|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Концептуальный кризис27 февраля 2013 22:46
Напомним, ФЦП "Исследования и разработки" и ФЦП "Кадры", курируемые Министерством образования и науки России, вот уже несколько лет получают изрядную порцию критики за излишнюю формализованность, сковывающую научную работу необходимостью соблюдать 94-ФЗ, а также обязательствами писать огромные отчёты. За прошедшие годы на данные темы проведено немыслимое количество дискуссий. Во многом с опорой на эту критику в недрах Минобрнауки РФ родились новые проекты федеральных целевых программ, которые должны стать преемницами нынешних научных ФЦП. Организованные по новым принципам программы должны заработать уже с 2014 года. По словам директора Департамента развития приоритетных направлений науки и технологий Минобрнауки Сергея Салихова, главные инициативы, нашедшие отражение в новых проектах федеральных целевых программ, касаются прежде всего усиления адресности финансирования. В частности, акцент сделан на переход к грантовой системе поддержки научных проектов, тогда как в настоящее время исследования ведутся в рамках государственных контрактов, заключённых в соответствии с 94-ФЗ. "В настоящее время проекты ФЦП согласованы в Минэкономразвитии РФ и находятся на рассмотрении в Министерстве финансов РФ", – отметил Сергей Салихов. Присутствующий на коллегии замминистра финансов Михаил Котюков подчеркнул, что новые федеральные целевые программы не должны по инерции вбирать в себя принципы организации исследовательской поддержки, заложенные в действующих сегодня ФЦП, но в то же время высказал сомнения относительно законности перехода на грантовую систему финансирования. По ходу дискуссии однозначно так и не прояснилось, позволяет или нет Бюджетный кодекс финансировать научные проекты в рамках федеральных целевых программ с помощью грантовых инструментов. Не исключено, что для утверждения новых ФЦП потребуется вносить изменения в базовые федеральные законы. Михаил Котюков также заявил, что пока федеральный бюджет несёт обязательства только по нынешним ФЦП, которые завершаются в 2013 году. Что же касается программ, идущих им на смену, то тут можно говорить лишь об условно подтверждённых договорённостях, согласно которым финансирование научных ФЦП сохранится как минимум в прежних объёмах. По мнению замминистра финансов, концепцию новых ФЦП "ещё стоит пообсуждать в течение месяца" до окончательного утверждения в Правительстве России. Звучали и замечания по поводу ухода программ "всё дальше от экономики и социальной жизни", снижению индикаторных показателей по производству и экспорту продукции, а также софинансированию со стороны бизнеса. Исходя из этого, некоторые эксперты призывали ни в коем случае не одобрять проекты в представленных вариантах. Хотя разработчики именно этот принцип – поддержку науки на докоммерческой стадии – преподносят как основную "фишку". "Программа “Исследования и разработки” будет ориентирована на формирование научно-технического задела для передачи его с целью последующей коммерциализации либо в бизнес, либо в отраслевые министерства, которые занимаются развитием разных сфер экономики, – пояснил министр образования и науки России Дмитрий Ливанов. – Другая задача состоит в том, чтобы передать деньги на исследования в руки самих исследователей. Для этого лучше подходит форма гранта, чем государственного контракта. Это позволит нам уйти от мелочной регламентации, огромной бессмысленной отчётности. Перейти от контроля за затратами к контролю за результатами. Именно эта идеология закладывается в новую концепцию ФЦП. Цель – формирование новой научной элиты в России, создание новых точек роста в науке". Дмитрий Ливанов заметил, что диалог по поводу всех этих вопросов продолжается в Министерстве финансов РФ, и выразил надежду, что он закончится приемлемым для всех решением. Помимо этого, на коллегии обсудили вопросы управления имуществом высших учебных заведений, в частности, перспективы перераспределения имущественного комплекса чрезмерно богатых вузов в пользу нуждающихся. Концепция по реализации полномочия собственника имущества, предполагающая разные формы контроля за использованием движимого и недвижимого имущества в подведомственных министерству организациях, была одобрена ещё в 2012 году. "Этот документ позволяет быстро реагировать на нарушения, он бы мог стать базой для создания аналогичных концепций в других министерствах", – отметил присутствовавший на коллегии аудитор Счётной палаты Сергей Аганцов. Однако, по словам директора Департамента управления сетью подведомственных организаций Минобрнауки Екатерины Толстиковой, до сих пор выявляется немало нарушений, связанных с использованием имущественного комплекса. В ближайшее время потребуется сформировать чёткую позицию о стандартизации управления имуществом вузов, об отслеживании показателей эффективности такого управления и уровне ответственности менеджмента высших учебных заведений. Участвовавших в обсуждении темы ректоров вузов интересовал вопрос возможности использования вузовских спортивных объектов в коммерческих целях. Ректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Владимир Мау предложил решить этот вопрос централизованно, полагая, что если такие объекты, как, например, бассейн, пусть даже частично открыть для посторонней публики, студенты сразу почувствуют ограничения своих законных прав. В других высших учебных заведениях обнаружились противоположные проблемы: недостаток имущества для полноценного образовательного процесса. Ректор Московского университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Валентина Иванова поведала, что около 50 миллионов рублей её вуз ежегодно расходует только на аренду имущества, и выразила надежду, что дальнейшие шаги по оптимизации имущественного комплекса вузов будут направлены на перераспределение. Этот посыл поддержал и глава Минобрнауки: "У нас есть такие учебные заведения, в том числе национальные исследовательские университеты, в которые страшно зайти, а есть вузы, которые по 100 тысяч квадратных метров площадей сдают в аренду, – заметил он. – Нужно навести порядок в этой сфере, всё должно быть пристойно. Имущество не самоцель для организации, а средство для выполнения государственных задач". Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предложил ввести норматив по минимальному и достаточному обеспечению имуществом вузов, чтобы было понятно, от какой точки вести отсчёт. Заместитель руководителя Росимущества Иван Аксёнов акцентировал внимание на огромном имущественном комплексе Российской академии наук, который, по его мнению, не менее, чем вузовский, нуждается в оптимизации.
Быкова Наталья
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |