|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Учителей завалят учебниками П14 февраля 2013 21:56
Но глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая все равно направила запрос в Генпрокуратуру с просьбой провести проверку решения Министерства образования и науки о значительном увеличении перечня учебников на следующий учебный год. В этом решении она видит серьезные коррупционные риски. Издательства, по мнению депутата, озабочены проталкиванием своих учебников и авторских коллективов. "В новом законе об образовании речь идет о единстве образовательного пространства. Принятие решения об увеличении количества учебников до трех тысяч делает полностью нереализуемым этот главный принцип", – цитируют информационные агентства Яровую. Между тем сами авторы учебников и разработчики программ объясняют ситуацию разрастания пособий тремя моментами. Во-первых, согласно новым стандартам, программы будут для базового, профильного и углубленного уровней. Уже сам этот факт требует разных учебников. Во-вторых, новые стандарты предполагают изменения в концептуальном подходе к освоению учебных программ. Это потребует переподготовки педагогов. И на переходный период разными педагогами будут востребованы разные учебники. Кто-то будет заниматься с детьми по старым учебникам, как он привык, а кто-то убежит далеко вперед. Спрос и тех и других придется издательствам удовлетворить. Кстати, эксперты уверяют, что этот период может затянуться. Не все учителя способны быстро переобучаться. Да и мнение родителей сегодня, как известно, особо не проигнорируешь. В-третьих, сам подход к преподаванию в школе изменится. Авторы стандартов убеждают нас, что в школу придет западный подход – личностно ориентированный. Тот, что лежит в основе и школьного, и дошкольного образования Финляндии, Швеции и некоторых других стран. При этом… пустив западников в наше образование, авторы концепции поспешили еще и отдать дань региональному фактору. Это, разумеется, тоже увеличивает ряд учебников. В личностно ориентированной модели равное значение придается и эмоционально-личностному, и социальному, и когнитивному развитию. И как рекламируют идею ее авторы, акценты будут расставлены так, что в школе, особенно на младшей ступени, будут стараться уходить от академической направленности программ. Например, как сообщил на сайте издательства "Просвещение" Алексей Глазков, автор новой линии школьных учебников по русскому языку, грамотность у девушек формируется к 16 годам, а юношей – к 18. А в стандартах прежде этот фактор не учитывался. Теперь школы будут учитывать и это, и многое другое, связанное с личностью ученика. Снимут прежний акцент с орфографии и пунктуации. А готовить будут человека говорящего, пишущего, читающего. Это три актуальных аспекта образования. Учебник будет соответственно ставить своей целью научить школьника не просто читать, а понимать прочитанное. Экономя время ученика, толкование незнакомых слов будет тут же, в сноске на странице, рядом с текстом. Ребенку не надо будет лезть в словарь. Школьник должен научиться будет не только письму под диктовку, но и тому, что продиктовано временем. Его научат писать деловые письма, составлять резюме, размышлять в эссе и т.д. Задания по русскому языку авторы предлагают переносить в Интернет, устраивать там конкурс блогов. То есть использовать весь тот инструментарий, который сегодняшнему педагогу пока еще осваивать не приходилось. Понятно, что такая революция в образовании понравится не всем. Но сегодня путь к новой школе глазами ее разработчиков выглядит примерно так. И единства образовательного пространства, подразумевающего, видимо, в устах депутата Яровой, выравнивание образования, не будет уж точно. Кстати, на днях вышел доклад директора Центра экономики непрерывного образования при Российской академии народного хозяйства Татьяны Клячко "Образование в России: проблемы и решения". Там автор довольно четко объяснила, почему выравнивание образования невозможно. Например, в детском саду оно невозможно по причине сегрегации по месту жительства. Дети из бедных семей попадают в круг своих, потому что живут кучно в таком районе. Дети богатых – в свой. В средней школе формируются свои образовательные гетто. И подушевой подход в образовании (деньги в школу приходят вслед за учеником) эту тенденцию только увеличивает. И это, кстати, происходит не только у нас. В Великобритании, например, введение образовательных ваучеров тоже привело к еще большему социальному расслоению общества. Далее, считает Татьяна Клячко, этот процесс окончательно закрепляется на этапе высшего образования. Простое население, реализуя свою норму – "только высшее образование", переплачивает за третьесортный продукт. Первосортный для них остается все так же недостижим. Поэтому учебников, одинаковых для всех, нет и быть не может. Разнообразие было, есть и будет. Другое дело, что хороших должно быть больше. Как и учителей. Но это уже другая тема для депутатских запросов.
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |