Президент РФ Владимир Путин. Фото с сайта www.kremlin.ru Все гадали, кто же будет новым главой Центробанка и вот интрига разрешилась. Обещая "вам понравится", в этот раз Путин не обманул ожидания либеральной публики — в лонглисте значился еще и антилиберальный Сергей Глазьев. Прогнозы в кои-то веки (путинская кадровая политика чревата хитрыми "загогулинами") сбылись — ещё накануне источники Reuters называли Эльвиру Набиуллину единственным кандидатом на этот пост.
Набиуллина — один из самых талантливых экономистов из новой путинской администрации. Ранее ее покинули предшественник Набиуллиной на посту главы Минэкономразвития Герман Греф, перешедший в Сбербанк, и Алексей Кудрин, уволенный Дмитрием Медведевым "в никуда". Оба, конечно, не выпали из властных кругов насовсем, но административных постов более не занимают. Греф должен, видимо, порадоваться за бывшую многолетнюю подчиненную — она теперь будет не только контролировать работу всех банков страны, но и выполнять функции собственника банка Германа Грефа — ЦБ принадлежит контрольный пакет акций Сбера.
С именем Набиуллиной связывают большую часть либеральных тезисов посланий Путина времен первого его президентского срока. Сегодняшний Путин реформированием экономики в либеральном ключе вроде бы пока заниматься не стремится, но и противоположных инициатив у президента вроде бы не было.
Набиуллина — новшество для Центробанка, и ее приход может означать изменение функционала и политики ЦБ в ближайшие годы. Она все-таки занималась по прежнему профилю своей работы экономическим развитием, а Центробанк вместе с Минфином в приоритетах имели удержание инфляции. Так что новая политика Центробанка вполне вероятно будет "про-МЭРовской", а не направленной исключительно на сдерживание роста денежной массы.
Эльвире Набиуллиной досталось мощное ведомство — только что Минфин опубликовал проект закона, который предполагает передачу ЦБ важнейших полномочий ФСФР. Если в правительстве и Госдуме смысл документа не изменится, то одно ведомство сосредоточит функции по регулированию и надзору за участниками всех секторов финансового рынка — банками, страховыми компаниями, биржами и пенсионными фондами.
Впрочем, это не значит, что работа будет легкой. После "прощального" интервью Сергея Игнатьева "Ведомостям" общественность заговорила про проблему отмывания денег, которую, между прочим, связывают со всемогущими силовиками и госбанками. Если у серых схем правда есть лоббисты в госструктурах, то вывести на свет заметную часть экономики России, а также пополнить бюджет как всегда столь необходимыми налогами будет непросто.
Помимо криминальной проблемы отмывания денег, новой руководительнице Центрального банка придется столкнуться и с чисто макроэкономическими "задачками", например, перегревом кредитного рынка и перегруженностью населения потребительскими кредитами и платежами по ним.
Нельзя будет забывать и о курсе рубля. В самом начале кризиса ЦБ удерживал рубль от падения, а затем провел резкую девальвацию. После этого ЦБ придерживался политики плавающего курса, что является достаточно эффективным способом борьбы с инфляцией при опытном руководстве. Эльвира Набиуллина вряд ли считает, что денежная эмиссия может подстегнуть экономический рост хоть в сколько-нибудь долгосрочной перспективе, но в последнее время все больше голосов требует печатать деньги, и ей придется отбиваться.
Сергей Игнатьев — бывший заместитель Алексея Кудрина, и в бытность того министром финансов никогда не пренебрегал мнением Минфина по всем ключевым вопросам — а значит четко следил за тем, чтобы дебет сходился с кредитом. Эльвира Набиуллина заметную часть своей карьеры провела в Министерстве экономики, которое, зачастую, занимается лоббированием интересов промышленности или других отраслей, которым вечно нужны то налоговые льготы, то государственные гарантии по кредитам, то просто ссуды из госбанков — выполнение всех этих просьб в результате может привести к разбалансировке бюджета. Если при ней ЦБ перестроится с Минфина на Минэкономразвития, то это в экстремальном варианте может привести Россию практически к катастрофе.
Впрочем, Центральный банк согласно Конституции — независимое ведомство. Глава ЦБ назначается по процедуре, сходной со схемой назначения премьер-министра — Дума утверждает внесенную президентом кандидатуру. Основной закон определяет исключительное право ЦБ на осуществление денежной эмиссии и в качестве основной функции называет защиту и обеспечение устойчивости рубля. В реальности Центральный банк совместно с Минфином отвечают за стабильность всей экономики России — в современном мире монетарная, бюджетная и экономическая деятельность разных ведомств слишком тесно связаны и, например, во время кризиса ЦБ, Минфин и Минэкономики координировали практически все свои шаги и заявления.
Несмотря на особый статус ЦБ, конкретные российские условия заставляют его стремиться не к независимости, а к убеждению руководства страны в необходимости проведения определенной политики и реформ. Эльвира Набиуллина в этом смысле сильный игрок — президент Путин уже много лет внимательно слушает ее советы, а в своем правительстве назначил ее министром экономического развития. Усилить "десант из Кремля" в Центральном банке может Ксения Юдаева — начальник Экспертного управления президента, до этого бывшая главным экономистом в Сбербанке с момента перехода в него Германа Грефа. С другой стороны, это может слишком ослабить экономический фланг администрации президента.
Плюс ко всему, в профессионализме Набиуллиной мало кто сомневается, так что за денежно-кредитную систему страны можно пока не беспокоиться.
Выдвижение Эльвиры Набиуллиной на пост главы Центрального банка России можно воспринимать как один из символов успеха "команды Грефа" образца 2000-х годов. Ранее ЦБ возглавляли или выходцы из системы советского Госбанка — это Виктор Геращенко, который был главой Госбанка СССР с 1989 по 1991 годы и председателем ЦБР с 1992 по 1995 и с 1998 по 2002 годы, и Татьяна Парамонова, которую президент Борис Ельцин назначил главой ЦБ в октябре 1994 года и через год был вынужден снять из-за несогласия Думы с ее кандидатурой, или выходцы из Минфина, как Сергей Дубинин, возглавлявший банк с 1995 до кризиса 1998 года, и Сергей Игнатьев, пришедший на смену Геращенко в 2002 и продержавшийся три срока.
Интересно, что женщину на посту главного банкира страны в постсоветских странах встретить проще, чем в западных странах победившей политкорректности. Очевидная причина — огромное количество женщин на должности бухгалтеров и экономистов. ЦБ Белоруссии, Туркмении и Сербии возглавляют именно женщины. Больше женщин-глав центральных банков только в Латинской Америке: а именно в Венесуэле, Барбадосе, Сальвадоре, Гондурасе, Аргентине и Парагвае.