|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Бюджет не резиновый05 сентября 2012 22:50
В правительстве России, вне зависимости от того, кто его возглавлял, все последние 12 лет существовали две группировки. Одна из них, как правило, поддерживала министра финансов, который требовал максимальной бережливости и сокращения расходов до необходимого минимума. В 2011 году упорство в этом вопросе стоило предыдущему главе Минфина Алексею Кудрину министерского портфеля, когда он схлестнулся с тогдашним президентом Дмитрием Медведевым по вопросу о военных тратах. Кудрина сменил Антон Силуанов, но принципиально позиция Минфина не поменялась: он по-прежнему за экономию и сбалансированный бюджет. Другая сторона представлена, в частности, министерствами экономического развития, труда, а также здравоохранения и социального развития, которые, напротив, требуют роста расходной части. Минэкономразвития, помимо прочего, хочет еще и снизить налоги. В посткризисные годы благосклонностью руководства страны пользовалась вторая партия. Бюджет стабильно наращивали ради исполнения разнообразных социальных обязательств, включая повышение пенсий и зарплат бюджетникам. Кроме того, государство активно раздавало инвестиции и кредиты на развитие. Во многом тут подсобило быстрое восстановление цен на нефть и другие ресурсы, которые достигли докризисных уровней, а кое-где их превысили. В результате в 2010-2011 году масштабный рост обязательств удалось исполнить с минимальным дефицитом бюджета. Сейчас, судя по всему, Россию ждет поворот в другую сторону. В июле Минфин выкатил предварительный план трехлетнего бюджета, который предусматривал резкое сокращение "социалки". К 2015-му году социальные расходы вырастут всего на 7 процентов, что существенно ниже даже уровня инфляции – то есть в реальном исчислении они будут падать. Причем расходы на здравоохранение заметно снизятся даже в абсолютных величинах. В конце августа стало известно, что предвыборное обещание Путина о достижении минимальным размером оплаты труда (МРОТ) уровня прожиточного минимума также исполнено не будет. МРОТ вырастет в 2012 году на 13 процентов, но по-прежнему будет не дотягивать до целевой отметки. Стоит отметить, что трудовой комитет Госдумы еще в начале года разработал законопроект, по которому МРОТ должен был быть вплотную приближен к прожиточному минимуму к январю, но документ так и затерялся в недрах парламента. К слову, повышение зарплат бюджетников тоже относится к числу обещаний президента, выданных во время его избрания. К 2018 году, по его словам, зарплата учителей и врачей должна превысить среднюю по стране. Однако теперь Андрей Клепач заявляет, что к 2015 она будет лишь индексирована на уровень инфляции. Чтобы преодолеть отрыв за оставшиеся три года, оклады придется наращивать в полтора, а то и в два раза в год, что выглядит малореальным. В чем причина такого разворота? К 2012 году стало понятно, что кардинально увеличивать расходы бюджета не получится даже при высоких ценах на нефть. Если в 2007 году 100 долларов за баррель гарантировали не только постоянный рост трат, но и значительный профицит, то сейчас при таких ценах удается выводить бюджет в ноль или заканчивать год с небольшим дефицитом. Министерство финансов, между тем, остается весьма могущественным властным институтом, и его табу на дефицитный бюджет будет выполняться – под впечатлением как прошлых российских кризисов, так и нынешних долговых потрясений в Европе. Кроме того, нужно как-то сводить концы с концами в пенсионной системе, а это становится год от года все сложнее. Пенсии повышаются куда активнее, чем зарплаты в бюджетной сфере, в то время как сам Пенсионный фонд испытывает масштабную нехватку средств, которую можно компенсировать исключительно из казны. Государство также сочло приоритетным направлением расходы на оборону и безопасность, которые за три года должны вырасти на треть. Изыскивать же дополнительные способы пополнения бюджета с помощью таких мер, как введение прогрессивной шкалы налогов или увеличение нагрузки на крупнейшие корпорации, в том числе и государственные, правительство не спешит. О необходимости резать "социалку" крупные чиновники высказывались и ранее. В частности, зампред Центробанка Алексей Улюкаев еще в 2010 году призвал сократить число бюджетников и ввести фискальное таргетирование, резко ужесточив фискальную и бюджетную политику. Помимо прочего, Улюкаев предложил федеральному центру отказаться от поддержания единых социальных стандартов на всей территории России. Но если в прошлые годы это мнение было в какой-то мере оппозиционным курсу правительства, то сейчас, судя по последним шагам, высшее руководство страны с ним в какой-то мере согласно. Справедливости ради нужно признать, что пока трехлетний бюджет все еще находится в стадии предварительной разработки. В Госдуму документ поступит 1 октября, а изменения вноситься будут еще долго. Кроме того, депутаты нынешнего созыва по ряду причин могут оказаться менее сговорчивыми, чем их предшественники, так что предполагаемому консервативному варианту пробиться через законодателей будет сложно. Тем не менее, уже по той информации о бюджете, которую мы имеем сейчас, можно сделать вывод, что "социальной направленности" в деятельности государства будет существенно меньше. И эта тенденция – как минимум на ближайшие несколько лет.
Дмитрий Мигунов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |