Математик, профессор Университетского колледжа Лондона Дмитрий Васильев. Фото с сайта www.strf/ruСправка STRF.ru: Дмитрий Васильев окончил Московский физико-технический институт, через несколько лет после защиты возглавил лабораторию в Институте проблем механики. В 1991 году стал читать лекции в Университете Сассекса. На кафедре математики в UCL работает с 2006 года. Основные научные интересы профессора Васильева лежат в области анализа дифференциальных уравнений в частных производных и альтернативных теорий поля
Дмитрий Васильев, математик, профессор Университетского колледжа Лондона (UCL), рассказывает, как устроена система финансирования науки в Британии и что в ней хочется изменить.
Как устроена грантовая система в Британии?
– Учёные здесь преподают и занимаются научной работой – только так можно получить работу в университете. Я не помню точную статистику, но в целом британская наука живёт за счёт преподавания, которое приносит неплохие деньги. Количество же грантов зависит от направления исследований. Например, на кафедре физики физико-математического факультета работают большей частью экспериментаторы, и они живут в основном за счёт грантов. У меня кафедра математики, и мы живём за счёт преподавания.
Каковы типичные размер и срок, на который даётся грант?
– Типичный срок гранта – 3 года. А размер зависит от того, чем вы занимаетесь. У математиков гранты не очень большие – 400–500 тысяч фунтов. На эти деньги можно нанять пару постдоков, съездить на несколько конференций. А если вы экспериментатор, то можно получить грант в несколько миллионов. Но на него будет жить большой коллектив. Так что это зависит от области науки. Есть несколько советов при правительстве, которые распределяют гранты по разным научным дисциплинам. Тот, с которым я ближе знаком, – это Engineering and Physical Sciences Research Council (EPSRC), где раздают гранты по инженерным наукам, химии, физике, математике.
Как принимается решение, кому давать грант, а кому нет?
– Есть автоматизированная компьютерная система для отправки заявок рецензентам на отзыв. Тебе присылают заявку, ты пишешь рецензию, потом собирается комиссия, которая рассматривает эти отзывы и принимает решение. Подготовка предложения, заявки на грант, конечно, это занимает достаточно времени.
А как устроена отчётность?
– Когда грант заканчивается, руководитель пишет отчёт, который тоже отправляется на рецензию. Я сам занимался в последние годы административной работой, поэтому не получал грантов. Но в последний раз, когда у меня был грант и я делал отчёт, я написал несколько страниц о том, что было сделано, какие публикации вышли. Это не занимает много времени.
Что бы вы изменили в системе финансирования, будь такая возможность?
– Люди, занимающиеся фундаментальной наукой, в последние годы жалуются, что им дают меньше денег, чем тем, кто занимается "модными" направлениями. Я считаю, что это неправильно, не надо предопределять заранее, какие направления нуждаются в большей поддержке. Лучше дать меньшие гранты, но поддержать разные области. И вообще, самые интересные результаты, на мой взгляд, получаются не из больших вложений, а из разумных.
Сейчас у нас идут дебаты по поводу подготовки аспирантов. Это больной вопрос. Раньше финансовая поддержка аспирантов распределялась более равномерно по университетам и кафедрам. А несколько лет назад было принято решение создавать центры, где готовят много аспирантов сразу. На мой взгляд, для математиков это совершенно не годится. Математики – штучный товар. Поэтому неправильно, когда несколько университетов получают много денег, набирают множество аспирантов, а потом не могут ими руководить, в то время как другие не получают почти ничего.