Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 16 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Почему деньги по научным грантам приходят в конце года?

21 января 2013 21:24

Проректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Алексей Хохлов. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Алексей Хохлов. Фото с сайта www.strf.ru
Научное сообщество с некоторых пор свыклось с тем, что финансирование по грантам в начале года поступает с существенной задержкой – первые деньги появляются в апреле–мае. Но в 2012 году были побиты все рекорды. По многим видам грантов денег не было ни весной, ни летом, ни в начале осени. Ситуация начала выправляться в октябре, но по грантам поддержки ведущих научных школ и по грантам Президента РФ для поддержки молодых учёных она была доведена до абсурда. Деньги дошли до исполнителей только в декабре, тогда как отчёт за проделанную работу надо было сдать в ноябре (правда, в последний момент сроки отчёта были сдвинуты на декабрь). Как впредь не допустить подобных ситуаций, рассуждает в своей статье проректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик Алексей Хохлов.

Гранты научных фондов (РФФИ, РГНФ) и госконтракты по федеральным целевым программам ("Кадры", "Исследования и разработки ..." и др.) – важные факторы в существующей у нас организации науки. Фактически финансирование из этих источников используется для:

а) повышения весьма низких базовых окладов тем научным работникам и преподавателям вузов, которые ведут активные научные исследования;

б) покупки необходимых для научной работы расходных материалов (химические реактивы, запчасти, комплектующие и др.), мелкого оборудования и оплаты услуг (например, связи).

Более того, в планах Минобрнауки значится существенное увеличение грантового финансирования (программа "1000 лабораторий", программа постдоков, продолжение программы "мегагрантов"). Примерно на этом же направлении развития научной сферы был сделан акцент и в обсуждении на последнем заседании Совета при Президенте по науке и образованию.

Вместе с тем опыт 2012 года выявил существенные проблемы с грантовым финансированием науки, без решения которых эффективность названных выше программ будет крайне низкой.

Финансирование по принципу "раз в год в декабре" не позволяет эффективно планировать научную работу в течение года.

А уж о приёме на работу сотрудников на временные контракты для выполнения работ по гранту в таких условиях надо вообще забыть...

Более того, сочетание столь позднего прихода денег с требуемой законом практикой закупок с обязательным заключением договоров зачастую делает невозможным приобретение того, чего нет на складах компаний-поставщиков (а учёным, в их ежедневной практике, часто как раз и требуются не самые тривиальные материалы, комплектующие и мелкое оборудование). Действительно, согласование, подписание, регистрация договоров – всё это требует времени. В результате, если заказчик (научная организация или вуз) получает средства только в декабре, поставщик уже ничего не успевает ему поставить, кроме "ширпотреба", не спасающего ситуацию в плане потребностей реальной практической научной работы на мировом уровне.

Сейчас, когда прошёл угар, связанный с необходимостью потратить за очень короткий срок и с пользой для научного проекта то финансирование, которое должно было поступать регулярно в течение года, самое время поставить вопрос: что же произошло в 2012 году и как сделать так, чтобы эта ситуация не воспроизводилась в 2013-м и в последующие годы?

Я заведую кафедрой в МГУ и лабораторией в ИНЭОС РАН и могу точно сказать, что при всём различии локальных деталей проблемы с грантовым финансированием и в том, и в другом случае были аналогичны. С учётом этого логично предположить, что причину сбоя надо искать прежде всего в несогласованной работе Министерства образования и науки, научных фондов и Министерства финансов.

Ситуация, когда деньги по научным грантам поступают лишь в конце отчётного периода, абсолютно не характерна для других стран с развитой наукой.

Я специально опросил своих коллег, которые работают в США, Англии и Японии, и ответ был один – в этих странах подобное невозможно. Мне хорошо знакома ситуация в Германии, где я с 2002 года заведую небольшим подразделением в Университете Ульма. Это подразделение не имеет "базового" финансирования, а существует исключительно за счёт грантов. За всё это время не было ни одного случая, когда деньги по какому-либо гранту не были бы в наличии с первого дня выполнения научного проекта. Да это и невозможно – ведь без денег ни с кем нельзя заключить контракт для работы по гранту, нельзя закупить требуемые для работы материалы. Более частой является обратная ситуация – деньги есть, а работы ещё не начались, поскольку подбор постдоков и аспирантов для работы по проекту требует времени. В таком случае отправляется письмо в научный фонд с просьбой продлить срок выполнения проекта без дополнительного финансирования – и при наличии разумного обоснования разрешение без труда получается. При этом для большей части грантов никакого "финансового конца света" в новогоднюю ночь не происходит.

Спрашивается, если коллеги из министерств науки, финансов и научных фондов других стран справляются с (в общем-то несложной) проблемой регулярного финансирования по научным грантам, а у нас – нет, то не следует ли из этого сделать вывод о том, что надо что-то изменить в работе наших правительственных учреждений и научных фондов, ответственных за финансирование науки?

Самое интересное, что и Министерство образования и науки и наша научно-образовательная общественность обсуждают "громадьё планов" по реформированию научной сферы, а данная проблема, без решения которой все эти планы обречены на неуспех, почему-то проходит вторым планом. Между тем, вопрос очень важный. И в программе "1000 лабораторий" и в программе постдоков подразумевается, что можно будет нанимать сотрудников за деньги этих программ. Сотрудникам надо платить ежемесячную зарплату с первого дня их работы, а не "раз в год в декабре". Кстати, с подобной проблемой уже столкнулись обладатели "мегагрантов", финансирование по которым зачастую поступало только во второй половине года.

Думаю, что Министерству образования и науки и руководству научных фондов сейчас самое время озаботиться этим вопросом. По опыту взаимодействия с Минфином в 2011 году по поправкам в 94-й федеральный закон (отмена тендеров по грантам и госконтрактам) у меня сложилось впечатление, что там с пониманием относятся к особенностям научной сферы. Нужно понять, в чём причина того сбоя, который произошёл в 2012 году, и попытаться организовать дело так, чтобы финансирование по научным грантам происходило в течение года регулярно, как это имеет место в большинстве развитых в научном отношении стран.

Хохлов Алексей

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы