Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Инвестиции в университеты

07 августа 2012 23:01

Ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор Тверского государственного университета Андрей Белоцерковский. Фото с сайта www.strf.ru
На "Форсайт-Пароходе", который 13 августа уходит в пятидневное плаванье по Волге, будет обсуждаться будущее России: в том числе развитие городов, туризма, науки и, конечно же, образования. Подробно о проекте мы уже говорили с одним из его организаторов Павлом Лукшей в статье "Будущее: взгляд с парохода". Сегодня о своём видении будущего российских и мировых вузов, освоения и добычи знаний и того, как нам не разделить судьбу динозавров, рассказывает участник одной из форсайт-сессий проекта – ректор ТвГУ Андрей Белоцерковский.

Андрей Владленович, чего вы ждёте от этой попытки заглянуть в будущее?

– Всё, что связано с прогнозированием, мне очень близко и понятно, поскольку я профессионально занимался физикой атмосферы, да и сейчас [в должности ректора] прогнозы погоды – это моё хобби. В этом проекте речь идёт о форсайте – прогнозе, предвидении: как может выглядеть система образования через 20 лет. Для этого, я считаю, нужно представить, каким будет через 20 лет общество, ведь образование, каким бы консервативным оно ни было, всегда подстраивается под требования жизни. А жизнь побежала так быстро, что уже нужно искать даже новый алгоритм "подстраивания".

Вы сторонник новых форм образования или советского фундамента?

– Советское образование было достаточным сильным, хорошим для той задачи, которую оно решало, – для быстрой индустриализации страны. В новых условиях такая форма требует серьёзного изменения. Но это происходит не только с советским образованием, а с образованием во всём мире. Задача стала совершенно другой, поэтому любая модель, даже самая удачная, будь то Университет Гумбольдта или советское образование, вынуждена меняться из-за того, что меняется жизнь.

Сегодня главным элементом экономического роста становится образование, а его узловой точкой – университет. Раньше нужно было строить фабрики, заводы, железные дороги, а сейчас всё в принципе намного проще: вкладываться нужно в университеты. Ведь именно здесь собирается большое количество молодых людей, способных к восприятию инноваций. Именно здесь, и это мировая практика, осуществляется трансфер технологий, создание не только новых компаний, но и целых отраслей. Поэтому очень важно в образовании не отставать. Сегодня мы реально отстаём – даже наши лучшие университеты не входят в международные рейтинги. Мы знаем, где делается 90% науки и инноваций. Знаем, на чьих машинах ездим и чьи телевизоры смотрим. Отставание в области образования недопустимо: это означает обречь на отставание всю нашу страну. Мы же не хотим разделить судьбу динозавров.

Вы считаете, что именно образование определяет качество жизни в нашей стране?

– Да – и сейчас, и в ближайшем будущем. В Древней Римской империи была построена система всеобщего образования, и именно это сделало её такой исключительной. Нет ничего важнее, чем образование, и нет ничего хуже, чем его недостаток – как в количестве, так и в качестве. Сегодня мы переживаем гигантскую технологическую революцию, по масштабам сравнимую, быть может, с Ренессансом или революцией индустриальной. Разница лишь в том, что те длились столетиями, а теперь всё происходит за несколько лет – это быстрый переход к экономике знаний. Роль полезных ископаемых теперь играют знания, поэтому можно говорить о добыче знаний, распространении, освоении.

Молодые люди всё чаще сегодня говорят о том, что важно не знать, а уметь, ведь знания стали быстро устаревать. Как с этим быть?

– Конкретное знание действительно устаревает за 2 года, поэтому студенты, оканчивающие вуз, должны дальше учиться сами. Ребята ещё при поступлении делают профессиональный выбор, но сказать, что будет востребовано на рынке труда через 5–10 лет, не может никто. Единственное, что можно сказать точно, это что через 10 лет многие будут заниматься профессией, которая сегодня ещё даже не придумана. Так же как 20 лет назад не существовала профессия веб-дизайнера. При таких условиях студенты должны освоить в вузе технологию получения знаний, получить проектные и исследовательские компетенции, а затем – включиться в "гонку" и учиться всю жизнь.

Вы имеете в виду самообразование или дополнительное обучение?

– Сегодня появляется масса возможностей для самообразования: интернет, различные игровые формы обучения. Вопрос в том, какова их роль. Немало людей говорит, что университет вообще исчезнет за ненадобностью, потому что появится много индивидуальных возможностей.

Как вы сами гипотетически представляете образование через 20–25 лет?

– Я могу сказать, чего, на мой взгляд, не произойдёт. В первую очередь – не исчезнет университет как форма организованного образования, как способ общения большого количества молодых людей. Когда Иоганн Гутенберг изобрёл печатный станок, пошли разговоры о том, что необходимость в университетах отпала. Зачем собирать людей, если каждый может взять по книжке, самостоятельно прочитать и всему научиться. Но прошло 600 лет, а университеты до сих пор существуют – ведь есть командная, коллективная работа, тот элемент взаимного общения, который ничем не заменишь. То, что образование будет высокотехнологичным с точки зрения передачи информации, безусловно. Совершенно точно будет использоваться возможность преподавания из любой точки мира в реальном времени, с хорошим качеством общения. Другое дело – сама роль преподавателя. Если сейчас это во многом человек, который передаёт студенту то, что знает сам, и требует воспроизводящего усвоения, то в будущем его роль изменится. Что ни передавай студентам – оно быстро устареет, а вовлечь человека в исследовательский процесс необходимо, поэтому образование будет через исследования и инновации.

Также я уверен, что образование будет индивидуализированным. Не будет подготовки инженера со специализацией в двигателях внутреннего сгорания. Сегодня выпускники имеют в пределах факультета примерно одни и те же квалификации, а через 20 лет, думаю, выпуск факультета будет выглядеть иначе: каждый студент будет иметь своё узкое образование, которое он будет составлять сам. То есть выбирать те курсы, которые именно ему интересны и нужны.

Абсолютно уникальный специалист?

– Да, с широким фундаментом, но специализированный по-своему. И самое главное – с возможностью постоянного возвращения в университет. Ещё через 20 лет, я думаю, будет всеобщее высшее образование – бакалавриат.

Тверской университет уже на пути к новым формам образования?

– У нас передовой университет, я считаю. В его миссии прописано, что университет является генератором инновационного развития региона, поэтому мы готовим не просто лучшую молодёжь, которая бы соответствовала запросам рынка труда, а ту молодёжь, которая будет этот рынок труда формировать: она будет не искать работу, а создавать её в виде малых инновационных компаний. Я считаю, что для экономики Тверского региона будущее за малым и средним бизнесом: небольшими коллективами высокообразованных людей. Мы создаём пояс малых предприятий, центры трансфера технологий – мы рассматриваем себя как узловую точку знаний. Поэтому надо знать ориентиры, которые ждут нас в ближайшем будущем, – чтобы начинать двигаться в нужном направлении. Ведь что бы мы ни затеяли, эффект это принесёт лет через 10, не раньше.

Вы хотели бы определить эти ориентиры во время плавания на "Форсайт-Пароходе"?

– У меня есть большой опыт участия в конференциях на пароходе, который долгое время плавал вокруг Москвы. В таком формате есть очень глубокий смысл: с речного парохода никуда не денешься. Собираются эксперты, задаются темы для обсуждения, и абсолютно неизбежно начинаются круглосуточные дискуссии – как формальные, так и неформальные. Их невозможно прекратить, пока не приплывёшь назад. Когда выбирают папу римского, кардиналов запирают и не выпускают, пока вопрос не будет решён. Теплоход создаёт как раз такую среду – здесь будут интересные люди, эксперты, у которых разные взгляды на один и тот же вопрос. Но в споре рождается истина. Когда спорят необразованные люди, каждый остаётся при своём мнении, а в научной дискуссии, как правило, приходят к консенсусу.

На пароходе предполагается много молодёжи.

– У нас прекрасная молодёжь. Работа в университете заряжает оптимизмом: войдёшь в студенческую аудиторию, увидишь ребят – умных, креативных, с массой идей, критическим взглядом, с чистым желанием решить какие-то проблемы, задачи, – пообщаешься с ними и понимаешь, что всё у нас будет в порядке.

Публикация в рамках спецпроекта совместно с АСИ.

Ясиновская Елизавета

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы