Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Религия в школах: проблемное поле

13 декабря 2012 23:06

Фото Валентина Илюшина с сайта www.baltinfo.ru
Фото Валентина Илюшина с сайта www.baltinfo.ru
С начала учебного года во всех российских школах преподают курс "Основы религиозных культур и светской этики". Но Госдума в закон об образовании все еще пытается протолкнуть многочисленные поправки, касающиеся этой темы.

"Туманное" взаимодействие

Депутат петербургского парламента, председатель постоянной комиссии по науке, образованию и высшей школе Максим Резник рассказал со слов Владимира Дмитриева (депутата от фракции КПРФ, представлявшего петербургский парламент на заседании Госдумы), что тысячи поправок к этому законопроекту отклонялись. Однако эксперты в области образования и служители храмов разных конфессий поделились своими опасениями о том, как может измениться преподавание курса ОРГСЭ в школах после принятия той или иной поправки.

"Есть надежда на то, что русское общество сможет, переругавшись и потом помирившись, выработать наиболее приемлемую модель взаимодействия. Чем больше сейчас ссоримся и ругаемся, тем будет лучше для будущего закона. Наши споры приведут к чему-то более современному и цивилизованному", – считает иерей Алексий Волчков, сотрудник информационно–издательского отдела, клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери, бывший учитель истории в средней школе.

Директор еврейской школы "Менахем" Валерий Столов вспомнил о своем недоумении от слов протоиерея Всеволода Чаплина, сказанных им в Общественной палате РФ – о том, что церковь ожидает срочного принятия от государства мер, которые оградят ее от нападок. "Это неблагодарность! Государство сделало много хорошего и церкви православной, и другим конфессиям. Оно всегда проводило более или менее дружелюбную политику. Россия — страна крайностей. Все говорят, что надо найти баланс, но на практике мы не можем его найти", – посетовал он.

Начальник информационно-издательского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Сорокин заявил, что вообще "туманно" представляет взаимодействие Церкви и школы. "Даже если процесс придет к финалу, даже если будет принят закон, сами знаете, как они у нас исполняются, – отметил он. – Острота ситуации состоит в том, оставлять ли религиозное воспитание лишь в личной и семейной сфере, в зоне ответственности родителей, или это может быть предметом большого внимания и контроля со стороны государства". По его мнению, эта острота отнюдь не абстрактная, она выстрадана историческим опытом.

Семья за все в ответе

В свою очередь, заместитель председателя духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона РФ, настоятель мечети Приморского района Санкт-Петербурга Равиль Пончаев подчеркнул, что вопросы религиозного образования должны решать родители. Он выразил сомнение по поводу условий для преподавания религиозного предмета в школе. "Каким образом будут созданы эти условия? Если говорить об исламе, это очень сложно даже чисто ритуально... Если говорить об омовении, то где это делать? Если поднять вопрос о молельне – тоже негде. Кто молитвы будет проводить? На сегодняшний момент родители и общество не готовы к этому. А еще существует наплыв идеологии из-за рубежа, есть сектантские организации. Появляется идеологическая литература, противоречащая традиционным конфессиям. Кто будет контролировать, какие религиозные организации приходят в школы?" – напугал он.

По мнению Максима Резника, религиозное воспитание — вопрос семейного воспитания. "В той атмосфере, которая сложилась сейчас, это будет очень опрометчивое решение – запустить религиозные организации в школы. Не понимаю, как историк, почему нельзя преподавать теорию религии в рамках уроков истории? В крайнем случае, ввести урок истории религий", – высказал свое мнение депутат и отметил, что "ребенок в светской школе должен получать знания, а не веру". "Мы делим детей по религиозному признаку. Учитывая все обстоятельства, не стал бы создавать еще одно проблемное поле", – подчеркнул он.

Профессор, заведующая кафедрой философии религии и религиоведения Санкт-Петербургского Государственного университета Марианна Шахнович напомнила, что речь о преподавании в школах основ православной культуры идет с 1992 года. По ее словам, помимо отмененных поправок, есть и другие. Они серьезные и касаются содержания уже введенного курса. Как подчеркнула профессор, решение о введении курса ОРГСЭ – это компромисс государства, которое пошло навстречу Церкви. "Государство пошло на компромисс, но преподавать, согласно твердой позиции Минобрнауки, теперь должны только светские учителя. Также все педагоги говорили — только в старшей школе. Но почему-то был выбран возраст десяти лет. Пусть хотя бы будет 6-й класс, когда появляется представление о мировой истории", – предложила она.

"Религиозные организации отделены от государства, но никак не могут быть отделены от общества, они часть общества. Есть РПЦ, но есть и старообрядцы. Есть уважаемые протестантские конфессии, есть разные мусульмане. При глубочайшем уважении к традиционному петербургскому исламу, есть шииты, приехавшие из Азербайджана. И есть неверующие. И весь этот спектр представлен в школах", – пояснила она и подчеркнула, что "государство должно всячески помогать и развивать в рамках дополнительного образования воскресные школы", а не пытаться поделить школьников с их многообразными религиями на шесть образовательных модулей. "В эти воскресные школы идут те родители, которые обдуманно относятся к выбору духовника для своих детей. А те родители, которые выбирают курс светской этики — совсем не обязательно неверующие", – подчеркнула она.

Общие опасения

Профессор также отметила, что в дискуссиях о введении курса основ религиозного воспитания есть путаница между понятиями "знание о религии" и "преподавание религии". "Знание о религии можно преподавать любым образом, через географию, историю и так далее. А преподавание религии – это совершенно другое. Преподавание знаний о религии в форме 6 модулей или как-то иначе можно обсуждать. А если речь о преподавании религии, то мы имеем несколько иную форму государства. Исторический опыт России был очень печален в этом плане. Активными борцами против церкви были выходцы из духовного сословия, разночинцы. Давайте не будем наступать на те же грабли. Если знания подменяются преподаванием религии, я в этой дискуссии не участвую, с моей точки зрения это нарушение Конституции РФ".

"Особенностью преподавания знаний о религии должна быть максимальная нейтральность с симпатией ко всем религиям", – заявила Марианна Шахнович. По ее словам, Александр Мень (протоиерей Русской православной церкви, автор книг по богословию, истории христианства и других религий) как раз обладал этим качеством.

В свою очередь протоиерей Александр Сорокин отметил, что согласен с ней на 99%. "Знание о религии и вера, которые наследуют в семье и приобретают в личном духовном опыте – это разные вещи. Это свидетельствует о том, что в самой Русской Православной Церкви есть разные взгляды на этот вопрос. Мы живем в эпоху, когда можно спорить, но надеемся, что к чему-то придем".

"Общество опасается: поправку о молельных комнатах сначала внесли, потом отклонили, но ведь потом могут и поддержать. Закон сначала примут, а поправки подтянутся потом", – высказал свои опасения Сорокин. А Максим Резник отметил, что лично себя он как раз относит к той части общества, которая "опасается".

"Нужно отличать риторику от реального положения дел. Риторика – дружелюбная, создается ощущение, что церковь и власть "обнимаются", но в реальности совсем не так", – заверил Волчков и рассказал, что изначально введение курса ОПК ("Основы православной культуры") было идеей Церкви, однако она была реализована наихудшим образом, была полностью искорежена. "Сейчас этот предмет преподают не так и не тем ребятам. Лучше бы – со старшеклассниками в дискуссионной манере. Это опасная штука – работать с малышами и говорить об этих вещах. И еще – нужен диалог, а не учебники. Кроме того, преподают не те люди, церковь этих людей не контролирует, не обучает. Хорошо бы, чтобы с ними работали епархии, чтобы информация, которой они делятся, была качественной", – пояснил он.

Инга Слажинскайте

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы