Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Фамилия, имя, цена

04 марта 2013 21:31

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
С 1 марта имя каждого россиянина является личным брендом – никто не вправе использовать его для маркировки товаров, услуг и иной коммерческой деятельности. Эксперты полагают, что это вряд ли защитит знаменитостей от "пиратского" использования их имен, но может позволить "патентным троллям" отобрать дорогие домены.

Вступившие в силу поправки в Гражданский кодекс РФ – малая часть глобальной "цивилистической реформы", инициированной Дмитрием Медведевым пять лет назад после его вступления на пост главы государства. Весной прошлого года состоящий из нескольких сотен страниц проект закона был одобрен в первом чтении и должен был вступить в силу уже в сентябре.

Но специальная комиссия не смогла вовремя рассмотреть тысячи предложений от парламентариев, предпринимательских и общественных объединений, государственных органов и иных экспертов. В итоге принятие документа приостановили, а в декабре его "разбили" на пять самостоятельных законопроектов.

Али ты князь?

Первый закон, вступивший в силу 1 марта, закрепляет право гражданина на использование его имени (фамилии) в творческой, предпринимательской или иной экономической деятельности, причем исключительно "способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан". Иначе говоря – адвокатское бюро "Резник" вправе открывать только сам г-н Резник, а театр "Олега Табакова" – исключительно Олег Павлович и т.д.

До сих пор самые активные защитники своего "именного" брэнда регистрировали соответствующие товарные знаки. В реестре Роспатента можно найти и "театр-студию Табакова", и "Дымова", и "Чапман". В то же время присвоить такой знак мог любой желающий, в том числе не имеющий никакого отношения к означенной персоне.

По словам члена правления Ассоциации патентоведов Петербурга Валерия Мордвинова, уже есть успешный, пусть и не бесконфликтный опыт регистрации "фамильных" товарных знаков, в том числе "Наследие мастера "Левъ Голицынъ", "Классик Бестужев", "Классик Карамзинъ" и "Классик Байрон".

"Знак "Левъ Голицынъ" устоял даже после предъявления претензий "родственника" князя Андрея Голицына. В Палате по патентным спорам удалось доказать, что он может считать себя князем и даже предводителем российского дворянства, но не является наследником князя Льва Голицына, а потому все его попытки разрешать или запрещать регистрацию знака, включающего в свой состав имя и фамилию "Левъ Голицынъ", не имеют под собой законного основания", – поясняет патентовед.

Бумажка дороже имени

Новые поправки в Гражданский кодекс вряд ли исправят ситуацию. Ведь закон не предоставляет гражданину монопольных прав на использование своего имени, а потому агентство "Иванова" может открыть любой Иванов, выпускать книгу Суворова – любой Суворов и т.д.

"Избежать тождества с однофамильцами невозможно, – убеждена юрист корпоративной и арбитражной практики компании "Качкин и Партнеры" Екатерина Смирнова. – Если гражданин намерен выпускать товар или оказывать услуги под своим именем и хочет ограничить использование его при подобной индивидуализации, то необходимо попробовать зарегистрировать имя в качестве товарного знака. Однако не любое имя будет обладать отличительной способностью, поэтому Роспатент может отказать в регистрации".

"Кроме того, имена и псевдонимы известных в России лиц могут быть зарегистрированы в форме товарного знака только с их согласия или, после смерти, – разрешения наследников", – полагает юрист.

Причем "заблокировать" регистрацию имени (в том числе чужого) может любой желающий, отслеживая поданные в патентное ведомство заявки. Валерий Мордвинов рассказывает об опыте "подметных" писем, которые "раскрывают глаза экспертам Роспатента". "Самое удивительное, что эксперты с удовольствием "списывают слова" из подобных писем. Испытано неоднократно на собственной шкуре", – констатирует патентовед.

Именные сутяжники

Специалисты также не исключают, что новый закон активизирует деятельность так называемых "патентных троллей" – мошенников, захватывающих чужие товарные знаки, доменные имена и другие средства идентификации.

Например, никто не мешает любому Иванову потребовать перерегистрации на него домена ivanov.ru (ныне он принадлежит представителю Ингушетии в Совете Федерации), Петрову – petrov.ru и т.д. Более того, по закону всего за тысячу рублей каждый россиянин вправе сменить фамилию и имя на любые иные, в том числе имеющие нарицательное значение, после чего – потребовать защиты своих прав на домен и т.д.

Юристы напоминают, что даже правомерное использование имени должно исключать злоупотребления в любых формах. В частности, если будет доказано, что истинной целью регистрации знака, смены фамилии и иных действий является намерение обойти закон, причинить вред или ограничить конкуренцию, суд вправе отказать "троллю" в защите его прав. Но определенность в этом вопросе появится, скорее всего, только когда сформируется судебная практика.

Павел Нетупский

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы