Глава СУНЦ МГУ Андрей Андриянов. Фото с сайта www.polit.ru Редкий случай, когда внутрицеховой скандал учёного мира становится достоянием широкой общественности, но #андрияновгейт - это не просто история о разоблачении одного проходимца: здесь вся наша новейшая история, в частной истории одного вуза, одной школы и одной карьеры видны все проблемы, терзающие наше общество сегодня.
История карьерного взлёта Андрея Андриянова, ставшего в 30 лет директором знаменитой физико-математической школы-интерната СУНЦ им. А.Н.Колмогорова при МГУ (равного по статусу декану факультета), – это одновременно и история падения российского общества, наблюдаемая в вехах этого пути: извращённые социальные лифты, сломанный механизм подготовки управленцев в образовании и науке, деградация института научных степеней и многие другие печали.
Но обо всё по порядку.
В начале 60-х годов по инициативе величайшего советского математика А.Н.Колмогорова было создано 4 школы-интерната для обучения талантливых школьников из глубинки, несмотря на закреплённый в названии физико-математический профиль Колмогоров говорил: "Существенно, что здесь в интернате, школьники приходят в соприкосновение с творческой мыслью. Это наш запрос, но по всем предметам!"
На те времена, когда сам Колмогоров, его друзья и ученики преподавали в московском интернате, приходится самый расцвет школы, наибольшее количество знаменитых выпускников. Но и вплоть до последнего времени колмогоровский интернат оставался одним из флагманов элитарного образования в России. Недаром, СУНЦ стабильно входил в самую верхушку рейтинга московских школ в последние годы.
Очевидно, никакая школа не может позволить себе гордиться всеми своими выпускниками. Тем не менее, давайте проследим, как выпускник СУНЦа всего за 14 лет смог стать директором своей альма-матер.
Сразу же после окончания интерната в 1998 г. Андриянов поступает на Химфак МГУ, который и оканчивает в 2003, вслед за чем сразу же поступает в аспирантуру того же химфака. Но там у него что-то не заладилось...
Кандидатскую диссертацию Андриянов "защитил" уже в 2011, но не в МГУ, а в МПГУ, и не по химии, а по истории на тему "Студенческое движение в общественно-политической жизни города Москвы в 1991–2008 гг.".
А уже в марте Андриянов становится директором СУНЦ – несмотря на открытое письмо родителей, выпускников и учащихся против этого обращения (всего более 1000 подписей).
Более того, под Андриянова планируется значительное расширение СУНЦ, постройка нового корпуса и т.п.
Казалось бы, формула успеха найдена: студсоюз, Народный фронт, выборы – и директором всемирно известной физматшколы становится 30-летний помощник воспитателя этой школы, другого преподавательского опыта не имеющей вовсе.
Но на пути Андриянова становится проснувшееся одновременно с выборными фальсификациями (в которых и Андриянов отметился) молодое гражданское общество: общественная организация "Клуб выпускников ФМШ Колмогорова" начинает тщательно копаться в прошлом рекордно молодого директора и обнаруживает, что в его диссертации стоят ссылки на статьи, о существовании которых упомянутые журналы и не подозревают!
В этот момент Андриянов совершает роковую ошибку, повлекшую за собой мощнейшую волну публикаций в СМИ: он приглашает журналистов и показывает им экземпляры журналов, в которых, по его утверждению, и были опубликованы упомянутые выше статьи, обещая засудить клеветников. Видимо, в этот момент Андриянов считает, что апелляция в ВАК, направленная выпускниками ФМШ, – это просто заказная статья против него. Но не тут-то было!
Оказывается, что "дополнительных выпусков", с точки зрения самих научных изданий не существует вовсе. Расследование, которые провели блогеры Сергей Шпилькин и Иван Курилла (доктор исторических наук, профессор Волгоградского государственного университета, главный редактор "Вестника Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения" – "Полит.ру"), указывает на целую сеть по штамповке поддельных диссертаций по истории с полным производственным циклом, включающим и липовые публикации в несуществующих допвыпусках, и проведение этих фальшивок через диссертационные советы. Возможно, когда Андриянов "организовывал" диссертацию, он просто не знал, что предоставляемые ему публикации – поддельные, и что для него же было бы лучше их никому не показывать... (можно предположить еще один вариант: допечатка была осуществлена после начала расследования ситуации Клубом выпускников – в надежде, что дальше проверять никто не будет; в пользу этого варианта говорит несовпадение страниц, указанных в Автореферате и в "публикациях", а также указанный на 2012 г. состав редколлегии изданий – "Полит.ру").
Не менее интересно и то, что ждёт нас впереди: на пост директора СУНЦа Андриянова назначил ректор МГУ Садовничий – ему предстоит принимать решения и нести публичный ответ; ВАКу предстоит разобраться с диссертационными советами, которые штампуют такие диссертации, а прокуратуре – расследовать всю схему. Думаю, и здесь нам предстоит узнать много интересного о работе общественных институтов...
Зато родители каждого школьника, поступающего в СУНЦ, а также родители всех выпускников, планирующих поступать в МГУ, теперь легко могут понять, чем лично для них чреваты фальсификации на парламентских выборах и вступление Студсоюза МГУ в "Общероссийский народный фронт". Я уверен, что #андрияновгейт войдёт в учебники истории – по этому делу уже через пару десятилетий школьники будут узнавать о политической повестке, о проблемах образования и науки в России в 2012 году.