию восходит к временам Конфуция и глубоко укоренено в семьях: образование ребенка – это часть родительского долга. Эта возможность заплатить за образование своих детей стала одной из причин успешного роста, заключает ученый из Мельбурна. Больше всего постконфуцианская модель влияет на школьное образование, когда упор делается на дополнительное образование в школах, а также репетиторство. По мнению ученого из США, важными факторами повышения качества образования в Восточной Азии стали убежденность семей в необходимости образования и готовность родителей оплачивать образование детей. К примеру, в Южной Корее объем семейного финансирования образования превышает 3% ВВП. Несмотря на то, что современной системой образованияв РФ, по данным Левада-центра, довольна только четверть населения, к изменениям в этой сфере родители относятся настороженно. Даже ректор ВШЭ делает упор на абстрактный средний класс, который может нести бремя трат на сферу образования. Правда, сразу повисает вопрос: платить этот самый средний класс будет только за своих "среднеклассических" детей? Затронутая тема так или иначе касается темы справедливости в российском обществе. На той же конференции были представлены данные общероссийских исследований Института социологии Российской академии наук (в том числе и данные исследования 2012 года "О чем мечтают россияне: идеал и реальность"). Согласно этим исследованиям, если россияне в целом готовы мириться с неравенством, обусловленным профессиональными качествами и способностями, то к другим типам неравенства отношение достаточно болезненное. Так, ситуацию, когда те, кто может себе это позволить, дают детям лучшее образование, все еще считает справедливой половина населения. Но четверть вне зависимости от наличия или отсутствия детей отмечает, что это несправедливо. Тема платности образования настолько болезненна в российском обществе, что говорить об этом решаются разве что зарубежные коллеги. Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов тоже считает, что главной задачей образования должно стать повышение его качества. Добиться этого министерство надеется через новые стандарты, с прежним финансированием и теми же самыми учителями.
Напомним, что в России более 70% учителей имеют стаж работы в школе 25 и более лет, тогда как в среднем по Европейскому союзу таких учителей около 40%. Рекордные цифры в Германии, где учителей со стажем работы 25 и более лет около 43%.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |