Фото с сайта www.polit.ru Дмитрий Медведев утвердил прогноз социально-экономического развития России на период до 2030 года. На первый взгляд, не совсем понятно, в чем смысл этого действия: прогноз развития страны не станет точнее от того, что под ним поставит подпись глава правительства. Однако сам премьер-министр считает, что документ, подготовленный Минэкономразвития, должен стать своего рода стратегической программой развития страны.
"Прогноз... должен стать основой для развития отдельных отраслей, территорий, для принятия решений по осуществлению масштабных инфраструктурных проектов и в целом для укрепления национальной конкурентоспособности", – сказал Медведев на совещании с вице-премьерами.
Вместе с тем, программа стратегического развития у страны уже имеется. Это концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Она появилась еще в 2008 году и ставила весьма амбициозные цели: широкое внедрение инноваций в промышленности, решение социальных проблем, бурный экономический рост, исправление демографической ситуации и многое другое.
Ухудшение экономического положения из-за кризиса потребовало доработки документа. В конце 2011 года для концепции даже создали отдельный сайт — "Стратегия-2020", где было опубликовано большое количество докладов, отчетов и стенограмм дискуссий, в ходе которых многочисленные эксперты решали "как нам обустроить Россию".
Но если теперь в качестве "основы для принятия решений" рассматривается новый "Прогноз-2030", то это вполне может означать, что программа "светлого будущего" обрела одну из основных характеристик линии горизонта — способность бесконечно удаляться от наблюдателя.
Прогноз открывается перечнем "основных экономических тенденций", которые будут действовать в долгосрочной перспективе. Среди прочих в списке значатся: "Усиление зависимости платежного баланса и экономического роста от притока иностранного капитала; исчерпание имеющихся технологических заделов в ряде высоко– и среднетехнологичных отраслей; сокращение населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров".
Перспектива не самая радужная, но развитие страны предусматривает два сценария: консервативный и инновационный. Оба предполагают в долгосрочной перспективе умеренный рост цен на нефть и сырьевые ресурсы, а также рост экономики и улучшение благосостояния населения. Но реализация консервативного сценария (называемого также "перспективой энерго-сырьевого развития") сохраняет "низкий уровень инновационной активности высокотехнологичных секторов" и "закрепление их качественного отставания от лидирующих стран".
Прогнозы изменения уровня жизни граждан страны и рост реальной заработной платы опираются на демографическую ситуацию. В консервативном варианте, несмотря на стабилизацию рождаемости, уровень смертности будет расти из-за "демографического старения населения", хотя продолжительность жизни увеличится с нынешних 70,2 года до 74 лет в 2030 году.
Высокий демографический прогноз, задействованный в инновационном варианте развития, предполагает еще больший рост продолжительности жизни, увеличение рождаемости, а также более существенный приток мигрантов. В результате по оптимистичному прогнозу численность населения может вырасти к 2030 году со 143 миллионов до 147,7 или даже до 153 миллионов человек.
По консервативному прогнозу реальная заработная плата через 17 лет вырастет в 2,2 раза, а по инновационному в 2,6 раза. Пенсии увеличатся, соответственно, в 4,7 раза или в 4,2 раза. Темпы роста реальных доходов граждан страны будут составлять от 3,4% до 4,4% ежегодно. В итоге, инновационное развитие сократит долю бедного населения в России с 12,8% до 7,5% к 2030 году, а консервативное — до 8,2%.
Для достижения высоких результатов, инновационный сценарий предполагает рост инвестиций "в человеческий капитал". Среди прочих параметров, вырасти должны расходы на образование (с 5,2% до 7,0% ВВП к 2030 году), расходы на здравоохранение (с 4,6% до 7,1%), на науку (с 1,2% до 3,0%). Обозначенные показатели роста авторы прогноза называют "сопоставимыми с уровнем расходов развитых стран".
В задачи инновационного сценария, входят также и высокие требования к "росту несырьевого экспорта". Продажи за рубеж произведенных в стране товаров, включая "машины и оборудование", по оптимистичному прогнозу должны за 17 лет вырасти в 15 раз, а общая выручка в этом сегменте экспорта должна составлять 330 – 340 миллиардов долларов США.
Кроме того, предполагается, что Россия должна занять от 5% до 10% мирового рынка в сферах "ядерных технологий, авиастроения и вертолетостроения, программного обеспечения и инжиниринговых услуг, космических услуг и производства космических аппаратов, редкоземельных элементов, образовательных услуг". Что касается сырьевых отраслей, то здесь, по инновационному сценарию, экспорт сырой нефти должен быть вытеснен глубокой переработкой углеводородов и ростом экономического значения российской нефтехимической промышленности.
"Реализация инновационного сценария позволяет значительно сократить разрыв с развитыми странами по уровню благосостояния россиян и повысить статус России в мировой экономике. Рост экономики будет опираться на активные социальные сдвиги, связанные с ростом среднего класса и креативных созидательных слоев общества. Россия укрепит свои позиции как одного из лидеров научно-технологического и образовательного развития в мире", – сказано в документе.
В рамках инновационного сценария также предусмотрен "вариант с форсированными темпами роста". Он сохраняет ориентацию экономики на доходы от наукоемких и высокотехнологичных отраслей, но предполагает рост экономики ускоренными темпами за счет повышения роли "фактора капитала": быстрого увеличения объема инвестиций и активного накопления долгов частными предприятиями. Как следствие, это вариант влечет "макроэкономическую несбалансированность" и подверженность финансовой системы страны "экономическим шокам".
Консервативный сценарий явно обозначен в прогнозе как нежелательная перспектива развития страны. Он не предполагает роста технологической конкурентоспособности экономики, зато обеспечивает "закрепление доминирования сырьевого сектора", усиление зависимости от конъюнктуры рынка энергоносителей, увеличение социального неравенства, рост дифференциации доходов между регионами страны, а также зависимость от импорта технологий.
"Энерго-сырьевой" вариант развития тоже предполагает рост доходов населения в ближайшие 17 лет, а также "модернизацию и интенсивное развитие российской энергетики", но фактически лишает страну какой-либо исторической перспективы. Отмечается, что ведущая роль в реализации сценариев развития страны определяется государственной политикой и "поведением бизнеса".
В заключение стоит отметить, что по мнению экспертов Минэкономразвития, нынешняя политика государства обеспечивает лишь "сырьевую перспективу", и вероятность реализации неблагоприятного сценария считается более высокой. "Консервативный сценарий отражает доминирующие в настоящее время интересы в российской экономике и характеризуется более высокой вероятностью реализации, чем инновационный сценарий", – заключают авторы прогноза.