Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 28 марта 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Нереальный критик

07 марта 2007 21:27

Жан Бодрийяр. Фото с сайта nonplatonic.com
Жан Бодрийяр. Фото с сайта nonplatonic.com
В Париже в возрасте 77 лет умер Жан Бодрийяр, мыслитель и писатель, критик масс-медиа и культуры потребления, введший в популярный оборот такие концепции, как "симулякр" и "гиперреальность". До последнего времени он продолжал преподавать, хотя сам уже много лет был объектом научного анализа.

Уроженец Реймса, Бодрийяр получил образование как германист в Париже, в Сорбонне. Его первой публикацией был перевод на французский язык "Разговоров беженцев" Бертольта Брехта, он много занимался сочинениями Петера Вайса. Но философия интересовала молодого преподавателя университета Париж-X в Нантерре: в начале 1960-х он перевел несколько сочинений Маркса и Энгельса. В 1967 году он написал развернутую рецензию на знаменитую книгу Маршалла Маклюэна "Понимание медиа" и с тех пор не прекращал работать над изучением роли средств массовой информации в жизни современного общества.

Бодрийяр не был философом в привычном смысле слова: он был, скорее, критиком философии и ее аналитиком. Он не ставил своей задачей создание логической картины мира, описывая существующую данность в терминах социологии и культуры. Его основные работы – "Система вещей", "Символический обмен и смерть", "К критике политической экономии знака", "Общество потребления" – являются изощренной и остроумной полемикой со специалистами по этике, эстетике, семиотике.

Бодрийяра занимали вопросы функционирования современного, постиндустриального общества, в котором все отношения приобрели сугубо символический смысл. Он представлял себе эволюцию западного мира как последовательную смену трех стадий: в первой "существовали повседневные, бытовые ценности", во второй ценности "выступали как средство обмена", в третьей ценности превратились в символ. В конце XX века появилась диффузная фаза, фаза дробления – результат утраты системы координат. Следствием этой потери стала невозможность определить, что есть добро или зло, истинное или ложное. В этом путаном мире, по мнению мыслителя, вещи и идеи существуют автономно и эффективно воспроизводят сами себя, но смысла в этом процессе никакого нет и быть не может. Правда, Бодрийяр не удосуживался объяснять, как именно происходит это самовоспроизводство. В этом отношении его книги больше всего напоминают эффектные научно-фантастические романы: автор подкупает читателя больше богатым воображением и полемическим задором, нежели стройной логикой.

Парадоксы Бодрийяра, идеи, которые его занимали, несмотря на всю их уязвимость для формальной критики, важны и требуют внимания. Цинизм политиков, моральный релятивизм общества, одержимость вещным миром – это тревожные и опасные явления, наблюдаемые, следовательно, существующие, по крайней мере, на уровне циркулирующих текстов и символов. На них нельзя не обращать внимания, нельзя закрывать глаза.

Жан Бодрийяр был продолжателем великой французской скептической традиции, наследником Монтеня и потому оставил нам интеллектуально инфицированный мир, где все – не то, чем оно кажется, где никто не знает, что такое "то" или "все". Извольте разбираться сами, стройте свои оси координат и, главное, думайте, ничего не принимайте на веру.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала

Юлия Штутина

источник: Lenta.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы