|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
"Большая Москва" в походе за интеллектом21 июля 2012 00:00
"Большая Москва" должна стать местом комфортного проживания людей, поэтому чиновники изучат возможность использования в наших реалиях технологий умного города. Об этом в четверг, отвечая на вопрос BFM.ru, заявил руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. Вместе с тем, он считает, что подчас экономическая целесообразность внедрения интеллектуальных решений вызывает вопросы. "Будем использовать то, что экономически оправдано", — сказал Левкин. Общепринятого определения того, какая городская технология может считаться стопроцентно интеллектуальной, а какой город — умным, не существует. Некоторые эксперты считают эталонным Масдар-Сити в эмирате Абу-Даби, который после завершения строительства (срок из-за финансового кризиса неоднократно переносился, теперь говорят о 2020-2025 годах) примет до 40 тысяч жителей. Город возводят на платформе на некотором возвышении над землей для облегчения доступа к умным инженерным сетям. Масдар, где запрещены автомобили, называют еще "шоурумом зеленых технологий": город будет питаться энергией возобновляемых источников, главным образом, солнечной, а для водоснабжения использовать опресненную морскую воду, росу и дожди. Использование столь экзотических приемов призвано превратить Масдар в город с нулевым экологическим следом. В южнокорейском Сонгдо, другом претенденте на звание "самого умного", упор делают не столько на зеленые, сколько на информационные технологии. За его интеллектуальную составляющую отвечает компания Cisco. Благодаря ее решениям обитатели первого построенного умного жилого комплекса в Сонгдо наслаждаются благами всепроникающих сетевых технологий: открывают входную дверь не ключом, а смартфоном, за несколько кликов могут по видеосвязи получить консультацию врача, связаться с чиновником для решения административного вопроса, узнать, что творится на дорогах. Два года назад на ЭКСПО в Шанхае, проходившей под девизом "Лучше город — лучше жизнь", Cisco продемонстрировала "мозговой центр" разумного города будущего: на огромном мониторе друг друга сменяли картинки дорожной ситуации, графики энергопотребления, картинка с камер видеонаблюдения и информация о погоде. Конечно, и Масдар, и Сонгдо — это "золотой стандарт" создающихся с нуля умных городов. В абсолютном большинстве до ума приходится доводить складывавшуюся веками городскую инфраструктуру. В мире пока нет ни одного города, который можно было назвать стопроцентно разумным, полагает Андрей Галицкий, директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ. "Города находятся на переходном этапе от их исторического состояния к новому, и вопрос можно ставить лишь о том, кто на этом пути продвинулся дальше. Активная работа в этом направлении начинается тогда, когда традиционные средства уже исчерпаны. Если невозможно расширить дорогу или негде строить эстакаду, надо налаживать более эффективное использование существующей транспортной инфраструктуры, внедряя умные решения, как поступили, например, в Стокгольме или Лондоне", — рассказывает Галицкий. Более концентрировано эту же мысль в интервью журналу The Economist выразил глава сингапурского представительства глобальной консалтинговой компании и Accenture Тэй Лим: "Потребность является матерью всех инноваций" (более вольным переводом этого выражения, очевидно, могло бы быть "Голь на выдумки хитра"). Жители Сингапура, одного из самых богатых и одновременно маленьких государств в мире, предпочитают передвигаться на автомобилях, но дефицит территории делает это занятие весьма затруднительным. Когда в 1970-х годах проблема пробок встала в Сингапуре слишком остро, власти этого города-государства первыми в мире стали брать с автомобилистов плату за проезд — на пунктах пропуска деньги собирали операторы. В 1998 году Сингапур, опять-таки первым в мире, ввел автоматическую систему оплаты проезда. Сейчас город превратился в настоящую "живую лабораторию" для обкатки всевозможных умных городских технологий, как в области транспорта (IBM и местные власти запустили систему, позволяющую не только отслеживать, но и с 85-процентной точностью прогнозировать и предотвращать возникновение пробок в интервале от 10 минут до часа), так и водоснабжения, экологически чистой энергии, "зеленого" строительства и даже интеллектуального управления городом. Казалось бы, российские города безнадежно отстали в этом походе за умными технологиями (руководитель проектного направления Фонда "Центр стратегических разработок "Северо-Запад" Эдуард Бозе в интервью BFM.ru и вовсе высказывал парадоксальную точку зрения о том, что "в России городов как бы нет, а советские города — это слободы, скопление людей, которые живут в каменных зданиях и ходят на работу на завод"). Но это не так, настаивает Андрей Галицкий из IBM: практически все российские города в той ли иной степени могут считаться разумными. IBM как айтишная компания оценивает "разумность" городов исходя из того, насколько полно они используют IT-технологии для того, чтобы сделать жизнь людей удобнее, а управление городским хозяйством — эффективнее. "Ум городов заключается и в том, что когда вы что-то прогнозируете, вы представляете себе все возможные сценарии, — рассказывает Галицкий, — и с этой точки зрения даже наличие сервиса "Яндекс.Пробки" отчасти позволяет городу считаться разумным". Говоря об умных городах как составной части более широкой концепции "умная планета", в IBM оперируют "формулой трех i". В идеале город должен быть оснащен разнообразными счетчиками, датчиками, видеокамерами, сигнализацией (это первое "i" — от instrumented), связанными в одну сеть (interconnected). По прогнозу IBM, скоро в мире появится более триллиона связанных интеллектуальных объектов (автомобилей, бытовых приборов, камер, дорог и трубопроводов), которые образуют новую среду — так называемый "Интернет вещей". Собранная датчиками информация — а ее порой поступает больше, чем мы в состоянии осмыслить, — при ее правильном сборе и анализе становится "умной" (intelligent) и позволяет принимать верные решения. "По каким-то областям в сфере превращения обычных городов в умные в других странах продвинулись дальше, но и российские города начинают движение в этом направлении, причем довольно успешное", — отмечает Андрей Галицкий. Так, например, уже более чем в 100 городах в 40 российских регионах в рамках проекта по внедрению системы мониторинга и управления транспортом технологии ГЛОНАСС используются в различных областях: на пассажирском транспорте и спецтехнике, в школьных автобусах, машинах скорой помощи. По итогам прошлого года Россия вышла на шестое место в мире по количеству абонентов, подключенных к широкополосному доступу в Интернет. Рейтингов, по которым можно было бы ранжировать российские города и регионы хватает — все зависит от того, какую характеристику "ума" составители считают ключевой. Так, журнал "Русский репортер", накладывая на статистический индекс городского развития субъективное мнение самих горожан, на протяжении нескольких лет определяет 10 самых перспективных российских городов. Первое место уже третий год удерживает Краснодар, чему во многом способствует олимпийский проект. На втором — Екатеринбург с его четко исполняемым стратегическим планом развития, на третьем — Ростов-на-Дону, конкурирующий с Краснодаром за право именоваться неофициальной столицей юга России. Характерно, что Москва не вошла в десятку самых перспективных, по версии "Русского Репортера", городов. Не особо выдающийся результат столица продемонстрировала и в очищенном от субъективизма рейтинге самых инновационных российских регионов, который составляют Фонд "Петербургская политика" и газета РБК daily на основе активности ключевых субъектов инновационного развития территории: университетов, власти, научных институтов, бизнеса. Московская область вместе со Сколково в этом списке оказалась на пятом месте, а Москва — на восьмом. Первая тройка самых инновационных регионов получилась такой: Томская область, Татарстан и Красноярский край. Польза от ума В некоторых случаях позитивный эффект от внедрения умных технологий четко удалось трансформировать в цифры. Так, полицейское управление американского Мемфиса, внедрив в 2008 году программу IBM для прогностического анализа, получило возможность оценивать схемы и модели происшествий по всему городу и прогнозировать потенциальные криминальные "горячие точки" для упреждающего размещения в них дополнительных сил. Следствием стало 30-процентное сокращение в городе количества тяжких преступлений по сравнению с 2006 годом. Инвестиции в программное обеспечение окупились менее чем за 3 месяца с показателем рентабельности (ROI) в 863% — за такой результат полицейское управление Мемфиса в 2010 году было удостоено "профильной" премии Technology ROI Award. В Стокгольме с 2006 года действует дифференцированный платный въезд в центральные районы города, расположенного на нескольких островах. Выше всего расценки в утренний и вечерний час пик — поездка в центр шведской столицы обойдется в 2 с небольшим евро. От необходимости платить водители избавлены в выходные, праздники, вечером и ночью (с 18:30 до 6:29) и на протяжении всего июня. Вот некоторые четко определяемые результаты внедрения этого решения, окупившегося за 4 года: интенсивность движения в центре Стокгольма сократилась на 25%, среднее время поездки — в полтора раза, выбросы СО2 — на 15%. Ежегодно городская казна пополняется 120 млн долларов, которые частично идут на развитие городского транспорта. Транспортные проблемы — это то, с чем жители крупных городов РФ, главным образом Москвы, знакомы не понаслышке. Прошлой осенью IBM представила очередной глобальный рейтинг худших городов для автомобилистов. Москва заняла в нем восьмое место в мире и первое в Европе, став неоспоримым лидером по времени, которое люди проводят в пробках. Похожие результаты получили исследователи из Ericsson, изучавшие степень удовлетворенности жизнью горожан в 13 мировых мегаполисах. Выяснилось, во-первых, что основным негативными аспектом жизни в большом городе респонденты из разных стран единодушно признали ситуацию с транспортом и проблемы с парковкой, а, во-вторых, что москвичи ежедневно тратят на поездки по городу больше всего времени — в среднем 3,5 часа. Лучше всего дела в Стокгольме, где этот показатель составляет 2 часа, тогда как среднее арифметическое для всех 13 исследуемых мегаполисов (в том числе Мумбаи, Йоханнесбурга, Токио, Каира, Сан-Паулу и Пекина) — около 2,5 часов. Неслучайно рассказ о потенциале применения умных решений для городов в российских реалиях Андрей Тихонов, директор по продажам IBM в России и СНГ, иллюстрировал в основном примерами из области транспорта. "Трансформация любой транспортной системы, в том числе хваленый модальный сдвиг в Стокгольме или Лондоне, базируется на трех вещах. Во-первых, это инфраструктура, причем трактуемая широко — не только дороги, но и подвижной состав, рельсы, светофоры. Во-вторых, эффективность управления, то есть правовой аппарат, нормативы, акты и регламенты. Умные технологии — лишь на третьем месте". Примерно в том же духе не раз высказывался и Энрике Пеньялоса, бывший мэр Боготы. "Городской транспорт — это политический, а не технический вопрос. Технический аспект решается очень просто. Сложные решения связаны с тем, кто станет бенефициаром новой модели"; "Об уровне демократии в стране можно судить по количеству машин, припаркованных на пешеходных переходах и тротуарах", — это лишь несколько цитат экс-градоначальника, получившего известность за борьбу с частными автомобилями и развитие в столице Колумбии городского транспорта и парковых зон. От правильного администрирования, считает Тихонов, будет зависеть и то, поумнеет ли "большая Москва" после того, как присоединение к старым территориям 1,6 тысяч квадратных километров. "Это логическое завершение процесса, при котором город давно пытался шагнуть за МКАД. Вот, наконец, это произошло. С одной стороны, расширение Москвы является вызовом, с другой — возможностью; как его отыграют, так и будет. При оптимизации транспортных потоков между старыми и новыми территориями важнее смотреть на суть — где люди живут и где они работают, нежели руководствоваться административным делением". Разработка стратегии является как самым сложным, так и самым важным шагом в создании разумного города. Означает ли сказанное, что основные проблемы с внедрением умных решений у нас связаны главным образом с неумным администрированием и несистемным походом, а умный город — это прежде всего умные чиновники? "Это, скорее, умное сообщество", — отвечает Тихонов. Он уверяет: IBM наблюдает со стороны московских властей "очень большой интерес к умным технологиями, в том числе в области создания интеллектуальной транспортной системы". То, что города переходят к централизованным инициативам, все очевиднее, и Москва в этом направлении, пожалуй, на лидирующих позициях. Результат станет заметен через какое-то время: "Это длительный и болезненный процесс, требуются колоссальные вложения в инфраструктуру. Тот же самый комплекс "Старт" толком не обновляли с 1990-ых годов, не было инвестиций. Датчики, камеры, дата-центры — все это просто только на бумаге, в один год такие проекты не реализуешь", — говорит Тихонов. Как уже сообщал BFM.ru, к 2013 году в столице должна начать работу интеллектуальная транспортная система, одной из составляющих которой станут умные светофоры. Реагируя на рост интереса к интеллектуальным городским технологиям, IBM и МГТУ имени Баумана весной этого года объявили об открытии на базе университета первого в России и СНГ научно-образовательного центра "Разумный город". Его ядро — интеллектуальный операционный центр, где осуществляется комплексная интеграция данных, поступающих с различных источников информации. Среди таковых в IBM называют телематические системы на основе "ГЛОНАСС", уже внедренные в 33 городах России. Интеграция данных с помощью интеллектуального операционного центра позволяет вывести на новый уровень эффективность таких городских подсистем, как безопасность, транспорт и медицина.
"Системный подход к разумным городам только начинает формироваться, в связи с этим возникает вопрос об исследованиях, которые надо вести, и о специалистах, которые будут управлять такими городами. Очевидно, что современный инженер должен уметь новому работать с информационными технологиями, понимать инициативы городских властей, разбираться в теме управления активами и бюджетом", — объясняет задачи центра Сергей Белов, руководитель университетских программ IBM в Центральной и Восточной Европе, на Ближнем Востоке и в Африке. По его словам, пилотные магистрские программы по специальности "бизнес-архитектор" запустят этой осенью, а первые результаты деятельности научно-образовательного центра станут понятны через год. У Белова нет никаких сомнений в том, что выпускники центра легко найдут работу, потому что "налицо потребность в новом поколении инженеров, способных предложить новые подходы к управлению городским хозяйством"
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |