|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Общественный совет Минобрнауки обсудил бюрократию и сокращение вузов31 августа 2012 23:57
Первое заседание обновлённого Общественного совета Минобрнауки России прошло 30 августа. Половину его членов выбирали в ходе интернет-голосования на сайте радиостанции "Эхо Москвы". "Наше министерство первым из нового состава правительства сформировало свой совет, – сказал на заседании Дмитрий Ливанов. – Надеюсь, наш пилотный проект окажется успешным. Для нас важно, чтобы министерство было открытым. Хуже всего, когда есть проблемы, которые замалчивают. Мы хотим вовлечь в их обсуждение всех заинтересованных людей. Нужно определить вопросы, в решении которых будет участвовать совет". В новом учебном году запланировано четыре заседания, по одному в квартал. Предварительно отобрано 19 тем. Министр от себя лично предложил ещё шесть. Первая – облик современного учителя. Вторая – школьные учебники, какими они должны быть, электронными или бумажными, как проводить их экспертизу. Третья – проблемы дошкольного образования. Четвёртая – приём в первый класс. Пятая – ЕГЭ, нужен ли он, как его проводить, какое должно быть содержание. Шестая – школьные стандарты, содержание обучения. Какие из этих 25 тем выберут для обсуждения, решит сам совет. На первое заседание Общественного совета выбрали два вопроса. Один из них, который волнует всех – и работников образования и науки, – это бюрократия в отрасли. Второй – сокращение вузов. "За последний месяц я и мои коллеги объехали в общей сложности 45 регионов, – сказал Дмитрий Ливанов. – Эти два вопроса волнуют очень большое количество людей. Мы провели полевое исследование в 30 школах. Школа не должна писать по 50 отчётов в месяц. Такой вал бумаг никому не нужен, их никто не читает". Директор санкт-петербургской 56-й гимназии Майя Пильдес согласилась, что ситуация с отчётами просто кричащая. Огромное количество отчётов, которые требуют со школ, дублируют одни и те же данные. При этом большинство информации сегодня публикуется на сайтах образовательных учреждений. "Я, честно признаться, не понимаю, для чего нужны РОНО, которые собирают с нас массу отчётов? – призналась Майя Пильдес. – Нужно определиться, сколько отчётов и кому мы должны их предоставлять". "Школа превратилась в место, где дети мешают учителям и администрации работать с документами", – привёл популярную в образовательной среде шутку директор московского центра образования № 109 Евгений Ямбург. Чтобы уменьшить лавину отчётов в регионах, он предложил отменить в показателях эффективности работы губернаторов средний балл по ЕГЭ. В этом случае значительно уменьшится давление на школы и повысится объективность в результатах. Учитель литературы московской школы № 57 Сергей Волков привёл несколько баек из жизни своих коллег. В одном из регионов учительница жаловалась ему, что в августе ей надо составить подробнейший план на весь учебный год из 12 показателей. На каждый урок написать тему, домашнее задание, а ещё предусмотреть, на каком из уроков будут ликвидироваться пробелы, оставшиеся у детей с предыдущих занятий. "Весь ужас с отчётами известен каждому учителю, – сказал Сергей Волков. – Сегодня мы их констатируем, а что дальше? Жизнь пойдёт своим чередом?" Министр успокоил учителя: Общественный совет для того и собирается, чтобы выработать конкретные предложения для министерства. Их обязательно учтут. Обладатель мегагранта Станислав Смирнов привёл наглядный пример с перегруженностью отчётами российский учёных. Отчёт по мегагранту у него получается в год объёмом примерно в пять тысяч страниц. По аналогичному гранту в Швейцарии выходит 25 страниц. "С отчётами в науке ситуация проще, – считает Станислав Смирнов. – Есть международные критерии. По поисковым исследованиям учёные могут отчитываться статьями в рейтинговых журналах, по прикладным – патентами. Такой же алгоритм отчётности можно без особых проблем внедрить и в России". Вопрос о сокращении вузов на Общественном совете вызвал менее острые дискуссии. Дмитрий Ливанов сообщил, что в Советском Союзе было 500 вузов на 1,5 миллиона студентов, сейчас – 1100 вузов и 6 миллионов студентов. При этом за последние 20 лет новых преподавателей не появилось, денег больше не стало. "Массовизация образования – это неплохо, – отметил министр. – Таков тренд XX века. Вопрос только в качестве этого образования". До конца сентября в Минобрнауки России проведут мониторинг деятельности подведомственных вузов. Сейчас собирают информацию по 45 показателям. Причём данные, которые можно получить в других источниках, с вузов не требуют. То есть никакого дублирования. Всё делается в электронном виде, на специальном сайте. После того как полученную информацию проанализируют, будет выделена группа риска – 25–30% слабых вузов, у которых есть проблемы с качеством приёма абитуриентов, объёмами науки, востребованностью выпускников и т.д. Решения по каждому вузу будут приниматься индивидуально, обязательно с учётом мнения региональных властей. Каковы возможны варианты? Первый – закрытие этих учебных заведений путём прекращения туда набора первокурсников. Второй – слияние с более сильным учебным заведением. Третий – назначение более эффективного руководства. Четвёртый – целевая помощь тем вузам, которые слабы, но нужны в регионе. "Какой бы вариант ни был выбран, студенты ни в коем случае не должны пострадать, – подчеркнул Дмитрий Ливанов. – Кроме того, мы должны подумать и о судьбе преподавателей. Наконец, вопрос с имуществом – оно должно остаться в системе образования". Члены Общественного совета спокойно отнеслись к этим перспективам. Единственное, на что они обратили внимание министра – педагогические вузы. "Когда их объединяют с классическими, то педагогическая составляющая практически исчезает, – предостерёг Евгений Ямбург. – А специальные дисциплины, в частности дефектологию, ни в коем случае нельзя убирать из программы. Мы учим не только одарённых детей, но и тех, у кого есть проблемы со здоровьем. В решении вопроса с педагогическими вузами не должно быть кампанейщины". В конце заседания председатель совета Жорес Алфёров предложил проводить выездные заседания, в том числе и в глубокой провинции. Одну их встреч можно было бы организовать в педагогическом институте, чтобы там более детально обсудить проблему.
Муравьёва Марина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |