Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 29 марта 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Ставка на инноваторов

25 октября 2012 20:19

Проректор по международной деятельности и инновациям в образовании Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Александр Грудзинский. Фото с сайта www.strf.ru
Проректор по международной деятельности и инновациям в образовании Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Александр Грудзинский. Фото с сайта www.strf.ru
Обучение студентов, научная работа или создание инновационных разработок – всем этим есть кому заняться и без университетов. Вузы должны делать ставку на подготовку инноваторов, считает Александр Грудзинский, проректор по международной деятельности и инновациям в образовании Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Свою точку зрения он изложил в докладе на конференции "Рождение и возрождение университетов", которая прошла в Высшей школе экономики.

В международных рейтингах вузам России, мягко говоря, хронически не везёт. Сам факт вхождения российских вузов в такой рейтинг – событие, достойное упоминания в новостях, а "самая амбициозная цель Минобрнауки этого десятилетия" – вывести к 2020 году не менее пяти российских вузов в топ-100 международных рейтингов. При этом в мировой практике место вуза в рейтинге уже стало его визитной карточкой. Оно же является действенным инструментом перераспределения ресурсов: чем выше место, тем больше приток студентов, бизнес-партнёров и, соответственно, денег.

Беда в том, что рейтинги учитывают в основном лишь одну сторону деятельности вуза – научную, в то время как концепция современного вуза основывается на треугольнике: "знания – наука – инновации". Но и такая постановка задачи, как считает Александр Грудзинский, ставит университет в положение заведомого проигрыша конкурентам, которых у него в наше время много.

Если рассматривать образование просто как передачу знаний, то соперников у вузов достаточно – за студентов с ними конкурируют учреждения повышения квалификации, внутрикорпоративные курсы.

Что касается науки, то в Европе и Америке она в значительной степени сосредоточена в университетах. Но если взять Россию, в которой гумбольдтовских университетов никогда не было, а было разделение науки и образования, то наши вузы, по мнению Александра Грудзинского, на данный момент не в состоянии выдержать конкуренции с Академией наук, где исследователям не нужно отвлекаться на образовательный процесс. Есть на научном поле и другие игроки: научно-исследовательские институты, а за рубежом ещё и R&D-центры крупных корпораций.

Наконец, много надежд возлагается на инновационную деятельность вузов – регистрацию патентов и создание малых инновационных предприятий. Но, как считает проректор, ссылаясь на мировой опыт, наиболее безнадёжная ситуация у университетов складывается именно в этой области. По данным за 2011 год, основные получатели патентов в США – это такие компании, как IBM, Samsung, Canon. Количество зарегистрированных ими в прошлом году патентов исчисляется тысячами, в то время как число патентов, зарегистрированных Калифорнийским технологическим институтом, – сотня с хвостиком. При этом Калтех – лучший вуз в рейтинге издания Times Higher Education в этом году. Получается, что даже американским университетам, которые занимаются инновационной деятельностью активнее европейских или российских, не угнаться за крупными корпорациями. При этом доход вузов от такой деятельности весьма невелик по сравнению со средствами, потраченными на научные исследования, и другими источниками дохода. "От сдачи помещений в аренду мы получаем в разы больше, чем от всех наших инноваций", – цитирует Александр Грудзинский коллег из британского Уорикского университета. Иными словами, делает он вывод, инновациями университету не прокормиться.

В чём тогда отличительная особенность вуза и его главная сила? Проректор ННГУ считает ею подготовку человеческого капитала. Здесь у университетов конкурентов нет. При этом современный вуз должен готовить в первую очередь инноваторов. Это творческие люди, обладающие вкусом к исследованию, знаниями, квалификациями, компетенциями, и самое главное – они склонны к предпринимательству, натасканы на него. Поэтому инновационная структура вуза важна не сама по себе, а в качестве творческой лаборатории для будущих инноваторов. Возможность поработать в МИПе, в отделе трансфера технологий, пройти стажировку даст им необходимый опыт.

При этом держаться за фирмы, созданные для продвижения разработок вуза, смысла нет, полагает Александр Грудзинский. Лучшее, что с ними можно сделать, – продать более крупной компании, а на вырученные деньги создать новое предприятие для продвижения и отработки новой идеи.

Такой подход, по мнению проректора, позволяет увязать основные функции университета. Лекции, практика, работа в лабораториях, эксперименты развивают творческий потенциал студента. Контрактное обучение, преподаватели-практики с предприятий, обретение предпринимательских навыков воспитывает в нём бизнесмена. Контрактные исследования, патентование разработок, МИПы, конкурсы учёных-инноваторов, гранты дают возможность соединить эти качества в практической инновационной деятельности.

Чрезмерная же ориентация на рейтинги с их формальными показателями может привести к тому, что в вузах будут больше заниматься написанием статей или регистрацией патентов, нежели подготовкой студентов, утверждает Александр Грудзинский. Оценка вузов по критерию качества подготовки выпускников гораздо сложнее, чем по количеству статей, поэтому рейтинги не соответствуют реальным задачам вуза. Разработка методик оценки человеческого капитала могла бы стать изюминкой российского рейтинга вузов, если таковой будет создан, утверждает проректор ННГУ.

Боровикова Екатерина

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы