Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Арктика любит холодный расчет

06 декабря 2012 23:32

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
В программу развития Арктики Россия готова вложить 15 млрд рублей. С учетом частных инвестиций сумма вырастет минимум в десять раз, но – только после 2016 года. Тем временем конкуренты не спят: бороздить ледовые просторы не прочь даже Китай.

Заявка с амбициями

"Арктика – наше все", "Не освоим Арктику – потеряем суверенитет" – такие заявления звучали на днях на Морской коллегии, об этом говорят и на проходящей в Петербурге конференции "Арктика: настоящее и будущее". Чего стоят эти слова, узнаем совсем скоро: в 2014 году Россия подаст повторную заявку в комиссию ООН по морскому праву, в которой наша страна обоснует притязания на немалую территорию арктического шельфа.

Как напомнил в ходе конференции знаменитый полярник, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров, к обоснованию претензий на "кусок льда", где, возможно, хранятся до четверти мировых запасов нефти и газа, Россия подошла со всей серьезностью. В первую очередь, снаряжались большие экспедиции, чтобы доказать единство "российского" материка и подводных хребтов Ломоносова и Менделеева (а, следовательно, и принадлежности России этой части подводного шельфа). "Не так просто будет доказать, что граница проходит именно там, – говорит Артур Чилингаров. – Но заявка должна быть такой, чтобы ее приняли. Это очень важная государственная задача".

Пока, напомним, российскую часть шельфа мы "застолбили" титановым флагом на дне Ледовитого океана, а еще "освятили" северный полюс мемориальной капсулой. Ее в воды Ледовитого океана во время экспедиции "Арктика-2012" опустил епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, который также напутствовал на подвиги участников петербургской конференции. К слову, отец Иаков – первый архиерей, побывавший в тех высоких широтах.

За что "боремся" в Арктике? Для полярников и государственных деятелей этот вопрос, по большому счету, сегодня не стоит. В "кусках льда", как уже отмечалось, лежат "золотые запасы" нефти и газа, которые пока никто точно не подсчитал. Американцы полагают, что они могут составлять до четверти мировых запасов углеводородов, наши оценки поскромнее.

Разработка этих ресурсов – большой риск. Случись в Арктике второй "мексиканский разлив", катастрофа примет мировой масштаб. Но научились ли нефтяники и газовщики аккуратно работать – большой вопрос. А еще разработка месторождений в высоких широтах потребует больших инвестиций, и не исключено, что северные нефть и газ будут слишком дороги для покупателей. Так может не стоит "игра свеч", особенно с учетом больших перспектив пресловутого дешевого сланцевого газа?

Но ученые возражают. "Запасы нефти и газа на земле истощаются, так что свое слово здесь скажет экономика, – говорит директор НИИ Арктики и Антарктики Иван Фролов. – Пока же надо вовсю чистые технологии развивать". Сами будущие "добытчики" (разведанные шельфовые месторождения в северных морях поделены между "Газпромом" и "Роснефтью") тем временем добиваются налоговых льгот для арктических ресурсов.

Тихо едем – дольше будем

Пока ученые – полярники героически покоряют воды Арктики, их "коллеги" на суше предпочитают не спешить. Еще лет 20 назад в Госдуме и в Совете Федерации поднимался вопрос об арктическом законодательстве, о программе освоения Арктики, но воз, по большому счету, и ныне там. Министерство регионального развития еще только разрабатывает "арктическую" программу. Она не утверждена, и пока чиновники готовы говорить только о ее масштабе.

По словам замминистра регионального развития Сергея Дарькина, документ начнет работать в 2013 году. Правда, он не будет обеспечен федеральными деньгами: предполагается, что три первых года уйдут на разработку "хороших, окупаемых" программ и проектов по Арктике. Финансировать это будут регионы и разные федеральные ведомства. И лишь в 2016 году прольется "золотой дождь" из казны: с 2016 по 2020 годы из бюджета страны на программу выделят 15,3 млрд рублей. Объем частного финансирования, полагают чиновники, будет раз в десять больше.

По словам Дарькина, "арктические" деньги нужны в первую очередь на развитие малой северной авиации, восстановление аэропортов. Первые шаги в этом направлении уже делаются. Например, аэропорт ненецкого поселка Амдерма (когда-то это был город-"многотысячник", а сейчас вымирающий населенный пункт) включен в состав федерального казенного предприятия и получит финансирование. Не менее важная задача – развитие портов и обеспечение безопасного мореплавания по трассе Северного морского пути. Речь идет как о строительстве ледоколов для проводки судов (планируется ввести атомный и дизельные ледоколы), а также завершении работы по созданию аварийно-спасательных формирований в портах Тикси, Диксон, Певек, Провидения.

Большим планам – большое плавание

Проект СМП, по большому счету, тоже пока находится под грифом "большого светлого будущего". Но кое-что уже сделано. Наконец после долгих лет прений принят закон, регулирующий ключевые вопросы пользования трассой. Минтранс завершает подготовку правил мореплавания по СМП.

Выдавать разрешения судам, курировать вопросы безопасности будет администрация Севморпути. В законе говорится, что она должна начать работу 27 января 2013 года. Но, по всей видимости, и здесь "сани" будут готовить "зимой". До сих пор не ясно, в каком городе она будет располагаться (по информации Чилингарова, выбор сделан в пользу Архангельска), нет людей, документов и так далее. Даже распоряжение о создании администрации еще только направляется на согласование в министерства и ведомства, говорит замруководителя федерального агентства морского и речного транспорта.

Впрочем, если "документальная" работа, как это часто бывает, запаздывает, практические шаги по освоению трасы сделаны. Первые коммерческие рейсы прошли по СМП еще в 2009 году. Это были суда – 20-тысячники, но будущее, уверены специалисты, будет за многотонными судами. А еще лучше, если они будут ходить караванами, – это значительно упростит их проводку. "Экспедиции" показали, что ледовые нагрузки не так страшны, как казалось, а путь доставки груза сокращается реально. По мнению руководителя ФГУП "Атомфлот" Владимира "Рукши, можно даже снизить требования к ледовому классу судов, и это повысит интенсивность использования трассы.

Кроме того, уже принято решение не взимать с проходящих по трассе судов никаких специальных "арктических" сборов, как это некогда предлагалось. А лоцманский и ледокольный сборы (скорее всего, речь идет о предельных значениях) будет утверждать Федеральная служба по тарифам.

В этом году грузооборот по СМП перевалил за миллион тонн. В будущем "трафик" с востока составит 5 – 6 млн т, с запада – 2-3 млн т, говорит замминистра транспорта РФ Сергей Аристов. Но когда это произойдет, непонятно: "Когда начнем активное освоение Арктики", – уходит от ответа чиновник.

Тем временем внимание к Арктике сегодня проявляют весьма далекие, казалось бы, от Арктических широт страны. Даже "далекий" Китай уже успел сходить в экспедицию по Севморпути, а нам сидеть сложа руки и двигаться мелкими шажками и вовсе не пристало.

Анна Беляева

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы