Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Перестановки в Правительстве: подробные комментарии молодых политологов и политиков

18 февраля 2007 23:56

Здание Правительства РФ, изображение с сайта www.regtime.ru
Здание Правительства РФ, изображение с сайта www.regtime.ru
15 февраля в Правительстве произошли серьезные кадровые перестановки. Первым вице-премьером стал Сергей Иванов, на пост министра обороны назначен Анатолий Сердюков, ранее занимавший пост руководителя Федеральной налоговой службы (ФНС). Два первых вице-премьера, гражданский министр обороны – и все это совершенно неожиданно, особенно если учитывать, что совсем недавно президент России Владимир Путин попросил нынешнего премьер-министра Михаила Фрадкова "подождать" и не производить никаких кадровых изменений. 2007-2008 годы в России – электоральный период, который и так поддерживает в постоянном напряжении и избирателей, и политическую элиту страны, заставляя следить за каждым действием президента и за каждым шагом потенциальных преемников. Чем вызваны подобные перестановки и что они означают? Какие дальнейшие шаги следует ожидать от власти, и почему последние были совершены после мюнхенской речи и поездки президента по арабским странам? Есть ли какая-то связь? За ответами на эти вопросы, комментариями и прогнозами редакция Интернет-портала интеллектуальной молодежи решила обратиться к молодым политологам:

Максим Артемьев, заведующий отделом политики Интернет-журнала "Новая политика"

Кадровые решения Владимира Путина, озвученные в минувший четверг означают только одно – желание удержать процесс передачи власти наследнику под контролем. Причем из назначения Сергея Иванова первым вице-премьером вовсе не следует, что именно он станет таковым, или что он на равных будет соревноваться с Дмитрием Медведевым.
Кремлевская политика – политика византийская, непрозрачная, политика тонких аппаратных ходов и кадровых решений, часто не ясных даже ближайшим соратникам. Ее толкования напоминают лучшие времена советологии, когда зарубежные "кремленологи" пытались "гадать на кофейной гуще", исходя из упоминания очередности вождей политбюро, – кто нынче в фаворе, кто является преемником Брежнева (Андропова, Черненко) и т.д. Также и сегодня. Ясно, что решения будут приниматься одним избирателем, максимум, двумя-тремя. Поэтому пытаться угадать – что в их голове? – занятие неблагодарное.

Куда продуктивнее сосредоточиться не на личных вопросах, а на более общих.
Во-первых, очевиден окончательный крах "административной реформы по Козаку". Два "первых" вице-премьера (при двух "просто" вице-премьерах) – это очевидный нонсенс. Ясно, что нынешнее назначение Сергея Иванова – всего лишь удобный повод снять его с практической работы. Обилие "вице" в российской аппарате управления – наследие советских времен. Ни в одной развитой стране нет такого обилия заместителей премьера, губернаторов, мэров. Бесчисленные замы порождают управленческую неразбериху. Западный образец – это прямая связь министр-премьер безо всяких посредников. Министр – ответственная политическая фигура в своем министерстве. Максимум в европейских странах имеется один вице-премьер, как правило, одновременно министр. Все ссылки на российскую специфику – неубедительны. Экономика США больше российской в несколько десятков раз, но там даже нет премьера. В Индии население больше чем в России почти в десять раз, тяжелейшие проблемы на почве этнической и религиозной вражды, напряженные отношения с Пакистаном – на грани войны, но единственный вице-премьер там назначается лишь иногда.

Счастье Дмитрия Медведева в том, что у него есть "национальные проекты", другими словами, конкретное дело. Если Иванову срочно не найдут конкретной, осязаемой сферы руководства, с его персональной вовлеченностью и ответственностью, к концу года он перестанет играть какую-либо значимую роль. Министр – он необходим всегда, и его статус точно определен. Вице-премьер – нечто неопределенное и переменчивое.
Куда значимее и интереснее назначение Анатолия Сердюкова – долгожданного штатского министра обороны. Его приход на эту должность – свидетельство неких упущений Сергея Иванова. Во главе армии оказывается профессиональный торговец (!) – выпускник соответствующего института. Видимо, потребность военного ведомства в опытном менеджере назрела и перезрела. С дедовщиной Иванов так и не справился.

То, что он и Сергей Нарышкин – выходцы из Питера, означает, что клановая лояльность в момент передачи власти, ценится превыше всего. Именно на эти две фигуры следует обратить особое внимание. Малозаметные публично управленцы из Санкт-Петербурга заслужили особое доверие Владимира Путина. Возможно, кто-то из них заменит премьера Михаила Фрадкова. Скорее всего, эта роль может быть отведена Сергею Нарышкину – бывшему разведчику, давно лично знакомого Владимиру Путину. Даже не будучи премьером, он может оказаться реальным заместителем Фрадкова по текущим делам в правительстве, тогда как Медведев и Иванов будут заниматься специфическими вопросами.

Алексей Астафьев, аналитик проектного бюро "Спор", помощник Советника по молодежной политике Мэра г.Москвы

Мюнхенская речь Владимира Путина предоставила пищу для размышлений политикам и политологам как в России, так и за рубежом. Будучи во многом сенсационной и неожиданной, она, в то же время, стала закономерным продолжением "византийской" политики РФ, доставшейся в наследство от СССР. Столь резкое выступление может означать как кардинальную смену внешнеполитического курса, так и попытку использовать возможное ухудшение отношений между РФ и Западом в 2008 году.

Обвинения в адрес США и НАТО, отнюдь не безосновательные, во многом перечеркнули последние достижения отечественной дипломатии и в целом положительные для России итоги форума в Давосе. Хотя полноценная реакция Запада пока не последовала, почти сразу после мюнхенской речи президент сделал вице-премьером Сергея Иванова, уравняв его с Дмитрием Медведевым. Стоит отметить, что оба они являются потенциальными "преемниками" на выборах 2008 года. Анатолий Сердюков и Сергей Нарышкин, близкие к сторонникам третьего срока президента Путина, получили одни из ключевых портфелей. Разумеется, адресаты мюнхенской речи не могли не заметить этих назначений и того смысла, который, возможно, старался донести до них Кремль, делая эти кадровые перестановки. Иванов, который стоял возле президента во время его выступления в Мюнхене, отождествляется с Россией, если уж и не враждебной к НАТО и США, то по крайней мере готовой выражать неодобрение сложившегося миропорядка и действий Америки.

Дмитрий Медведев, успешно выступивший в Давосе, на данный момент более "миролюбив" к Западу, представляется им человеком, способным искать компромисс по спорным вопросом. Повышение Иванова является своего рода знаком для адресатов мюнхенской речи, что в случае ухудшения отношений Россия может занять более жесткую позицию, особенно после выборов 2008 года. На Западе же существуют различные мнения по вопросу отношений с РФ, в том числе и такое, что авторитарная или "ястребиная" Россия крайне нежелательна для Западной Европы и США. Впрочем, есть немалое число специалистов, не считающих РФ значимым участником геостратегических игр.

В целом создается впечатление, что шансы на успех сторонников третьего срока после кадровых перестановок возросли. Тем более, что ни Дмитрий Медведев, ни Сергей Иванов пока не представляются фигурами, готовыми занять президентское кресло на следующих выборах. А времени на создание имиджа "преемника" остается все меньше. Судьбу выборов в 2008 году решит во многом аппаратная борьба в Администрации Президента и административный ресурс, как всегда, в духе Византии.

Антон Гришанов, сопредседатель московского молодежного Союза Правых Сил (СПС)

Мюнхенская речь Владимира Путина и последовавшая за ней серия перестановок в правительстве положили конец периоду относительного спокойствия и равновесия в российской политической жизни, до предела обострив предвыборную интригу 2007-2008. Любой состоятельный анализ дает четкое осознание того факта, что неожиданно внушительное усиление так называемых "силовиков" в окружении президента и резкие выпады в адрес Запада не могут не быть связанными между собой.

Выступление президента на Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, подкрепленное сенсационным заявлением главы Генштаба о возможном выходе РФ из Договора о РСМД, положило конец большинству устойчиво циркулировавших мифов о стойком нежелании Путина идти на конфронтацию с Западом, чем, кстати, часто мотивировался возможный отказ президента менять Конституцию и баллотироваться на третий срок. Кроме того, речь российского лидера свела на нет весь эффект от пронизанной миролюбивыми нотками давосской презентации его потенциального "преемника" – Дмитрия Медведева. На этом фоне стремительное укрепление позиций как Иванова, воплощающего "ястребиное" начало президентского курса, так и условной "партии третьего срока", близкие к которой Анатолий Сердюков и Сергей Нарышкин получили ключевые портфели в правительстве, а также Рамзана Кадырова, ожидающего окончательного восшествия на вожделенный пост президента Чечни, не выглядит нелогичным. По сути, президент Путин не только обозначил начало нового политического курса РФ, но и предпринял первые конкретные шаги по его реализации.

Выбор в пользу непопулярной как в стране, так и за ее пределами, но близкой лично Путину группы силовиков для него самого представляется весьма рискованным. Как возможное президентство Иванова, так и сценарий с антиконституционным третьим сроком категорически неприемлемы для большей части политической и бизнес-элиты России. Последняя все более очевидно дает понять, что нынешнюю власть она поддержит только при ее постепенном реформировании, которое до недавнего времени олицетворял старательно вылепленный политтехнологами образ Дмитрия Медведева.

Однако перемены в правительстве ставят ребром и ранее возникавший вопрос о степени независимости и крепости позиций первого вице-премьера. В случае если ответ будет получен отрицательный, российская элита может окончательно переориентироваться на поиск альтернативной кандидатуры – возможно, и не в окружении президента.
Подобный поворот событий способен привести к формированию уникального альянса элит с радикальной и умеренной оппозицией режиму Путина. В условиях непрекращающейся аппаратной борьбы в Кремле и все более явной угрозы возобновления холодной войны с Западом, появление подобного союза может стать самой серьезной угрозой власти действующего президента и его команды за все время ее существования, создав необходимые условия для полной и неотвратимой смены правящего режима.

Дмитрий Карпов, аналитик проектного бюро "Спор", эксперт Центра политической информации (ЦПИ)

После назначения Сергея Иванова на пост первого вице-премьера экспертное сообщество начало активное обсуждение шансов бывшего министра обороны занять после 2008 года кресло главы государства.

Иванов, тем не менее, в своих интервью обходит стороной вопрос о возможном участии его фигуры в президентской гонке, отвечая, что решение он ещё не принял. Однако фактически он уже давно ведет свою избирательную компанию, в виде исполнения своих прямых должностных обязанностей. В период 2005-2006 года такое поведение было особенно выраженным: Сергей Иванов создал свой собственный имидж стража порядка в рядах вооруженных сил и умелого дипломата в военном сотрудничестве, "оседлал" наиболее мощные финансовые потоки в России – отрасли госзаказа в военно-промышленном комплексе и часть системы военно-технического сотрудничества. Его многократные визиты в США показали его уверенность в ведении переговоров такого уровня, и, таким образом, усилили его позиции внутри России. В ноябре 2006 года Владимир Путин лично способствовал его назначению на пост председателя Совета директоров весьма крупного государственного холдинга – "Объединенной авиационной корпорации" (ОАК). Тем не менее, явно не все околокремлевские властные группы заинтересованы в продвижении его в качестве кандидата на выборах-2008.

Доказательством этому могут служить целые информационные войны вокруг его фигуры – кампании по дискредитации его персоны. Эпизодами этих войн стали небезызвестное ДТП с участием сына Иванова, раскрутка СМИ т.н. "дела рядового Сычева", слухи о "распиливании" денег при финансировании телеканала "Звезда". Да и несостоявшееся, но ожидаемое назначение Сергея Иванова на пост председателя правительства непосредственно перед президентскими выборами 2004 года должно было послужить тормозом для роста его политических амбиций. Однако этого не произошло.

Тем не менее, в последнем послании Федеральному Собранию Путин говорил, что реформа в вооруженных силах реализована, успехи – значительные. Многие эксперты тогда восприняли это как своеобразный пролог к перемещению Сергея Иванова на новую должность, возможно, не так опасную в "предвыборном" смысле (все-таки фигура министра обороны будет находиться под "огнем" СМИ, пока будут продолжаться случаи неуставных отношений в рядах ВС).

Нынешнее назначение С. Иванова фактически ставит в схожие позиции, как полагают эксперты, основных кандидатов на президентское кресло: Сергея Иванова и Дмитрия Медведева. Оба занимаются решением первоочередных для государства социально-экономических проблем, на одного возложены национальные проекты и газовая отрасль (деловые связи вокруг "Газпрома"), на другого ВПК и гражданская авиация (упомянутая выше ОАК; состояние отрасли гражданской авиации – ещё одна "больная тема" для населения страны).

В связи с этим представляют интерес разговоры о том, что Сергей Иванов взял в союзники влиятельного кремлевского "технолога" Владислава Суркова. По слухам, именно ему должен быть благодарен С. Иванов за нейтрализацию большинства информационных ударов. Однако в последнее время в телевизионных выпусках новостей у зрителей была возможность наблюдать общающихся в дружеской манере В. Суркова и Д. Медведева, что подтверждает наличие тесных связей и между ними. То есть в случае избрания Дмитрия Медведева на пост президента Суркову вряд ли грозит потеря политического "веса". Оглядываясь назад, стоит отметить, что назначение на пост главы Администрации президента РФ Дмитрия Медведева в 2004 году во многом способствовало наращиванию влияния Владислава Суркова. Глава АП дал Суркову на откуп многие вопросы ведения внутренней политики, что превратило последнего в одного из наиболее влиятельных персон в президентском окружении и сделало, наконец, самостоятельной политической фигурой.

Таким образом, если альянс Сергея Иванова с заместителем главы президентской администрации имел место, то он был весьма выгодным для обоих участников: одному нужен был эффективный политтехнолог, другому – гарантии сохранения влияния после выборов-2008.

Конечно, глупо сводить все кадровые перестановки в высших эшелонах власти лишь к противостоянию потенциальных преемников и "клановой" борьбе покровительствующих им группам влияния в президентском окружении. Логично, что назначение С. Иванова на новую должность в первую очередь преследует цель решения проблем в экономическом секторе. Однако, как было отмечено ранее, исполнение им своих прямых обязанностей на своей должности является для него лучшей предвыборной кампанией. А значит, это назначение в любом случае имеет политический подтекст. И предвыборная гонка Сергея Иванова выходит на новый уровень.

Екатерина Локтева, обозреватель пб "Спор", помощник главного редактора газеты "Красная звезда"

То, что кадровые перестановки грядут, было ясно давно. Единственное, что интересовало, какого качества будут эти перестановки. То, что Сергей Иванов "пойдет на повышение" не могло вызывать сомнений, так как не было никакого значимого повода сомневаться в его состоятельности и адекватности на занимаемом посту. Наиболее вероятной кандидатурой на пост нового министра обороны был генерал армии Юрий Балуевский, с 2004 года возглавляющий Генштаб Минобороны, и, безусловно, на сто процентов знающий нынешнюю систему. В военных кругах о Балуевском Ю.Н. отзываются, как об уважаемом человеке, отличающимся необыкновенным профессионализмом и незаменимыми для хорошего руководителя качествами.

Назначение же Анатолия Сердюкова, уже бывшего начальника Федеральной налоговой службы, стало полной неожиданностью. Как можно было гражданского человека, который имеет только 2 года выслуги, назначать министром обороны? – вопрос, который задает себе сейчас каждый в Министерстве. Во-первых, к сожалению или к счастью, этот министр у нас ненадолго – после выборов президента в 2008 году правительство подает в отставку автоматически. У Сердюкова А.Э. есть чуть больше года, чтобы продемонстрировать, на что он способен. Но срок активных действий на новом посту будет еще меньше – с понедельника начнется долгий и утомительный процесс вникания в жизнь армии. Остается только надеяться на его благоразумность и отсутствие "навыков ломания дров". Чтобы не говорили о нынешнем состоянии армии, ее "деградация", как выразился наш президент, прекратилась – и это непосредственная заслуга Иванова. Сможет ли Сердюков А.Э. удержать все хотя бы на том же уровне станет ясно через некоторое время. Но тут возникает вторая проблема. Армия – один из символов нашего государства. И в этом символе государства, как нигде, возможно, очень важен авторитет и соблюдение иерархии. Какой авторитет может быть у человека, который в армии прослужил 2 года? Как можно себе представить, чтобы многотысячной армией командовал старший лейтенант? Как себя будут чувствовать полковники и генералы, которые службе в вооруженных силах отдали большую часть жизни? Но, тем не менее, многим военным людям новый министр нравится, хотя и уже посмеиваются над ним по-доброму.

Что же касается Сергея Иванова, его повышение имеет весьма прозрачный смысл. Сергей Иванов и Дмитрий Медведев теперь поставлены на одну ступень, они главные "наставники" над национальными проектами, от них двоих зависит то, как будут осуществляться эти проекты, и, несомненно, они главные претенденты на президентское кресло. Насколько эффективно они поделят полномочия, будет зависеть от них самих.

Если двум первым вице-премьерам удастся на данном политическом этапе активно сотрудничать, адекватно реагировать на действия другого, то они смогут добиться значительных успехов. Остается только надеяться, что в 2008 году мы увидим конкуренцию двух сильных и достойных.

Приведу один интересный факт: за несколько дней до перестановок в правительстве Сергей Иванов посетил Государственную Думу в рамках "Правительственного часа" и говорил, в основном, не о прошлом, не отчитывался о проделанной работе, не оправдывался ни перед кем, а планомерно рассказывал о том, что ожидает армию через 3-5 лет, но весь план рассчитан до 2015 года: "В 2006 году на развитие было выделено около 44 процентов военного бюджета, а к 2011 году мы планируем увеличить данный показатель уже до 50 процентов. (...) Если же говорить о более длительной перспективе, то она четко отражена в новой Государственной программе вооружения, рассчитанной на 2007-2015 годы (ГПВ-2015). На ее реализацию предусмотрено выделение почти пяти триллионов рублей. (...) Сегодня наша армия насчитывает 1 миллион 130 тысяч военнослужащих. А к 2015 году мы должны планомерно выйти на оптимальную миллионную численность." В связи с назначением Анатолия Сердюкова, человека, обладающего гражданским мышлением, экономическим или юридическим, эти планы могут оказаться под угрозой срыва. С другой стороны, 2015 – цифра не случайная – это такой же предвыборный год, как и сейчас. Выборы 2015-2016 многое подтвердят и многое опровергнут.

Юрий Лопусов, член Центрального Совета партии "Справедливая Россия", лидер Общероссийского молодежного движения "Энергия ЖИЗНИ" – молодежного крыла "СР"

Я бы не стал рассматривать последние перестановки в Правительстве, всерьез принимая во уже набившие оскомину рассуждения о преемниках. По-моему, тему о преемниках вообще уже пора забыть. Очевидно, что эти перестановки, которые лично я расцениваю, как положительные, имеют целью исключительно укрепление исполнительной власти и не являются стартом президентской кампании, не смотря на заявления ряда известных политологов.

Это решение Президента В.В. Путина явно свидетельствует о стремлении главы государства создать условия для перехода России от стабилизации к интенсивному экономическому росту. Уход с поста министра обороны позволит Сергею Иванову, как опытному специалисту не только в военной сфере, больше времени уделять как проблемам ВПК, так и сосредоточится на более широком спектре гражданских вопросов. Каждый вице-премьер теперь имеет четко очерченную сферу управления, что, думаю, позитивно скажется на результатах работы кабинета министров в целом.

По поводу отставки президента Чечни Алу Алханова и назначение исполняющим обязанности главы республики Рамзана Кадырова, позволю себе процитировать Председателя Совета Федерации, лидера партии "Справедливая Россия" Сергея Миронова, который назвал это "компромиссом между зрелостью и молодостью".
Кадыров пользуется широкой поддержкой населения. Он популярный политик. Бытует мнение, что ему еще не достает политического опыта, но хочу напомнить, что молодость – единственный из пороков, который проходит с годами. Очень многие оценивают его деятельность как премьера положительно, а лично я от всей души приветствую это решение Президента России, наглядно иллюстрирующее пропагандируемый нами тезис – "молодых во власть!".

Андреас Мариносян, аналитик проектного бюро "Спор", Российское философское общество

15 февраля Президентом России Владимиром Путиным был подписан указ о назначении Сергея Иванова на должность первого заместителя председателя правительства. Министром обороны же стал Анатолий Сердюков, работавший ранее в системе Министерства финансов в качестве главы Федеральной налоговой службы.

Нынешние перестановки в правительстве привлекают к себе особое внимание по причине того, что до президентских выборов осталось лишь чуть более года, а определенности в вопросе, чью кандидатуру Кремль будет поддерживать на выборах, все еще нет. До недавнего времени большинство аналитиков полагали, что "преемником" будет Дмитрий Медведев, который занимает должность первого вице-премьера и курирует программу реализации национальных проектов. Но после последней перестановки в правительстве С.Б. Иванов и Д.А. Медведев были уравнены в должностях. Сразу встает вопрос, как это может отразиться на выборах в марте 2007 года.

Можно связать последние изменения в составе Правительства с борьбой разных групп в составе самого же правительства. Как полагают многие, несмотря на то, что никаких публичных разногласий между министрами не было, среди членов кабинета можно выделить "либералов" и "силовиков". "Силовики" были не довольны усилением "либеральной" партии во главе с Медведевым и добились, чтобы Иванову были предоставлены те же полномочия. Но такая интерпретация, как мне кажется, имеет и слабые стороны. На мой взгляд, Путин пользуется достаточным авторитетом, чтобы не дать возможности возникнуть каким бы то ни было серьезным противоречия между членами правительства. Кроме того, и Иванов и Медведев являются людьми путинской команды. Они оба родом из Санкт-Петербурга. Медведев начал правительственную карьеру именно при Путине, а Иванов долго работал в Федеральной службе безопасности.

На парламентских выборах будут присутствовать как минимум две партии, которые открыто поддерживают нынешний курс развития страны: "Единая Россия" и "Справедливая Россия". Возможно, на президентских выборах может сложиться аналогичная картина. Владимир Путин не будет в последний момент делать выбор между двумя кандидатурами, а как Иванов, так и Медведев примут участие в президентских выборах. Таким образом, достигаются, на мой взгляд, две важные для Кремля цели. Во-первых, достигается преемственность курса. Понятно, что как Медведев, так и Иванов в случае свое победы будут продолжать политическую линию, взятую Путиным. Для нашей страны, в которой каждый новый глава государства начинает проводить политику, резко противоречащую начинаниями предшественника, этот момент действительно актуален. Во-вторых, снимается возможность ситуации, когда результаты выборов будут полностью прогнозируемыми. Это важный элемент демократии, чтобы выборы были альтернативными не только на бумаге, но и в действительности. Есть вероятность, что Путин, понимая всю мощь "административного ресурса", для того чтобы дать возможность начаться реальной политической борьбе, наделил им ("административным ресурсом") сразу нескольких кандидатов.

Возможно, в Кремле решили, что сценарий с одним кандидатом-преемником имеет ряд минусов. У народа может создастся представление, что он отстраняется от решения важнейших политических вопросов. А это ведь в свою очередь может привести к усилению оппозиции, которая не захочет продолжать преемственность курса. К тому же, оппозиции остается все меньше простора для маневрирования. Две основные политические "ниши" (патриотическая и либеральная) уже заняты представителями власти.

Таким образом, на мой взгляд, последние перестановки в Правительстве свидетельствуют о том, что президентские выборы пройдут по сценарию во многом аналогичному тому, что будет опробован на парламентских выборах. Будут два провластных кандидата (партии), между которыми и разгорится настоящее политическое соперничество. Кремль недовольный нынешней оппозицией пытается самостоятельно предложить избирателям альтернативы на федеральных выборах.

Валерий Сидоренко, руководитель проектного бюро "Спор"

Перестановки в Правительстве оказались достаточно серьезными. Скорее всего, повышение Сергея Иванова связано не с уравнением шансов двух кандидатов в преемники, а непосредственно с подготовкой экс-министра обороны к премьерской, а, в дальнейшем, и президентской должности. Совершенно очевидно, что кто бы из "преемников" не стал президентом, второй займет премьерский пост, поэтому, следует одним из последних шагов Путина ожидать расширение полномочий премьера. Это будет связано со стремлением нынешнего главы государства создать в будущем некий баланс власти президента и влияния премьера. Ведь конкуренция Сергея Иванова и Дмитрия Медведева – это спортивная борьба друзей, конкуренция внутри одной команды.

Необходимо понимать, что принятие решение на государственном, и уж тем более межгосударственном, уровне реально очень слабо зависит от конкретных документов, которые являются лишь видимым результатом, но, прежде всего, связано с переговорных процессом между хорошо знакомыми друг с другом людьми. На Сергее Иванове "завязано" слишком много международных договоренностей, он гораздо более яркая, заметная фигура, имеющая определенный вес во внешней политике. С ним и с Путиным связан возрождающийся образ России как крупного государства – геополитического игрока. В то время как Дмитрий Медведев на международном уровне лишь иногда выполняет роль "голоса государства", говорящего то от имени официально власти, то от имени бизнеса, то от имени народа при необходимости, но при этом никак не отвечает за конкретные договоренности.

Таким образом, иметь премьером в "России после Путина" Сергея Иванова, человека, от которого зависит реализация многомиллиардных международный контрактов, уважаемого генералитетом, – значит передавать огромное влияние в руки человека, которого легко снять с должности. Хранить слиток золота явно лучше в ячейке банка, чем в песочнице.
С другой стороны, гораздо целесообразнее иметь премьера, обладающего серьезным влиянием внутри страны, такого государственника до мозга костей, куратора национальных проектов, идеолога и отца внутренней политики, то есть, Дмитрия Медведева.

Тем не менее, подобной системе может не хватить устойчивости: отсутствует некий механизм, который бы удерживал оба "столпа" в вертикальном положении, не давая им столкнуться друг с другом, но в то же время, чтобы сохранялась зависимость системы в целом от этого механизма. Недостающим третьим элементом, очевидно, и станет сам нынешний президент. Стоит ожидать под занавес его срока значительное усиление реального влияния судебных структур.

Владимир Путин обречен стать лидером российского гражданского общества, как бы абсурдно это не звучало: гражданская пассивность наших граждан, к сожалению, еще имеет место быть, еще живет в сердцах страх и опасения за завтрашний день, еще не создано достаточно условия для самореализации – поэтому структуры гражданского общества приходится создаваться "сверху" – и они не работают, а многие самоорганизовавшиеся "снизу" боятся проявиться. Уход Путина из поля "официальной власти" даст ему в руки гражданский ресурс – "власть общественную", но идти против "своих", как правозащитник или общественный деятель, он не сможет и не захочет, потому что в Кремле прекрасно понимают, сколько и какого масштаба проблемы реально существуют в нашем социуме – в этом нет сомнений.

Наиболее вероятная сфера деятельности будущего президента, при условии сохранения "своего человека" во главе Счетной палаты, – именно судебная. Самое благородное место для будущего "серого кардинала" российской политики, пользующегося гигантской поддержкой почти всех социальных слоев и групп.

Антон Чубуков, обозреватель проектного бюро "Спор"

Исподволь, в России появился новый тип реалити-шоу: с элементами политики и детектива. В отличие от предыдущих проектов "За стеклом", "Последний герой" и "Дом 2" создатели "Преемника" ориентируются не на одну целевую аудиторию одного канала, а охватывают максимальное число населения. О новых приключениях "преемников" не стесняются говорить ни боссы, ни интеллектуалы, ни домохозяйки. Реакция на нынешние назначения свидетельствует о феноменальном успехе шоу:
– Иванова повысили! Президент сделал свой выбор!
– Иванов не оправдал надежд, а выкидывать – жалко...
– Президент решил уравнять шансы...
– Посмотрите на Сердюкова. Его "продвигают" неспроста...
И уже не поймешь, где кухонный разговор под впечатлением новостного выпуска, а где – комментарии аналитиков. Я попробую отойти от стереотипов. Какие факты нам даны?

Сергей Иванов, бывший, одновременно, министром обороны и заместителем председателя промышленности, курируя оборонную промышленность, лишается поста министра обороны, но уравнивается с Медведевым в своем "звании": теперь он не просто вице-премьер, а "первый вице-премьер". Иванов, как и Медведев, теперь ответствен за исполнение "национальных проектов".
Анатолий Сердюков (уже успевший получить едкое прозвище "Урфин Джус") до 2000 года возглавлял АО "Мебель-Маркет" в Санкт-Петербурге, потом ударился в мытарство – дошел до главы ФНС, сделан министром обороны. Сергей Нарышкин тоже пришел из Санкт-Петербурга. Он сделал успешную экономическую и финансовую карьеру: входит в совет директоров "Роснефти", возглавляет совет директоров "Первого канала", а с 2004 года являлся руководителем аппарата правительства в ранге министра. Нарышкин тоже стал помощником премьера – ему поручено ведать внешнеэкономическими связями.

Выходит, что у Фрадкова стало четыре заместителя: первые вице-премьеры Иванов и Медведев, оставшийся на своем посту Жуков и свежий назначенец Нарышкин. В противоположность всей совокупности министров, эту компанию можно назвать "малым", или "внутренним" кабинетом.

Медведев в нем курирует, в основном, национальные проекты, а также религиозные объединения, реформы ЖКХ и ассоциацию юристов. Жуков курирует законотворческую деятельность двух палат парламента, демографическую и миграционную политику, управление государственным долгом. Иванов – продолжает специализироваться по обороне и ВПК. Нарышкин станет заниматься внешнеэкономическими связями (например – продвижением государственных монополий на внешние рынки) и, наверняка, будет иметь большое влияние в финансовом секторе.

Еще 50 лет назад С.Н.Паркинсон провозгласил, что идеальный состав кабинета – 5 человек. "Два его члена смогут всегда отсутствовать по болезни или по иной причине. Пятерых легко собрать, а собравшись, они способны действовать быстро, умело и тихо. Четверым из них можно поручить финансы, иностранные дела, оборону и правосудие. Пятый, не сведущий ни в чем, станет председателем или премьером". По мере того, как кабинет разрастается, пишет Паркинсон, его функциональность падает. Когда число министров достигает определенной планки, в кабинете происходят необратимые органические изменения: наиболее работоспособные члены начинают собираться отдельно, и решать все важные вопросы. Их число – пять человек.

И что мы видим? У нашего премьера 4 зама, все вместе они курируют важнейшие аспекты жизни общества (пожалуй, не представлено лишь правосудие), в их руках – мощнейшие финансовые потоки. В дальнейшем, можно ожидать более четкой "специализации" заместителей по отраслям. Фрадкову, наконец, позволили сформировать свою команду. Премьер-министр, сперва напоминавший техническую фигуру, становиться самостоятельным игроком.

Мнения молодых политологов и политиков могут не совпадать с позицией редакции портала и авторского коллектива.

Валерий Сидоренко, коллектив проектного бюро "Спор"

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы