|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2025.
|
"Облака" над Дальним Востоком13 августа 2012 15:46
Сергей Николаевич, какие задачи ставятся сегодня перед образованием на Дальнем Востоке? – Мы хотим закреплять здесь наши кадры, чтобы к нам ехали учиться с других территорий, оставались у нас и работали – для этого образование на Дальнем Востоке должно стать конкурентоспособным, то есть в первую очередь качественным. Конечно, помимо этого в регионе нужны и соответствующие условия проживания, оплаты труда, рабочие места, социальная инфраструктура… А каким видится обозримое будущее? Если взять, скажем, рамки большинства стратегий развития – 2030 год. – Будущее образования сейчас, наверное, никто не может просто так очертить, спрогнозировать, поэтому трудно сказать, каким оно будет в 2030 году. Можно определить движение вперёд, а вот какие технологии придут на смену – вопрос действительно сложный. Возможно, это будет более самостоятельное или электронное образование, или же так называемое "облачное": когда стираются границы образовательных учреждений. Например, сегодня знания помещены, условно говоря, в библиотеку, а будут помещены в "облако", к которому смогут присоединяться различные студенты и преподаватели. И совершенно необязательно, что эти преподаватели будут работать только в одном университете, – с помощью новых образовательных технологий они смогут работать буквально по всему миру. Как вы думаете, и в Тихоокеанский университет тоже придёт "облачное" образование? – Я не говорю, что это случится завтра, но к 2030 году это будет вполне возможно. Рядом с нами находятся Япония, Китай, Южная Корея, а это те страны, которые весьма продвинуты в данном направлении и уже активно развиваются. Думаю, от советского образования останутся только элементы – фундаментальность, к примеру, но всё остальное образование будет уже другое. Да и новые технологии придут на смену тому, чему учились мы с вами. Возможно, поменяется и структура вуза – раньше была чётко видна факультетская структура, но всё, мне кажется, будет иначе. Дальневосточный федеральный университет уже сделал первый шаг и отходит от системы факультетов, но сохраняет отраслевой принцип. Будет ли он в будущем? Думаю, нужно также решить, что нам важно: сам учебный процесс или воспитательная функция вуза. Возможно, изменятся и методики обучения? – Думаю, что всё-таки образование будет больше направлено на самостоятельное обучение. Человек будет настолько быстро меняться, – а вместе с ним и скорость подачи информации, и скорость её распространения, – что система образования должна будет давать только основы, а остальное человеку придётся познавать самому. То есть система должна стать легко изменяемой и гибко настраиваемой. Сейчас пытаются использовать и старые методики, и новые подходы. В дальнейшем, мне кажется, должен произойти симбиоз: с одной стороны, студенты всё-таки будут контактировать с преподавателем лицом к лицу, а с другой – в будущем у каждого студента появится возможность до каждого преподавателя достучаться самому, персонально. Вы имеете в виду – заочно, в электронной форме? – Да. Мы тоже пытаемся идти по этому пути: в этом году, например, мы с первого курса всем студентам выдаём нетбуки и, соответственно, предоставляем возможность общаться по-новому: у каждого студента и преподавателя будет личный виртуальный кабинет, и уже начнётся электронное общение между ними – то есть не только на лекциях, семинарах и консультациях. Такие подходы есть уже во многих зарубежных вузах, да и отечественные вузы подобное пробуют. Как вы знакомитесь с опытом других вузов? – Я много читаю, много езжу: движение вперёд видно даже на уровне школьного образования. Я бывал в некоторых учебных заведениях Южной Кореи, которые называются "школами XXI века". В таких школах во всём здании увидишь только четыре компьютера – у директора, его заместителя, у главного бухгалтера и в методическом управлении. А всё остальное – вот оно знание: его нужно только взять, потому что у каждого есть собственный компьютер или смартфон, через которые вся информация фактически и передаётся. Ещё я знаком с австралийским опытом в Сиднейском университете, Университете Маккуори – в них почти всё взаимодействие между преподавателями и студентами, особенно в магистратуре, сводится к самостоятельной учёбе, выстроенной в большей степени в электронной форме. У них сейчас по некоторым дисциплинам "срок годности" учебной литературы составляет не пять лет, как у нас. Курс обновляется ежегодно, и лекции читаются только по учебным пособиям, учебникам, книгам, монографиям, выпущенным в прошлом году. Мы к этому тоже придём? – Нас к этому всё "подталкивает". Мы должны давать ребятам свежие знания, а наряду с фундаментальной подготовкой ещё и свежие подходы, ведь всё очень быстро обновляется. Поэтому мы создаём электронные базы, оснащаем компьютерные классы. Много противников такого подхода, но мы считаем, что компьютеры должны быть у студентов под рукой. Без этого мы дальше не двинемся и преподавателей своих не заставим познавать новые технологии – только студенты могут их заставить. Так что заглянуть в будущее на десятилетие вперёд ещё можно. С другой стороны, мы как-то смотрели показатели: число компьютеров на число студентов должно быть такое-то. Но уже через пять лет у каждого из нас в кармане будет свой смартфон и компьютер. Нужны ли нам такие показатели? Публикация в рамках спецпроекта совместно с АСИ.
Ясиновская Елизавета
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |