|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Не взлетим, так поплаваем01 февраля 2013 22:53
Немного истории Аварии в проекте Sea Launch происходили и раньше — новая нештатная ситуация стала третьей в истории этой программы. Первая произошла 12 марта 2000 года во время третьего с начала программы пуска. Он состоялся в 6:49 по местному времени, на борту находился спутник мобильной связи ICO F-1. При запуске двигателей второй ступени ракета начала отклоняться от заданной траектории. Через два часа после пуска представители консорциума Sea Launch объявили, что "Зенит" потерпела аварию, а спутник потерян. В ходе расследования специальная комиссия установила, что к аварии привело незакрытие клапана пневмосистемы второй ступени из-за программной ошибки в наземной системе. Открытый клапан, в свою очередь, вызвал потерю давления газа в системе, что привело к сбою автоматики рулевого двигателя и его последующей остановке. 29 июня 2004 года с плавучей платформы в Тихом океане запускали спутник связи Telstar-18. На сей раз у "Зенита" отказал разгонный блок ДМ-SL. Согласно официальному пресс-релизу, при запуске в бортовой кабельной сети разгонного блока произошло замыкание. В итоге маршевый двигатель ДМ-SL отключился досрочно и "Зенит" не сумел вывести спутник на нужную орбиту. Пуск признали "частично успешным". Самая масштабная авария в рамках программы Sea Launch произошла почти ровно шесть лет назад — 30 января 2007 года по местному времени или 31 января — по московскому. Практически сразу после пуска двигателей ракета, которая должна была доставить на орбиту нидерландский спутник связи NSS-8, провалилась в стартовый стол. Произошел взрыв. Последующий осмотр места происшествия представителями Sea Launch показал, что серьезных повреждений пусковая платформа не получила, и ее отправили в порт приписки — американский Лонг-Бич — на косметический ремонт. Причиной аварии специальная комиссия назвала отказ и возгорание двигателя первой ступени РД-171М из-за попадания в насос окислителя посторонней металлической частицы. Тридцать пятый Что стало причиной последней нештатной ситуации, пока до конца непонятно. Расследовать инцидент будет специальная комиссия — ее организует Центр управления полетами. Предварительно известно лишь, что вскоре после старта ракеты (10:56 по московскому времени, 20:56 31 января по местному времени) двигатель первой ступени РД-171, изготовленный НПО "Энергомаш", перестал работать. Сразу после инцидента исполнительный директор "Энергомаша" Владимир Солнцев пообещал провести экспресс-анализ телеметрической информации пуска ракеты. Разработчик самой ракеты "Зенит" — украинское КБ "Южное" — также взялся разобраться в причинах фальстарта. "Наши специалисты где-то через пять часов получат телеметрию. Мы будем работать в субботу и в воскресенье, и в понедельник мы, возможно, уже сможем сделать предварительные выводы о причинах аварии. Специалисты РКК "Энергия" [которая разработала для ракеты "Зенит-3SL" разгонный блок ДМ-SL — прим. "Ленты.ру"] тоже занимаются анализом данных", — рассказали РИА Новости в КБ. Тем временем источник "Интерфакса" в ракетно-космической отрасли предположил, что сбить ракету с правильной траектории могло сильное волнение Тихого океана. По его словам, стабилизирующие двигатели пусковой платформы едва справлялись с качкой, в то время как для успешного пуска необходима полная устойчивость пусковой поверхности: к ней привязано все навигационное и гироскопическое оборудование ракеты и платформы. Поскольку "Зенит" с самого старта ушел с нужной траектории, по мнению собеседника агентства, можно говорить о том, что системы ракеты сразу определили нештатную ситуацию из-за качки и включили двигатели на увод ракеты от пусковой платформы Odyssey. "Ракета упала в океан, командное судно и плавучий космодром не пострадали", — подытожил представитель ракетно-космической отрасли. Источник РИА Новости, в свою очередь, указывает на другую возможную причину аварии. "Пятидесятые-шестидесятые секунды — это время прохождения ракетой максимальных аэродинамических нагрузок, и поскольку это время является наиболее трудным с точки зрения управления ракетой, скорее всего, авария произошла из-за сбоя в системе управления, что, в свою очередь, может означать целый комплекс причин. К примеру, либо были выданы неправильные команды, либо команды неправильно выполнялись", — заявил собеседник агентства. Вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин в своем твиттере приводит и вовсе иное описание аварии. По словам чиновника, автоматическая команда на отключение двигателей поступила на 20-й секунде полета. Ракета Как бы то ни было, но причина аварии, скорее всего, кроется все-таки в самой ракете-носителе. Что именно произошло, предстоит выяснить комиссии, однако сейчас необходимо помнить о двух важных фактах. Во-первых, в общей сложности ракеты-носители семейства "Зенит-2" запускали 78 раз. Восемь пусков закончились авариями, еще четыре признали частично успешными. Например, 9 ноября 2011 года ракета "Зенит-2SLБ" стартовала с Байконура с российской автоматической межпланетной станцией "Фобос-Грунт" на борту — сама ракета тогда отработала штатно, в отличие от двигательной установки космического аппарата. Во-вторых, генеральный конструктор КБ "Южное" Станислав Конюхов, комментируя неудачный пуск ракеты с морской платформы еще в 2000 году, заявил тогда, что пять аварий на 34 пуска ракет семейства "Зенит-2" — "нормальная статистика" для ракет такого класса, она лишь свидетельствует об их надежности. И раз программу пусков с тех пор никто не остановил, значит, участников и партнеров Sea Launch все устраивает.
Алексей Михалёв
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |