|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Кодекс учителя снаружи и внутри19 февраля 2013 21:56
Первое впечатление от прочитанного документа: как много и сколь многим учитель должен... Начало обсуждения стандарта учителя было положено еще в памятный 2010 год, нареченный властью Годом учителя. Тогда надо было как-то ударно отметить учительство. А события шли, как назло, праздничной атмосфере совсем не соответствующие. Напомним, что в 2010 году много шума наделали истории с избиением учителей подростками. После случая с шелеховской пенсионеркой-учительницей, которую пинали на уроке физкультуры школьники-отморозки, стали раздаваться голоса учителей, что педагога надо бы как-то защитить. Но на свет появился совсем другой документ, не защищающий учителя, а обязывающий. Стандарт (впрочем, тогда его еще называли кодексом, а был он меньше по объему) учителя, как и полагается, спустили для обсуждения в массы. И учителя резко раскритиковали его, обозвав "уголовным кодексом". "Люди, его составляющие, вообще-то имеют хоть какое-то отношение к образованию или нет? – в лоб спросили учителя тогдашнего министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко. – Интересно, какого такого учителя имели в виду составители стандарта, когда писали следующее: "Учитель не должен использовать "в личных целях" телефон и компьютер, требовать дополнительного вознаграждения за свою работу и распространять сплетни"? Нынешний стандарт учел уроки прошлого, но не настолько, чтобы окончательно отмежеваться от предшественника. Так что это вообще – тотальный контроль над каждым учителем? Или все сделано всего лишь для удобства проверяющих чиновников? Введение стандарта после пилотной фазы предполагается с 1 сентября 2014 года. Ответственность за внедрение проекта предполагается возложить на еще не созданную общественную ассоциацию "Профессиональный стандарт учителя-2013". Как говорится в преамбуле документа, профстандарт "должен прийти на смену морально устаревшим документам, призван прежде всего раскрепостить педагога, дать новый импульс его развитию". Разработчики трактуют стандарт (обращенный к личности педагога) как "инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире, повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень". Характеристики успешного педагога заключаются в том, что он готов к переменам, мобилен, способен к нестандартным трудовым действиям, ответственный и самостоятельный в принятии решений. Теперь – что учитель должен в обучении? Иметь высшее образование. (Все, кто его не имеет, должны пройти переподготовку.) Демонстрировать знание предмета и программы обучения. Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность. В области воспитания педагогам необходимо "владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций, методами музейной педагогики" и другими подобными искусствами педагогики. В области "развития детей" учитель должен быть готов принять разных детей, "вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья; иметь способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития; оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами". Учитель обязан уметь "читать документацию специалистов" (психологов, дефектологов и т.д.). "Уметь составлять вместе с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. Осуществлять совместно с дефектологами психолого-педагогические характеристики (портрет личности учащихся)". Помимо общих в документе отдельно прописаны требования для педагогов начальной школы и дошкольного образования. Также выделены приложением и стандарты для учителя русского языка, математики и информатики. Раздел "Методы оценки" утверждает, что, "оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности – учениками и его родителями". Проект стандарта предполагает, что оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть "проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме". Объем и частота проведения аудита, говорится в проекте, устанавливаются самой образовательной организацией исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг. В общем, с одной стороны, учителю говорят о том, что он и так делает. С другой стороны, чиновники даже не пытаются сократить объем письменной отчетности, а, наоборот, понуждают учителей писать кучу программ, планов и прочих бумаг. Впрочем, может, и правильно сказал один учитель на форуме про стандарт: "Прочесть и быстро забыть. Мой личный кодекс давно у меня внутри".
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |