Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Россию ждет нефтяной голод

22 июня 2012 22:34

Министр энергетики РФ Александр Новак. Фото с сайта www.government.ru
Министр энергетики РФ Александр Новак. Фото с сайта www.government.ru
Нефтяное лобби фактически взялось шантажировать правительство, намекая на необходимость снижения налогового бремени для своей отрасли. Вчера, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума, глава Минэнерго Александр Новак сообщил, что при существующей системе налогообложения добыча нефти в РФ сократится в ближайшие 10–20 лет на четверть. Аналитики соглашаются с тем, что Россию ждет своеобразный нефтяной голод. Однако проблема не только в налогообложении, но и в инвестиционной непривлекательности отрасли на фоне российского законодательства и в непоследовательности регулятора, который хочет одновременно нарастить добычу и переработку, при этом снизив цены на внутреннем рынке и наполнив бюджет.

Согласно прогнозу Минэнерго, "если работать по существующей системе налогообложения", то в ближайшие 10–20 лет объемы добычи нефти в стране снизятся с 500 млн. до 370 млн. тонн в год. В 2011 году страна добыла 511,4 млн. тонн нефти. Другими словами, Минэнерго дало понять, что если налоги на нефтедобычу не будут снижаться, то и ожидать процветания ключевой для российского бюджета отрасли не стоит.

Правительство уже пыталось частично перераспределить налоговое бремя на отрасль. С октября прошлого года начал действовать так называемый налоговый режим "60–66". Речь идет о снижении в формуле расчета экспортной пошлины на нефть поправочного коэффициента до 0,60 с 0,65 и об одновременной унификации вывозных пошлин на нефтепродукты всех сортов на уровне 66% от пошлины на сырую нефть. При этом повышенный уровень пошлины на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть – сохранялся. Главная цель такой меры – стимулирование добычи нефти и увеличение глубины переработки сырья.

В дальнейшем стало понятно, что новый налоговый режим пока не оправдал себя в полной мере. В апреле этого года, выступая на форуме "ТЭК России в XXI веке", замглавы департамента переработки нефти и газа Минэнерго Алексей Сазанов сообщил, что ведомство, в частности, не наблюдает сокращения объемов первичной переработки нефти. Представители нефтекомпаний тогда указали на падение прибылей, несмотря даже на высокие нефтяные цены. А Минфин при этом сообщал, что после введения нового налогового режима бюджет по состоянию на март 2012 года недополучил около 55 млрд. руб.

Эксперты "НГ" подтвердили, что добыча нефти действительно будет сокращаться. Но они уточнили, что проблема кроется не только в системе налогообложения. "На наш взгляд, прогнозы ведомства даже достаточно оптимистичны. Доказанные запасы нефти в России сейчас оцениваются на уровне 10 миллиардов тонн. Это как раз 20 лет при текущем уровне добычи. Чтобы сохранить добычу на прежнем уровне, необходимо внедрять новые технологии добычи на имеющихся месторождениях, запускать новые проекты. Крупные месторождения остались только в регионах, где добыча затруднена климатическими условиями. Это Восточная Сибирь, шельф Ледовитого океана. Себестоимость добычи на таких месторождениях высокая, и, чтобы их развивать, нужны значительные вложения – в инфраструктуру, в технологии. Чтобы предприятия решились на такие вложения, нужны либо явная выгода от развития таких проектов, либо политическая воля и участие госкомпаний", – говорит эксперт департамента аналитики и риск-менеджмента UFS Investment Company Илья Балакирев. По его словам, сейчас страна движется по второму пути. Балакирев добавил, что налоговая нагрузка на сектор за последние годы скорее выросла, чем сократилась, значительная часть природной ренты изымается в бюджет. Новые проекты не становятся автоматически привлекательными даже при удорожании нефти.

"После введения правила "60–66" нефтяным компаниям стало немного полегче, однако для того, чтобы вводить в строй новые месторождения, налоговую нагрузку и в дальнейшем нужно снижать. Российская практика налогообложения нефтяной отрасли расходится с мировыми аналогами. В мире в основном нефтяные компании платят налоги с прибыли, а не с выручки. Пока так кардинально менять налогообложение отрасли правительство РФ не готово", – отмечает ведущий эксперт инжиниринговой компании "2К" Сергей Воскресенский.

"Правительство пока не разработало системных мер стимулирования разработки новых месторождений. К последним существенным изменениям в нефтяных налогах относятся повышение ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на 12% и перенос части экспортных пошлин с нефти на темные нефтепродукты для стимулирования модернизации нефтеперерабатывающих заводов. В результате налоговая нагрузка только выросла. При этом ручное регулирование налоговыми льготами для отдельных месторождений или регионов, которое предлагает государство, конечно, не может привлечь сторонних инвесторов. Льготы обычно достаются государственным компаниям", – говорит старший аналитик компании "Арбат Капитал" Виталий Громадин.

По словам Громадина, сейчас наблюдаются проблемы с геологоразведкой новых регионов. Налог на добычу не идет на серьезные геологические изыскания недр. "В последние годы государство рапортовало об увеличении российских запасов за счет бумажной переоценки вместе с ростом цены на нефть. И государственная "Роснефть", которой дали на откуп нефтяные месторождения шельфа, заключила совместные предприятия с зарубежными нефтегазовыми корпорациями, чтобы профинансировали первый этап геологоразведки. Возможный эффект от начавшейся монетизации шельфовых запасов будет заметен только через десяток лет. Вкладываться в геологические изыскания обычным инвесторам слишком рискованно, так как по законам права на открытые месторождения не гарантированы", – добавляет Громадин.

В то же время Илья Балакирев заметил, что еще более серьезными проблемами для отрасли является отсутствие в правительстве единого понимания того, куда движется отрасль. "Невозможно одновременно стимулировать добычу и переработку, да еще и обеспечивать низкие цены на нефтепродукты на внутреннем рынке и хорошее наполнение бюджета. Отсутствие последовательности в регулировании сектора – проблема едва ли не более острая, чем технологические и экономические трудности развития новых проектов", – поясняет эксперт.

Позитивным опытом для отрасли эксперты назвали льготы по НДПИ. "Правительство постепенно приходит к необходимости дифференциации налогов в зависимости от характеристики месторождений. НДПИ уже зависит от истощенности месторождений. Сейчас прорабатывается льготная ставка по НДПИ для тяжелой, сверхвязкой нефти. То есть процесс в принципе идет", – замечает Громадин. Но и на этом пути есть свои подводные камни. Проблема нефтяной отрасли – в сильной зависимости российского бюджета от приходящих от нефти налогов. "При падении цен на нефть правительство станет менее расположено к введению льгот. Надо вводить понятное стимулирующее налогообложение, которое будет привлекать в том числе зарубежные инвестиции", – делает вывод Громадин.

Анастасия Башкатова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы