|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Ракетный поезд со станции "Василек" ушел в вечность21 августа 2005 21:11
Но не каждый человек мог заметить эту разницу. Ведь в остальном поезд был как поезд, каких на просторах России, наверное, тысячи. На вагонах даже написано: "при маневрах не толкать", "с горок не спускать", "грузоподъемность 135 тонн", "для перевозки легких грузов" и еще кое-какие слова, которые можно прочитать и в наших лифтах... Единственное, что сильно отличало этот состав от всех других, – то, что за его передвижением постоянно следило не только местное железнодорожное начальство, диспетчеры и еще кое-кто, но главное – его постоянно контролировали через спутники на той стороне океана, в Пентагоне. Когда он пересекал границу станции "Василек", на Потомаке и центральном командном пункте стратегических ядерных сил США в Гранд-Форксе (Северная Дакота) генералы буквально становились на уши – куда он идет, зачем, есть ли уведомление от русских по этому поводу и когда оно пришло... Дело в том, что это был не простой поезд, а ракетный. И назывался он БЖРК – в переводе на нормальный язык, "боевой железнодорожный ракетный комплекс". Нес в своих вагонах-"рефрижераторах" не мясо и бананы, а три твердотопливные стратегические ракеты Р-23УТТХ "Молодец" с десятью ядерными разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН) мощностью по 550 килотонн каждая или, как их называли на Западе, SS-24 Scalpel. Нужно было, и на какой-нибудь неизвестной никому станции, посреди страны или где-то на таежном полустанке, поезд вдруг останавливался, раскрывалась крыша одного из его вагонов, специальная штанга отводила в сторону электрическую сеть, и над соснами вырастала двадцатичетырехметровая бочка контейнера, из которой с грохотом вылетала вверх огромная стотонная ракета (15Ж61). Запустив двигатели первой ступени, яркой точкой она уходила в небо и за горизонт. На 10 тысяч километров и больше. Не существовало такой силы, которая могла бы перехватить или прервать ее полет, а тем более – россыпь ее головных частей, летящих к цели со сверхзвуковой скоростью. Таких поездов у нас было двенадцать. Кроме Костромских лесов, они стояли в лесах под Красноярском и под Пермью. Те БЖРК уже давно ушли в свой последний путь, а "крайний" поезд со станции "Василек" отправился в вечность совсем недавно – 15 августа. Больше ракетных поездов у России нет и уже не будет. Видимо, никогда. Почему? Рассказывать об этом долго. Но если в двух словах, то созданы эти ракетные поезда в восьмидесятые годы прошлого века в ответ на аналогичную американскую инициативу по постановлению ЦК КПСС и Совмина СССР генеральным конструктором Владимиром Уткиным на Днепропетровском КБ "Южное", а делали их на Павлоградском механическом заводе. Только американцы вскоре отказались от подобной идеи (из-за ее дороговизны и неразвитости собственных железнодорожных сетей), а мы все-таки поставили БЖРК на боевое дежурство. Потом в ответ на просьбу Рональда Рейгана Михаил Горбачев принял решение ограничить их передвижение по стране, поставить на запасные пути. А вскоре был заключен и Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), по которому эти поезда попадали под полную ликвидацию. СНВ-2 американцы не ратифицировали, мы – тоже. Договор не действует, но это продлило жизнь БЖРК только на два года. Они должны были быть ликвидированы по договору к 2003 году, но дотянули до 2005-го. Дольше не смогли. И все из-за того, что КБ "Южное", Днепропетровский "Южмаш" и, тем более, Павлоградский механический остались на Украине, они не имеют права заниматься стратегическими ракетами, а в Павлограде, где делали ракетные поезда, сейчас выпускают троллейбусы. Академик Уткин ушел из жизни. И продлять гарантийные сроки нахождения ракетных поездов на боевом дежурстве никто не может. Да и большой потребности в этом тоже уже нет. Российское стратегическое ракетное оружие стремительно стареет. По словам командующего Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) генерал-полковника Николая Соловцова, в ближайшие пять лет ракетные войска будут сокращаться на одну-две дивизии ежегодно. Это значит, что до 2010 года, а точнее до 2012-го – срока выполнения Россией и США Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), – у нас может остаться не более 313 наземных ракетных комплексов и примерно 923 ядерные боеголовки на них. Точнее, 154 шахтных (40 Р-36М2 "Воевода" или SS-18 Satan по западной классификации, 50 УР-100НУТТХ или SS-19 Stiletto, 64 РС-12М2 "Тополь-М" или SS-27 Sickle), а также 159 подвижных грунтовых ракетных комплексов (144 "стареньких" РС-12М "Тополь" и 15 новых РС-12М1 "Тополь-М", которые с будущего года должны появиться в войсках). И то при условии, если бюджетные средства, запланированные на поддержание и развитие стратегических сил сдерживания, будут поступать в РВСН и на промышленные предприятия, конструкторские бюро, занятые в этой сфере, своевременно и в полном объеме. А не от случая к случаю и не "по капле в год", как это не редко случается. 313 ракет и 923 боеголовки на них, конечно, – не 1398 МБР и 6612 боезарядов, как было у нашей страны еще 15 лет тому назад, в 1990 году. Но, как утверждают специалисты, вполне достаточно, чтобы обеспечить стратегическую безопасность России. Вряд ли найдется в этом подлунном мире такой агрессор, кто рискнет напасть на нашу страну своими ракетами и получить в ответ хотя бы одну-две, которая разорвется над... не буду называть города, которые рискуют подвергнуться такому ответному удару. И от того, что у нас теперь не будет БЖРК, – большой беды нет. Беда для Ракетных войск стратегического назначения и отечественного оружия сдерживания подкрадывается с той стороны, откуда ее, видимо, не ждали. И о чем обычно не говорят. А это хищническое разграбление и присвоение предприятий и производств, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, работающих на оборонку, потеря уникальных технологий, без которых не создать современного оружия и боевой техники, и стремительное старение высокопрофессиональных кадров, еще пока способных создавать такое вооружение... Доходит до того, что минэкономразвития включает в списки на очередную приватизацию десятки тех предприятий, которые запрещены к разгосударствлению специальным указом президента. А новые собственники этих цехов и заводов выбрасывают за ворота уникальные станки. Только для того, чтобы расчистить место для выпуска пивных бутылок и банок под "отвертку", потому что именно это сегодня приносит прибыль, а не какой-то там "композит", из которого делают ракеты и который никак не приспособить к потребностям рынка. То, что ракеты делать будет не из чего, никого в правительстве, видимо, не волнует. Главное, что там разработана программа патриотического воспитания и на нее выделены немалые деньги. А значит, как считается, все само собой устаканится. Не волнует, к примеру, наши спецорганы и судебных приставов, что собственник, захвативший со своей командой оборонный институт в центре Москвы с кучей совершенно секретной документации, не собирается освобождать его даже по постановлению суда. И управы на него никакой нет. Это ведь не дачку с масками-шоу ломать под объективами телекамер на берегу Истринского водохранилища, – тут можно пулю схлопотать. И никто не переживает, что содержимое опечатанных сейфов может оказаться далеко за пределами страны. Это потом будут хвататься за голову и кричать, что же мы наделали. А пока никто из серьезных людей так и не решается вмешаться в "спор хозяйствующих субъектов". Да и с новыми инициативами Министерства обороны о призыве на воинскую службу всех выпускников военных кафедр тоже можно будет поставить на нашей оборонке жирную точку. Раньше выпускники "Бауманки", МАИ и МЭИ, других аналогичных институтов шли после вуза в НИИ, КБ и на производство, которые имели бронь от призыва, и работали там хотя бы до 27 лет, когда угроза "загреметь" в армию исчезала. Кто-то, увлеченный интересной работой, оставался в ОПК навсегда, подпирал ветеранов и перенимал у них уникальный опыт и знания. Тем более, что теперь и с таких предприятий иногда можно выезжать на отдых за рубеж. А сейчас кто туда пойдет после трехлетней или пятилетней, как обещают, офицерской службы? ...Спасательный аппарат, если, не дай Бог, еще раз случится такая беда, как с "Курском" или с батискафом АС-28 "Приз", можно купить. Можно, наконец, еще раз и не раз обратиться за иностранной помощью и спасти своих людей. Стратегических ракет нам никто не продаст. А что мы без них? Верхняя Вольта? Ракетный поезд со станции "Василек" ушел в вечность. Но проблемы обеспечения национальной безопасности России, защиты ее стратегических, политических, экономических и многих других государственных интересов остались. Кто о них побеспокоится, если не мы все вместе – граждане своей страны.
Виктор Литовкин
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеСергей Б
Да, к сожалению, в России всегда было так, разрушим старый мир до основания, а как новую систему создать – никто не знает. И начинаются потом скоропалительные мероприятия и создание нового в кавычках оборудования, давно созданного, забытого, уникального и никому до поры до времени не нужного.. Кроме, кстати, наших зарубежных коллег в кавычках. Прискорбно. Smit
хорошая статья, но вот тольо не понятно, какой эфект от всего написанного, у меня кроме лично кроме досады ни каких не возникает... Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |