Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

И бесплатно покажут кино. В школах

07 августа 2012 22:49

Cоветский и российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Фото с сайта www.ng.ru
Cоветский и российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Фото с сайта www.ng.ru
Предложение Никиты Михалкова ввести в школьный курс уроки кино вызвало бурную дискуссию. Спорят, нужно ли это вообще и если нужно, то из каких фильмов должна состоять обозначенная Никитой Сергеевичем сотня лучших картин мирового кинематографа. Опрос на эту тему провел исследовательский центр портала Superjob.ru, и в первом пункте мнения его респондентов разделились на равные доли: 42% – за введение таких уроков, 42% – против. А список картин, сложившийся из рекомендаций опрашиваемых, состоит преимущественно из народных хитов вроде фильмов "Москва слезам не верит" и "В бой идут одни старики". Впрочем, лидирует в этом списке эталонная экранизация романа "Война и мир", осуществленная Сергеем Бондарчуком в 1965–1967 годах. В человеческом сознании пока кино в школе если и может существовать, то как вспомогательная категория, как дополнение к литературе. "Не фильмы в школе надо смотреть, а книги читать, так как это первоисточник, а не мнение режиссера", – заявляет один из респондентов и тем самым подтверждает нашу догадку.

Между тем кино – давно уже равноправный вид искусства, достойный того, чтобы его изучали в школе. Особенно в нашу эпоху, когда заметно меняется сама природа восприятия мира – считывание картинки вытесняет чтение. Речь ведь не идет о курсе киноведения – такому место в профессиональных вузах. В школе нужно и важно поселить в подрастающем человеке уважение к экранному искусству, научить смотреть кино разное – новое и старое, цветное и черно-белое, динамичное и веселое, неторопливое и атмосферное. Так происходит, например, во Франции, в самом продвинутом в отношении к отечественному кино государстве. Франция – великая кинодержава, и поддерживать этот статус получается во многом благодаря наличию зрителя, способного оценить не только "Человека-паука", но и, к примеру, картины братьев Дарденн. Помню, года три назад режиссер Сергей Дворцевой рассказывал, что после победы его фильма "Тюльпан" в каннском конкурсе "Особый взгляд" права на показ картины купило Министерство образования Франции – для демонстрации в школах. Там сочли, что история несостоявшегося сватовства казахского чабана нужна французским школьникам – и как возможность наглядно познакомиться с экзотическими реалиями далекой азиатской страны, и как образчик мастерства кинематографистов, снявших замечательный фильм в суровых условиях степи. (А у нас и в Казахстане фильм-победитель престижного каннского конкурса оказался не нужен даже прокатчикам.) Величие же нашего кино, скажем мягко, несколько в прошлом, но ведь прошлое-то каково. В современной литературе тоже прорыва не наблюдается, но изучаем же мы в школе классику под сенью портретов Пушкина, Тургенева, Маяковского. Почему нет в этой галерее Эйзенштейна, Ромма, Хуциева, Шукшина, Тарковского, братьев Михалковых-Кончаловских?

Другой вопрос, который почему-то отходит в нынешних спорах на задний план: "Кто бы мог вести в школе столь новый, специфический курс "100 лучших фильмов"?" Не секрет, что принимавший разные обличья и названия предмет "МХК" (Мировая художественная культура) чаще всего был навязан в качестве обременения учителям-предметникам – историкам, словесникам. Ну нет такого количества искусствоведов и культурологов, чтобы укомплектовать штат каждой средней школы профильным специалистом в этой области. А что уж говорить о проводниках в мировое кино… Это должны быть люди, вооруженные хоть какими-то знаниями по части истории и теории кино, – им ведь надо умудриться убедить сегодняшних детей, что кино – это не только воскресный аттракцион в мегамолле. Если дело пойдет, как в старой песенке "Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино", новый курс повторит неблестящую судьбу МХК, ОБЖ и тому подобных досадных "нагрузок".

В продвинутом по части культуры вообще и кино в частности городе Перми уже несколько лет с успехом идет эксперимент по внедрению медиаобразования в вузы. Он инициирован неутомимым энтузиастом Павлом Печенкиным – режиссером, президентом престижного Международного фестиваля документального кино "Флаэртиана" и руководителем "Пермкино". Так вот, базовая забота авторов этого проекта – поиск и обучение так называемых тьюторов, то есть тех, кто будет работать со студентами. Все начинания Печенкина – будь то фестиваль, или деятельность пермского киноцентра "Пионер", или вот программа медиаобразования – носят характер продуманной, просчитанной системы, потому и отличилась Пермь небывалыми успехами, например, в воспитании зрителя для документального кино. Развертывая амбициозный культурно-образовательный проект, там начали именно с подготовки преподавательского корпуса – и на это обстоятельство (как, впрочем, и на весь кинопросветительский опыт пермяков) стоит обратить пристальное внимание разработчикам школьного курса "100 лучших фильмов мирового кино".

Дарья Борисова – обозреватель отдела культуры "НГ".

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы