|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Инженер гуманитарию не только товарищ28 июня 2012 22:28
Как говорилось на круглом столе, вузы активно работают с компаниями для подготовки высококвалифицированных специалистов. В частности, в расширении подготовки инженеров широкого профиля и инженеров по трансферу технологий, привлекая к процессу преподавания опытных специалистов из производственных компаний. А компании испытывают нехватку специалистов в области бизнес-стратегий развития, занимающихся разработкой научных программ инновационного развития компаний, управлением технологическими процессами инновационного производства, занимающихся совершенствованием механизмов планирования и управления процессами инновационной деятельности в компании, организующих продвижение на рынок инновационной продукции и услуг. Наверное, для многих окажется новостью, но дефицит специалистов с качественным гуманитарным образованием на рынке труда тоже существует. Мы же привыкли считать, что есть некий переизбыток этих специалистов на рынке труда. Но… Например, рынок предложений рабочих мест от компаний, основанных на труде гуманитариев и IT-специалистов, растет и ощущается острая нехватка профессиональных кадров. Где их брать, пока не ясно, отмечают эксперты, ведь гуманитарные знания в России находились, явно, не в процветающем состоянии в течение последних 25 лет и отстали от мировых тенденций развития. Жесткий дефицит кадров, не только в нашей стране, но и во всем мире, вынуждает компании устраивать настоящую войну за специалистов. В августе прошлого года охоту за головами на кадровом рынке России развернули сразу несколько нтернациональных компаний из IT-cектора. В то же время есть и другая стратегия обеспечения притока высококвалифицированных молодых кадров. Некоторые интернет-компании, например, выбирают более цивилизованный путь: будущие кадры они готовят себе сами, отбирая будущих своих специалистов еще со студенческой скамьи. Формирование инновационной культуры в вузе тесно увязано с процессом коммерциализации вузов. Вот уже года два работников умственного труда власти призывают взяться за коммерциализацию научных работ аспирантов и студентов. Вокруг университетов, не раз заявляло руководство страны, уже появился целый пояс малых инновационных предприятий, которые ставят на рельсы научные разработки вузов. Со стороны все, может, и выглядит так. И предприятия, судя по статистике, растут как грибы. А вот по экспертной оценке, в самое ближайшее время от уже существующих малых предприятий может остаться треть. Самая распространенная ошибка – это то, что создатели компаний предполагают, что их родной вуз, в котором они проработали всю жизнь, будет также и их инвестором. Увы, такое часто не получается. Эксперты советуют для успешного функционирования малых предприятий при вузах развивать службы коммерциализации в них, патентные отделы, строить систему государственного посевного финансирования университетских компаний, специализированных венчурных фондов для таких компаний. Как это делается, например, в США, Израиле, Финляндии и т.д. Существует такая точка зрения, что потенциал для хорошей коммерции есть у компактных инженерных вузов. Крупные многопрофильные университеты малыми предприятиями интересуются гораздо слабее. Почему? Потому что все крупные вузы поглощены сегодня деятельностью по реализации крупных же проектов, которые периодически подбрасывает им правительство. То есть у них зачастую просто нет экономического стимула создавать еще и малые предприятия. С другой стороны, именно крупные вузы дают самое большое количество предпринимателей, которые, в свою очередь, дают работу (и учебную практику) выпускникам тех же вузов. Уже есть несколько таких примеров в МГУ имени М.В. Ломоносова. По мнению доцента факультета политологии МГУ Ивана Чихарева, ключевым преимуществом работы студентов в компании является полновесная реализация практической подготовки. "Во многих вузах к практикам подходят формально. Нам же удается осуществлять эффективное формирование практических компетенций, обеспечивая занятость студентов в успешной компании, работающей на переднем крае интеллектуально-коммуникационного рынка", – подчеркивает Иван Чихарев. По его словам, реальный профессиональный рост помогает студентам более системно относиться к теоретическому обучению и развиваться в личностном плане. "Очень важно и то, что при наличии обратной связи с рынком труда появляется возможность оптимизировать наши образовательные программы, учесть современные требования работодателей в обучении", – считает Чихарев. Высшая школа экономики (НИУ ГУ) привела в одном из исследований рынка труда в 2009 году результаты опросов около 2 тыс. молодых выпускников престижных вузов, делающих самостоятельные шаги в карьере. Выводы таковы: вуз дал навыки в организации бизнеса 15% из них, требуются дополнительные навыки 46% молодых людей. Еще три года назад на стол министру образования и науки РФ были положены выводы социологов ВШЭ, изучивших эту проблему. Но вузы, как правило, не ставят перед собой задачи формирования предпринимательского потенциала, и их выпускники редко напрямую связывают обучение в вузе и подготовленность к ведению собственного бизнеса. Так что если предпринимательское сообщество заинтересовано в усилении ориентации вузов на содействие развитию предпринимательской активности своего контингента, то оно должно инициировать подобные обсуждения.
Елена Герасимова
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |