Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Российский кинематограф: от попкорна до искусства

30 августа 2012 00:27

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
Почему в России превалирует зарубежный прокат? Что лучше: соперничать с Голливудом или искать свой путь? Ежегодно 27 августа отмечают День российского кино. Корреспондент "БалтИнфо" поинтересовался у экспертов, наступил ли кризис кинематографа, или нам все еще есть, чем гордиться.

Попкорновый прокат

Социолог кино, главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Дондурей заявил, что в наших кинотеатрах давно продают пепси-колу с попкорном и зарабатывают на этом больше, чем на кино: 600 млн. долларов – на фильмах, 700 – на еде.

"Российское кино люди не смотрят, оно собирает в последние два года в 2 раза меньше денег, чем в 2006, 2007 и 2008 годах. И шансов увеличить эти цифры нет, хотя Владимир Владимирович Путин увеличил финансирование, направленное на производство кино. Но производство – в одну сторону, а потребление – в другую", – подчеркнул Дондурей.

По мнению эксперта, зрители в кинотеатрах воспитаны телевизором и не могут понимать качественное кино. Современные молодые зрители либо смотрят попкорновые американские ленты, либо примитивные русские комедии. "Людей, которые будут смотреть победителей Канн, в России практически нет. Качественное кино показывают в России 19 залов из 2800. Зрителей, способных получать удовольствие от лауреатов, не останется лет через пять вообще", – заявил он.

Дондурей полагает, что российский зритель сидит на двух наркотических иглах: те, кто постарше, смотрят телевизионное кино, кто помоложе – скачивают все в Интернете, нагло и без угрызения совести.

По мнению режиссера Александра Сокурова, в России должна быть "национальная защищенная сеть кинопоказов". "У нас нет сети независимых кинотеатров, все принадлежат крупным американо-русским корпорациям. Многие люди отказываются в эти кинотеатры ходить – из тех, кто смотрит авторское кино. Нужно открывать сеть кинотеатров, куда пойдет современная молодежь, у которой есть вкус, образование", – заявил режиссер.

Голливудские копии

Экс-президент Гильдии киноведов и кинокритиков, председатель Экспертного совета премии кинокритики и кинопрессы "Белый Слон" Виктор Матизен уверен, что учиться у Голливуда нам совершенно необходимо. При этом, однако, тупое подражание ни к чему хорошему не приведет. "Голливуд был первым, кто освоил мировое кинематографическое пространство и до сих пор умеет это делать лучше других. Нужно использовать достижения Голливуда и создавать собственный национальный кинематограф, способный конкурировать с ним внутри страны и на мировом рынке", – считает кинокритик.

"Голливудский кинематограф учит людей быть благородными, а наш – не учит, и фильм о благородстве провалится в покате. Они снимают на 5 млн. – 200 млн. долларов, а это стоимость всей русской киноиндустрии. Их фильмы смотрит весь мир. У нас же фильм великого Михалкова даже не выпускается за границей. У нас снимается лишь 3-4 очень хороших кино в год, в основном, драмы и трагедии. Мы не умеем снимать такое кино, нет таких денег, навыков", – заявил Даниил Дондурей.

"С точки зрения профессии, Голливуд значительно выше нас, там учитывают психологию зрителя, они в этом выигрывают. Знают, что вызывает реакцию. Сериалы, которые выходят в США, очень качественные", – считает режиссер Юрий Мамин.

Однако, по его словам, Россия всегда делала некие открытия в кино, не случайно наш кинематограф 30-годов обогатил весь мир. Было это и при хрущевской оттепели, которая родила таких выдающихся режиссеров, как Тарковский, Панфилов, Авербах, Герман, Михалков. По словам Мамина, это были люди, которые соревновались за открытия в кинематографе. Деньги у всех были одинаковые, скромные, поэтому они стремились поразить чем-то другим.

"Мои коллеги режиссеры пытаются тиражировать известные образцы Голливуда. А российское кино – это самобытность. Ученых много, но спросите хоть у одного, что он открыл. Так и в кино. Искусство — это всегда открытие", – заявил Юрий Мамин.

Ностальгия по советскому

По словам Даниила Дондурея, уже три года назад наступил кризис российского кинематографа. Телевизионные холдинги стали делать парочку проектов в год и зарабатывать, а у всех остальных нет шансов. Для того, чтобы показать фильм, стоящий 10 млн., в его продвижение надо вложить 3 млн.

"У российского кинематографа нет механизма возврата денег. Снимут картины "Алеша Попович", "Три богатыря", "Илья Муромец", и на прибыль от этого кино дадут Алексею Балабанову что-то снять для Венецианского фестиваля, потом можно будет этот фильм посмотреть на немецких каналах", – заявил социолог кино.

Виктор Матизен согласен, что существует кризис коммерческого кино и кризис системы господдержки и управления кинематографией. "Наше государство не умеет управлять кинематографией. Многие мечтают вернуться к советской системе, но это губительно и просто невозможно", – заявил он.

Кинокритик уверен, что интересы нашего государства и интересы зрительского (коммерческого) кино противоречат друг другу. "Государство, которое поддерживает коммерческий кинематограф, тем самым плодит нахлебников и пока не может ничего с этим поделать. Кроме того, оно навязывает фильмам идеологию и героев, которые зрителем не принимаются", – подчеркнул эксперт.

По мнению режиссера Юрия Мамина, кризис кино – это кризис идеологии. "Направление развития культуры связано с направлением развития общества, а это общество живет плодотворно тогда, когда видит перспективу будущей улучшенной жизни. Когда у человечества нет перспективы, все искусство скатывается к "развлекаловке", оно стоит на месте и занимается убиванием времени зрителей", – считает он.

Мамин подчеркнул, что у нас режиссеры либо занимаются зарабатыванием денег, либо пытаются бороться с потоком и оказываются на обочине, потому что их картины не берет прокат. Отдельные художественные удачи только подчеркивают это правило.

"Нет направления развития, человек не знает, куда двигаться. Остается подражать образцам, уже получившим финансовую поддержку. Любой незначительный успех вызывает большое количество размноженных ухудшенных копий. То же самое и в актерском искусстве, оно очень сильно упало, нет таких актеров, как в советское время, потому что играть нечего", – заявил он.

Рано разочаровываться

По мнению Мамина, единственная перспектива — путь к себе, способность взглянуть на жизнь, которая тебя окружает незатуманенным взглядом. "Появилась Германика и сказала про школу, не сказала ничего нового, но ее взгляд более открыт, независим. Вот Василий Шукшин смог отразить действительность, так как у него был незамыленный взгляд", – пояснил он.

Режиссер Александр Сокуров уверен, что наш кинематограф живет и развивается сообразно тому состоянию, в котором находится общество и государство. Есть хорошие и серьезные картины, много молодых режиссеров.

Однако Сокуров полагает, что в части коммерческой позиции западного кинематографа более сильные, так как он там развивается на протяжении всего времени существования кино. "У нас было или политическое, или авторское кино. Политическое после ухода с арены единственной тогда политической партии исчезло, а авторское продолжает существовать. Есть интересные режиссеры, каких нет нигде в мире. За авторское кино в России никогда не будет стыдно. За коммерческие фильмы будем периодически стыдиться", – пояснил свою точку зрения режиссер.

По мнению Сокурова, нам рано еще разочаровываться в кинематографе. Если в чем-то и сможем достигать серьезных результатов, то в авторском кино. "Все же мы родина большой литературы. Пока русские режиссеры будут читать книги и соизмерять свои амбиции с литературой, можно быть спокойными. Там на 200 лет вперед идей достаточно", – заявил он.

Инга Слажинскайте

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы