|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
Единый Государственный Эксперимент – приглашение к объективному обсуждению результатов06 марта 2007 18:34
Читая высказывания СМИ на тему ЕГЭ, можно прийти к выводу, что ЕГЭ задуман с единственной целью оболванивания российского народа и превращения его в обслуживающий персонал народа иноземного (западноевропейского, американского, китайского, еврейского ... – нужное вставить). Но ученые хорошо знают, что столь однобокие выводы совсем не всегда бывают истинными. Более того, нередко о ЕГЭ пишут люди, имеющие довольно слабое отношение к образованию и просто любящие высказываться с критикой властей. Далеко не все авторы публикаций представляют себе техническую сторону реализации ЕГЭ и еще меньшая часть из них видела хотя бы один тест. Из одной статьи в другую кочуют откровенные мифы, например, о том, что ректор МГУ Виктор Садовничий является категорическим противником ЕГЭ. А как на самом деле? Интервью в газете "Известия" от 31.08.2003 (http://izvestia.ru/capital/article37835): Заслуживает особого упоминания открытое письмо Президенту России В.В.Путину ""Нет" – разрушительным экспериментам в образовании!", опубликованное в газете "Первое сентября", №38 (1297) от 29.05.2004 (http://ps.1september.ru/2004/38/5.htm или http://ps.1september.ru/article.php?ID=200403805) и в дальнейшем цитируемое многими СМИ; в частности, на сайте http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=1315 5 приведен подробный ответ на это письмо министра образования и науки Андрея Фурсенко. Письмо подписали 420 человек, среди которых много действительно замечательных педагогов и выдающихся ученых; в нем содержится весьма конструктивная критика ЕГЭ. В дальнейшем мы будем упоминать этот документ как "Письмо 420".
Порывшись в Internet, можно найти и множество других высказываний специалистов про ЕГЭ. Весьма аргументированные мнения pro et contra можно почерпнуть в материалах большого форума http://www.otkpblto.ru/index.php?showtopic=6684, завершившегося только с подписанием закона о ЕГЭ. Профессионалам в сфере педагогической деятельности должна быть известна и работа, проведенная редакцией журнала "Народное образование" за последние годы: это – многочисленные статьи об альтернативных способах аттестации школьников и о вступительных испытаниях абитуриентов. На форумах Всероссийского интернет-педсовета (pedsovet.org) или дискуссионного клуба радио "Эхо Москвы" (www.forum-tvs.ru) можно обнаружить множество отрицательных мнений о ЕГЭ. По-видимому, предметным лидером по противостоянию ЕГЭ является литература. Однако при всем уважении к этому предмету целесообразность его изучения школьниками в нынешнем виде и с нынешним содержанием вообще вызывает большие сомнения; это тема отдельного разговора, но даже сами учителя литературы признают, что сегодняшняя школьная программа скорее способна привить отвращение к книге и что противоположные случаи происходят лишь благодаря усилиям талантливых педагогов-энтузиастов. Вместе с тем даже такая неоднозначная новация, как ЕГЭ по литературе, уже проходила через конструктивное обсуждение. В доказательство можно привести, например, публикацию С.А. Зимина (журнал "Литература в школе", 2005, № 4), председателя Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по литературе, который не столько пропагандировал новую аттестационную форму, сколько объяснял особенности ее использования. Целесообразность тестирования по русскому языку, напротив, подвергается сомнению гораздо в меньшей степени, часто в пример приводят положительный опыт TOEFL. Серьезным противником ЕГЭ являются математики. Серьезным как по количеству выступающих, так и по их рангу, и, главное – по реальной значимости этого предмета. Однако тут критике подвергается уже не столько сама идея ЕГЭ, сколько содержание тестов. При этом очень важно иметь в виду, что дискуссия вокруг ЕГЭ развернулась одновременно с дискуссией о переработке образовательных стандартов и введении ГИФО (государственных именных финансовых обязательств на оплату образования). Последние темы, хоть и сильно связаны с ЕГЭ, непосредственного отношения к нему не имеют, а обсуждение зачастую ведется одновременно по всем этим вопросам одновременно и вычленить отношение собственно к ЕГЭ сложно. Объективности ради следует отметить существование мнений, признающих явный прогресс в области содержания тестов по сравнению с началом эксперимента. Стоит отметить также, что отрицательные отзывы о ЕГЭ высказываются обычно очень эмоционально и составляют хоть и большинство из общего количества мнений, но все же не подавляющее. Довольно часто встречаются и голоса "За", причем в массе своей эти голоса более аргументированы и подкреплены личным опытом. Безусловно, ЕГЭ не является панацеей от всех бед российского образования, и вопросы зарплаты педагогов, содержания и оснащения школ, формирования школьной программы, отсева из школ откровенных отморозков, доступности высшего образования для способных ничуть не менее актуальны, но активность государства по решению этих вопросов меньше видна широкой общественности, и это действительно серьезный повод для критики. В "Письме 420" говорится "Предлагаемые реформы игнорируют подлинные проблемы школы, не ориентированы на обеспечение равных условий для получения образования. Как правило, вопрос о содержании образования заменяется обсуждением вопроса лишь о контроле качества". Не на пользу ЕГЭ и некоторые, возможно, не очень продуманные, но зато широко цитируемые высказывания руководителей образования, например, "... человеку важно иметь достойный заработок, и не важно, где он его будет получать. И это самое главное для человека" (интервью с Владимиром Филипповым, журнал "Итоги" № 35 (377) от 02.09.2003, сайт www.itogi.ru). Не стоит в этой статье подробно рассказывать про то, что же такое ЕГЭ. Для этого существует официальный портал ege.edu.ru, где размещены нормативные документы, а в разделе "Вопросы и ответы" довольно подробно разъяснены многие технические моменты. С прискорбием хочется отметить, что данный сайт не обновлялся уже очень давно, а раздел "Форум" там не работает, хотя понятие "эксперимент" обычно подразумевает активный сбор информации. Со свежими примерами тестов можно ознакомиться на сайте Федерального института педагогических измерений, ответственного за научно-методическое обеспечение ЕГЭ, www.fipi.ru, в разделе "Контрольные измерительные материалы (КИМ)"; к сожалению, форум на этом сайте также практически мертв. Какие у ЕГЭ однозначные плюсы?
1. Объективность оценки.
2. Большая вариативность оценки. 3. Практическая возможность апелляции, пусть и зачастую не слишком просто реализуемая.
4. Возможность пересдачи. Теперь о минусах. Что упоминают чаще всего? Соответствующие цитаты приведены из "Письма 420".
1. "ЕГЭ резко ускорит процесс примитивизации содержания школьного образования. Это разрушит общепризнанные традиции российской школы, превратит ее в инструмент натаскивания на ЕГЭ". Вместе с тем есть и еще одно обстоятельство, увеличивающее этот минус – отсутствие должного согласования между требованиями ЕГЭ и содержанием школьных программ. В идеале успешное освоение обязательной школьной программы должно гарантировать более или менее успешную сдачу ЕГЭ без всякой специальной подготовки к экзамену. В постперестроечные годы появилось огромное количество новых учебников и авторских программ, что само по себе, может быть, и неплохо, поскольку обеспечивает школе свободу выбора. Однако, оправдываясь недофинансированием и кадровыми проблемами, чиновники ОНО различного уровня, как правило, уже давно не следят за качеством программ, по которым ведется преподавание в конкретных учреждениях. Вследствие этого появляется реальная необходимость именно "натаскивания" на ЕГЭ, поскольку ученики не осваивают в "штатном" режиме необходимый материал. Интересно, что в некоторых вузах, уже несколько лет практикующих прием по ЕГЭ, изданы материалы для абитуриентов, в которых, кроме правил приема, приведены и методические рекомендации по сдаче ЕГЭ. Не полностью убедительны аргументы тех, кто принципиально не верит в возможность натаскивания по ЕГЭ на основании того, что тип задач в ЕГЭ заранее неизвестен. Безусловно, хорошее развитие творческих способностей гарантирует успешное решение любых задач, но это не единственный и далеко не самый легкий для педагога способ обучения. Вместо этого можно учить школьника тому, чтобы он мог активизировать технологию предъявления знаний, доводить до совершенства работу по схеме и умение пользоваться технологией тестирования. Именно поэтому процветают вузовские педагоги с авторитетом натаскивания по ЕГЭ (вчерашние репетиторы по сочинениям и т.д.).
2. "ЕГЭ не уменьшит "коррупционный налог", а перераспределит его со вступительных экзаменов на школу. Коррупция в результате введения ЕГЭ умножится и окажет негативное воздействие на воспитание молодежи".
3. Часто упоминается также стресс для учеников из-за непривычной для них формы тестирования как таковой.
4. "Совмещение итоговых школьных и вступительных вузовских испытаний в принципе невозможно. Цели общего среднего образования и профессионального высшего принципиально различны".
5. "Аргументированная концепция ЕГЭ отсутствует. Многие результаты эксперимента неизвестны общественности, отсутствуют научные гипотезы и критерии подведения итогов. При проведении ЕГЭ нарушены необходимые требования к педагогическому эксперименту. Не опубликованы полные содержательные и финансовые отчеты".
Нам остается только присоединиться к авторам "Письма 420", которые настаивают на проведении широкой профессиональной и общественной дискуссии, недопустимости келейного принятия важных решений в сфере образования, а также вместе с министром предложить всем, кто обладает достаточной квалификацией, стать арбитром в дискуссии о дальнейших путях развития ЕГЭ. И самый больной вопрос здесь – это качество тестов. Результаты опроса на ege.edu.ru "Как много некорректных заданий Вы обнаружили в вариантах проведенного ЕГЭ?", удручают: Мы предлагаем посетителям портала размещать в обсуждении этой статьи свои мнения о материалах ЕГЭ, в частности, тех, которые выставлены на сайте ФИПИ http://www.fipi.ru/view/sections/157/docs/246.html. Вместе с тем мы считаем, что одной версии теста совершенно недостаточно для адекватной оценки эксперимента, и поэтому предлагаем Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки открывать для широкой общественности все отработавшие варианты тестов ЕГЭ, по крайней мере за последний год, и "правильные" ответы на эти тесты. Такая мера существенно облегчит процедуру апелляции со стороны школьников. Кроме того, необходимо предусмотреть возможность обжалования корректности теста любым гражданином Российской Федерации, поскольку в качественном образовании и адекватном тестировании его результатов заинтересована практически вся нация. Тогда может появиться надежда на то, что эксперимент под названием ЕГЭ закончится все же благополучно, то есть все точки над "і" в оценке результатов этого эксперимента станут окончательно расставлены – не только властью, но и общественностью. А до того ЕГЭ имеет право называться все же не более чем экспериментом. Мнение авторов может не совпадать с позицией редакции портала.
Александр Азбель источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |