Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 16 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

СОС: спасите образование страны

18 февраля 2007 12:51

изображение с сайта herzen.spb.ru
изображение с сайта herzen.spb.ru
Было время, когда российское образование считалось самым престижным в мире. Однако прошли те времена и, видимо, уже безвозвратно. В чем же дело? Почему начала рушиться система российского образования? Наверное, самая главная, хотя, на первый взгляд, и банальная причина в том, что студенты не хотят учиться, а преподаватели обучать.
Почему же нынешние студенты не заинтересованы в своём образовании? Сложный вопрос? Ничуть. На самом деле все очень легко объясняется: просто семнадцатилетние девчонки и мальчишки, которые ещё толком ничего не видели в своей жизни, не могут знать, что им будет интересно, чем им хотелось бы заниматься. Поэтому большинство ребят поступает в институт, руководствуясь принципом "а вроде бы вот этот ничего" или "не поступлю сюда, значит, пойду туда". Для меня, например, решающую роль при поступлении сыграл конкурс, то есть я подала документы на специальность, на которую он был меньше (как выяснилось впоследствии, так рассуждала большая часть моей группы).

Причем, выбирая какую-то специальность, почти никто не представляет, кем будет, когда получит диплом (я, учась уже на четвёртом курсе, до сих пор не понимаю загадочного названия своей специальности). Хотя большинство это даже не волнует, потому что, придя в институт, они видят новую жизнь, отличную от той, которая была в школе: их никто не заставляет ходить на занятия, делать домашнее задание, никто не станет вызывать их родителей в институт. Такая жизнь приходится по вкусу молодым людям, которым в их семнадцать-восемнадцать лет так хочется свободы и бесконечного веселья. Тем более что первые два года учёбы в институте большинство спасают школьные знания, но если уж совсем тяжело, то родительские деньги. Через два-три года те, кто посознательней, начинают задумываться о том, кем они будут. И тут кто-то понимает, что ему действительно интересно то, чему его учат, а кому-то становится всё скучнее и скучнее. Естественно, во втором случае у студентов окончательно пропадает желание учиться потому, что они не видят в этом смысла и учатся просто для того, чтобы закончить ВУЗ, а некоторые и вовсе бросают учёбу. Вот так и получается, что осознанно в университетах нашей страны учится лишь часть студентов (причём далеко не большая), а для всех остальных посещение университета становится просто обязанностью. Если задать студентам старших курсов вопрос "Зачем вы учитесь в университете?", выяснится, что большинство молодых людей получает в университете диплом, и лишь некоторые приходят туда за знаниями. То есть большая часть студентов из-за своего неосознанного выбора в начале не заинтересованы в дальнейшей учёбе. Однако это лишь одна сторона проблемы, но, тем не менее, её нельзя оставлять без внимания. Я считаю, что необходимо большое внимание уделять профессиональной ориентации старшеклассников, помогая им сделать выбор в огромном море профессий и специальностей. Ведь максимум, что делают в наших школах – это проводят психологические тесты по профессиональной ориентации, но этого мало. Необходимо в 10-11 классах раз в неделю ввести дополнительные часы, где можно будет сориентировать молодых людей. Причём в этом должна быть определённая система: сначала необходимо выявить область профессиональной деятельности каждого старшеклассника с перечнем соответствующих специальностей (даже с помощью тех же пресловутых психологических тестов), потом необходимо помочь каждому сделать конкретный выбор. Старшеклассникам надо побольше рассказывать о выбранной ими профессии, чтобы они поняли, в чём заключается специфика конкретной работы. Это поможет осознанно подойти к выбору института и специальности. И тогда студенты уже с самого начала обучения будут заинтересованы в учёбе, потому что с первого дня в институте они будут знать, чем будут заниматься по окончании ВУЗа, и будут уверены в том, что это им интересно.

Другая сторона проблемы состоит в том, что преподаватели не хотят преподавать. Причины этого тоже легко понять: преподаватели наших ВУЗов – доценты, профессора – получают мизерную зарплату. И вполне естественно, что у них нет никакого стимула преподавать. Многие из них помимо преподавательской деятельности имеют ещё какой-то источник дохода, а на занятия приходят просто "отработать" положенные часы, за которые им платят, а не для того, чтобы чему-то научить студентов, которые вдобавок и сами ещё не хотят учиться. Конечно, такого принципа придерживаются не все преподаватели, большинство, наверное, всё-таки тех, кто пытается донести до студентов какие-то знания. Однако даже среди таких преподавателей найдутся единицы способных серьёзно заинтересовать в своём предмете. Многих преподавателей, какими бы хорошими специалистами они не были, совершенно не интересно слушать, они не могут правильно преподнести материал. Вообще самыми лучшими преподавателями лично я считаю людей, которые сами непосредственно занимались тем, о чём рассказывают студентам, то есть преподают на основе своего жизненного опыта, а не по материалам теоретических книжек. Только те преподаватели, которые переплетают теоретический материал с примерами из реальной жизни, сумеют заинтересовать любого, даже самого последнего лоботряса.

Для решения проблемы с преподаванием необходимо изменить требования отделов кадров ВУЗов к приёму преподавателей на работу: как я уже сказала, потенциальные преподаватели должны иметь опыт работы в соответствующей сфере. И это даже важнее, чем педагогическое образование, которое необходимо для воспитателей детских садов и школьных учителей и незначительно для преподавателей ВУЗов, которые должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, чтобы передать их студентам. Ведь одна самых главных проблем, с которой сталкиваются молодые специалисты, – это отсутствие опыта и практических знаний. И я считаю неправильным то, что аспирантов обязуют преподавать в университете. Ведь они сами только выпустились из университета и не имеют никакого практического опыта, а владеют лишь только теоретическими, пусть даже отличными, знаниями, и не смогут ничего донести до студентов, которые младше их на каких-то 2-3 года. Лучше бы, учась в аспирантуре, они занимались профессиональной деятельностью и набирались практического опыта.

Самая же главная проблема – это наше Правительство, которое всё реформирует нашу систему образования, на самом же деле только травмируя его. Совершенно непонятно, зачем нашу систему, которая всегда считалась одной из лучших в мире, пытаются переделать по западному образцу. Я говорю о переходе к двухступенчатой системе образования. Первая ступень – бакалавриат – длится 4 года. Она должна будет готовить кадры для малого и среднего бизнеса. Эту ступень образования собираются сделать бесплатной и, соответственно, доступной для всех. Зато вторая – магистратура, рассчитанная на 2 года – будет доступна только тем, кто способен заплатить за неё. Предполагается, что магистратура будет готовить специалистов, способных к организации новых областей деятельности, к инженерии, исследованиям и управлению. То есть теперь высшее образование будет доступно только обеспеченным? Если сейчас хотя и тяжело бесплатно поступить в институт (кто-то платит за образование, кто-то за поступление), но всё-таки это возможно, то в ближайшем будущем нас ожидает другая перспектива: даже ум не поможет в получении высшего образования, то есть: нет денег – нет и образования; магистратуре не нужны умы, ей нужны деньги.

Проведением этой реформы Правительство якобы пытается решить проблему переизбытка профессионалов с высшим образованием и недостатка специалистов со средне-специальным образованием. На самом же деле таким нехитрым образом государство стремится ещё больше сократить расходы на образование (хотя в нашей стране сейчас и так самый низкий среди стран Европы уровень государственных расходов на одного обучающегося) и переложить финансовый груз получения образования на население. Таким образом, будет проведена жирная черта между образованием для "элиты" и образованием для масс.

Как мне кажется, наша система образования не нуждается в реформировании, которое, по сути, состоит в сокращении расходов на образование. Напротив, необходимо увеличить эти расходы, что позволит повысить заработную плату преподавателей ВУЗов и ввести новые образовательные программы. Что касается новых образовательных программ, я думаю, необходимо разрабатывать новые способы обучения с использованием новейших информационных технологий, Интернета, приглашать специалистов для встреч со студентами, организовывать специальные экскурсии, чтобы заинтересовать студентов в самом процессе обучения и, тем самым, в его предмете.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Дарья Малюгина

источник: Интернет-портал интеллектуальной молодежи

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы