|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Смотр оружия против коррупции01 апреля 2007 21:41
Первым нормативным актом на постсоветском пространстве, призванным регулировать борьбу с коррупцией в России стал указ президента от 4 апреля 1992 г. № 361 "О борьбе с коррупцией в системе органов государственной службы". Этот указ, до принятия "Закона о государственной службе в РФ" и следующих за ним нормативных актов, призванных регулировать борьбу с коррупцией, несмотря на свой малый объем, установил основные принципы защиты от коррупции деятельности должностных лиц властных органов государства. В соответствии с указом, служащим государственного аппарата запрещалось заниматься предпринимательской деятельностью; оказывать любое не предусмотренное законом содействие физическим и юридическим лицам с использованием своего служебного положения; выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, преподавательской и творческой деятельности); быть участником хозяйственных обществ и товариществ. Сложность, с которой сталкиваются депутаты Государственной Думы в принятии закона о коррупции, вполне объяснима. Не смотря на всю остроту данной проблемы в России, ни один закон в нашей стране, кроме Уголовного кодекса, не может устанавливать преступность деяния. Проще говоря, ни один нормативный акт не может определять какие деяния считаются преступными, а какие нет. Тоже можно сказать и об имущественной ответственности, которая призвана регулироваться Гражданским кодексом. Очередной виток активности в борьбе с коррупцией начался с того момента, как эту тему на своей пресс-конференции затронул президент России Владимир Путин, призвав к укреплению гражданского общества. После чего Путин от слов перешел к делу, подписав указ об образовании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по реализации положений Конвенции ООН против коррупции и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Ее возглавил помощник президента Виктор Иванов, курирующий кадровые вопросы. Напомним, что в прошлом году президентом был подписан федеральный закон "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию". После вступления Конвенции в силу для Российской Федерации, а точнее с февраля 2007 года, наша страна автоматически стала участником Группы государств против коррупции (ГРЕКО), созданной для осуществления мониторинга выполнения государствами – членами ГРЕКО своих обязательств в области борьбы с коррупцией. По мнению председателя Конституционного суда Валерия Зорькина, конфискация преступных доходов является "одним из стержневых элементов" конвенции ООН по борьбе с коррупцией. Согласно ст. 31 этого международного договора, каждое государство-участник должно принять "такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации доходов от преступлений", в том числе легализованных. Кроме того, по Конвенции, конфискации подлежит "таким же образом и в той же степени" вся прибыль, принесенная владельцу этими преступными доходами. В свою очередь, "Справедливая Россия", призывая ужесточить наказания за взяточничество и злоупотребление служебным положением, предлагает введение более жестких мер по борьбе с коррупцией. Так, "эсеры" считают необходимым ввести в Уголовный кодекс конфискацию имущества не только у коррумпированного чиновника, пойманного на взятке, но и у его близких родственников. Кроме того, "эсеры" настаивают на отмене всех условных сроков для осужденных судом по коррупционным статьям. "Антикоррупционное законодательство в России фрагментарно и ключевая задача – сделать его системным", – заявил Виктор Иванов на первом заседании рабочей группы по подготовке предложений по борьбе с коррупцией. "Тщательному анализу нужно подвергнуть гражданское, налоговое, валютное, финансовое, банковское законодательства, а также основы работы государственных служащих", пояснил он. Иванов особо обратил внимание на то, что необходимо отойти от трактовки коррупции как деяний, совершаемых исключительно государственными служащими, распространив ответственность за коррупцию на юридических лиц и на частный сектор. Помощник президента считает, что коррупция "создает помехи для реальной экономической конкуренции, угрожает стабильности и устоям демократического общества". Иванов также подчеркнул, что коррупция проникла во все сферы. Именно из-за нерешенности таких вопросов, по его мнению, и возникают, в частности, финансовые пирамиды наподобие печально известной "Социальной инициативы". По мнению помощника президента, едва ли возможно, чтобы эта фирма смогла выстроить свою преступную деятельность без участия госчиновников. Иванов также подчеркнул, что почти треть банков не выполняют кредитные функции, "а существуют лишь за счет обналичивания, либо отмывания денег". Рабочая группа будет заниматься подготовкой предложений по реализации в законодательстве положений антикоррупционных Конвенций ООН и Совета Европы. Эти предложения, включая и создание "специализированного органа, уполномоченного на координацию работы по борьбе с коррупцией", должны быть подготовлены к 1 августа текущего года. Для повышения эффективности работы межведомственная рабочая группа получила достаточно широкие полномочия. Она может "запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы" от федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, а также приглашать на свои заседания их представителей. Параллельно с указом о рабочей группе президент упразднил Совет по борьбе с коррупцией, который до того момента возглавлял экс-глава правительства Михаил Касьянов. Напомним, что созданный в 2003 году Совет должен был ежегодно заслушивать доклад генпрокурора и предоставлять президенту доклад о своей работе. В состав Совета входили главы всех ветвей власти, включая председателя правительства, обеих палат парламента и судов. В свою очередь, руководитель думской комиссии по противодействию коррупции Михаил Гришанков считает, что создание группы под руководством Иванова является "важным решением президента". "Насколько я понимаю, Виктору Петровичу даны все полномочия для проработки всех вопросов, причем иногда, может быть, и достаточно непростых для нашего законодательного поля", – уточнил Гришанков. Среди таких вопросов глава думской комиссии называет требование конвенции ООН о введении уголовной ответственности для юридических лиц. Думская комиссия под руководством Гришанкова пытается решить проблему коррупции несколькими способами. Депутаты собирались проводить экспертизы законопроектов еще на стадии их подготовки в первом чтении. "Антикоррупционная экспертиза, – пояснил Гришанков, – это один из инструментов на пути беспардонной деятельности лоббистов, которые иногда в наглую стараются заложить в законопроекты положения, которые не находятся в области интересов законодательства и общества". Однако выявить в документах все положения, способствующие коррупции, задача нереальная. По мнению одного из разработчиков методики антикоррупционной экспертизы, руководителя проекта по административной реформе Центра стратегических разработок Владимира Южакова, "некоторые из этих фактов настолько очевидны, что для их устранения необходимо лишь желание". В то же время, он считает, что коррупционность какой-либо нормы не всегда означает, что она была использована разработчиком нормативного акта в коррупционных целях. Хотя некоторые нормы специально создаются для использования их "не в интересах общества". Думская комиссия так же планирует анализировать решения, принимаемые властями разного уровня и изучать практическое применение федерального законодательства, регулирующего деятельность правоохранительных органов. Одним из предложений комиссии стала попытка введения "презумпции виновности для чиновников". Соответствующие поправки, по мнению Гришанкова, необходимо внести в закон о государственной гражданской службе. Они предусматривают декларирование имущества не только самого чиновника, но и членов его семьи. Напомним, что недавно с подобной идеей выступил начальник отдела административной реформы Минэкономразвития Максим Паршин. А около года назад инициатором подобной идеи был глава счетной палаты Сергей Степашин. Аналогичные предложения заложены в политической платформе партии "Справедливая Россия". В тоже время, помимо декларирования доходов, "эсеры" предлагают еще и осуществлять контроль за банковскими счетами и расходами чиновников. Между тем, как сообщил Гришанков, комиссия Госдумы уже разработала рамочный законопроект о противодействии коррупции. По его словам, он уже проходит согласование в заинтересованных ведомствах. Глава комиссии считает, что этот законопроект надо принимать как можно быстрее, а потом уже вносить поправки в другие законы. Так, например, планируются изменения Уголовного кодекса, которые расширят перечень коррупционных преступлений. А в Уголовно-процессуальном кодексе будет прописана "тема иммунитетов", то есть освобождения от уголовного преследования. Сейчас, как считает Гришанков, некоторые наши граждане зачастую неоправданно находятся "на особом положении". Правда, глава думской комиссии не уточнил, кого могут лишить иммунитета, которым, кстати, обладают и депутаты Госдумы. Напомним, что более конкретно по этому поводу высказывался спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Он считает, что членов обеих палат парламента нужно лишить статуса неприкосновенности. Не осталась в стороне от неравного боя с коррупцией и Общественная палата. Недавно там подготовили доклад о коррупции в России, в котором обобщены сведения о том, как и за что дают и берут взятки, а также предлагаются способы решения этой проблемы. В частности, авторы документа выделяют несколько типов коррупции. Один из них – бытовая, распространенная среди врачей, учителей и военных, которая "не оказывает существенного влияния на экономику страны, но серьезно деморализует простых граждан". Однако наибольшую опасность для общества несет коррупция в органах власти, поскольку, считают в палате, "ее системное распространение привело к тому, что государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся во власти". По мнению авторов документа, причины повсеместного взяточничества находятся в российской истории, несовершенстве законодательства, в "нравственном разложении общества" и "в отсутствии полноценной воспитательной работы". В Общественной палате уверены, что журналистские расследования также нередко имеют заказной характер. В качестве мер борьбы с коррупцией Общественная палата предлагает расширить деятельность в правовом поле. Авторами документа предлагается привести национальное законодательство в соответствие с международными конвенциями и ужесточить уголовную ответственность за взяточничество. Кроме того, в палате считают, что необходимо в борьбе с коррупцией задействовать общественный механизм. В частности, работать с "массовым сознанием", привлекая "талантливых журналистов" к созданию серии передач, героями которых станут честные следователи, прокуроры и судьи. Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.
Елена Беркут
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |