Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Зачем физику лирика

29 января 2013 23:20

Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Постановка задач Министерством образования и науки РФ, идущая красной нитью через все пресловутые списки "100 книг" и "100 фильмов", понятна. Власть с помощью школы пытается решить проблемы, которые возникают сегодня как в жизни отдельного человека, так и в жизни современного общества, нуждающегося в создании эффективной экономики, появлении эффективного и конкурентоспособного производства, развитии сильного и стабильного государства. Понятно, что решение таких задач возможно только при появлении нового созидающего человека. Но возникает вопрос: можно ли воспитать такого вводом отдельных директив? Думается, что нет.

Мой многолетний директорский опыт помог мне осознать, что глобальная проблема современного образования – несоответствие существующих приоритетов образования, или так называемых основных уроков, неизменным приоритетам самой человеческой жизни. Если сейчас среди учащихся провести рейтинг учебных предметов, которые преподаются в школе, то он будет выглядеть примерно так: вначале точные науки, затем гуманитарные, уроки естественно-научного цикла, а замыкать список будут прочие предметы, в числе которых физкультура, труд, музыка и рисование.

В самой же жизни человека приоритеты расставлены в совершенно ином порядке. На первом и безусловном месте стремление к красоте, как к постоянному желанию сделать свою жизнь и жизнь вокруг себя лучше, начиная от утреннего туалета, обстановки дома до улучшения мира, в котором он живет. Стремление сделать жизнь своего народа красивой всегда являлось главным двигателем развития любого государства и цивилизации в целом.

Это так в жизни. А в школе эта важная образовательная область, формирующая творческую, созидательную личность, практически отсутствует.

Далее следует не менее значимая для человека эмоциональная часть жизни, позволяющая общаться, читать, высказываться, наслаждаться звуками мира, чему системно обучают на уроках гуманитарного цикла. И только затем вступают уверенной поступью в жизнь человека знания, необходимые для создания удобств и призванные обслуживать его стремление к созиданию и эмоциональной реализации, уложенные в точные науки, которые незаметно, но уверенно, как часто и случается с обслуживающим персоналом, стали главными в учебном процессе.

Эффект доминирования вторичного над первичным – это серьезнейшая проблема в восприятии приоритетов образования. А механический подход в достижении качества обучения за счет увеличения количества часов на ту или иную образовательную область малоэффективен. Это – то же самое, что нести коромысло с ведрами, одно из которых наполнено до краев, а другое полупустое. И главное, сколько в полное ведро ни доливай, больше не становится, а нести неудобно.

Таким образом, все модули интеллектуального и творческого развития заложены внутри самой модели школы. Но проблема качества образования решается не механическим путем увеличения почасовой нагрузки на ту или иную область знания, а путем принципиального изменения содержания образования, качественно уравновешенного предметами творческого цикла.

Тогда нам удастся избежать еще одной распространенной ошибки. Нынешняя система образования инертно нацелена, как и прежде, на всеобщее среднее образование… Среднее во всем. Но неправильно будет, если мы начнем выделять и искать таланты. Одаренность ребенка – это результат работы с детьми, а не результат поиска детей. А вот для системного развития одаренности необходимо образование, ориентированное на пробуждение и развитие творческого ресурса.

Творческое мышление – это не специализация по профессии художник, дизайнер; это потребность познания мира, это способность ребенка делать свои открытия. Истоки же творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, изначально формирующих основу творческого мышления, способного затем, в старшем возрасте, принимать различные формы выражения – от поиска своего языка в изобразительном искусстве до дерзких попыток опровергнуть устоявшиеся физико-математические догмы.

Александр Геннадьевич Сайбединов – директор Светленского губернаторского лицея, народный учитель РФ, президент Ассоциации лучших школ РФ.

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

АГФ
30 января 2013 21:13

Какая чушь! Директор губернаторского лицея, президент ассоциации лучших школ совершенно не разбирается в психологии человека. О пирамиде потребностей А. Маслоу он, вероятно, никогда не слышал. Иначе бы знал, что первичными потребностями являются физиологические и потребности в безопасности, а потом идут социальные потребности, потребность в уважении и в самовыражении. И та иерархия школьных предметов, которую он раскритиковал, вполне отражает эту пирамиду Маслоу, а не его фантазии.

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы