Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Невыгодная физика

15 июня 2012 16:22

Ректор РГРТУ Виктор Гуров. Фото с сайта www.strf.ru
Ректор РГРТУ Виктор Гуров. Фото с сайта www.strf.ru
Физика, как и другие естественно-научные дисциплины, – предмет сложный, мало кому хочется сдавать его, заканчивая школу. Да и школьной администрации это невыгодно, а ну как сдадут плохо, испортят показатели. В результате техническим вузам, таким как Рязанский радиотехнический университет, абитуриентов, знающих физику, очень не хватает. Ректор РГРТУ Виктор Гуров рассказывает, как в его вузе борются с этой проблемой.

Как вы выбирали приоритеты программы развития вуза?

– Наш университет появился 60 лет назад под зарождавшуюся тогда радиоэлектронную промышленность города Рязани и вообще центральной части России. За время своего существования университет выпустил около 60 тысяч специалистов. В последние годы требования государства и общества к вузам в области инноваций, качества образования, востребованности выпускников повысились, реформируется система высшего образования. Из-за этого обострилась конкурентная борьба между вузами. Поэтому нам пришлось активно искать нишу для нашего университета.

Основная цель программы нашего стратегического развития – обеспечение устойчивого поступательного развития университета как ведущего технического вуза региона, а в своей области – и всей России. Сюда входит развитие материально-технической базы университета и его инновационной инфраструктуры, внедрение новых форм и технологий обучения, повышение квалификации и переподготовка преподавателей, омоложение профессорско-педагогического состава, развитие научной и инновационной деятельности. Одна из целей – преодоление объективных условий, таких как демографическая яма.

Где востребованы ваши выпускники? Для кого вы их готовите?

– Мы готовим специалистов в области радиоэлектроники, электроники, автоматики, телекоммуникационных и информационных технологий. У нас хорошая подборка специальностей и направлений подготовки по экономике. Они прежде всего связаны с экономикой и организацией промышленных производств, хотя есть и направление подготовки "государственное и муниципальное управление", а с этого года появилась специальность "экономическая безопасность".

Чисто технические специальности и направления подготовки составляют 95 процентов в нашем вузе, порядка четырёх процентов – специальности и направления подготовки инженерно-экономического профиля. И совсем в меньшинстве – два гуманитарных направления: "социальная работа" и "связи с общественностью".

С советских времён мы практически не потеряли ни одной специальности, а только ввели новые. Был период, когда некоторые специальности и направления подготовки, такие как "электроника" и "микроэлектроника", были менее востребованы. Но сейчас промышленность потихонечку восстанавливается, и эти специалисты находят широкий спрос. Что касается чисто радиотехнических специальностей, то интерес к ним никогда не уменьшался. К окончанию вуза практически все ребята, которые обучаются по этим направлениям, знают, где они будут работать. Ну, а у IT-специалистов и подавно проблем нет, они востребованы не только крупными предприятиями, но и огромным количеством мелких фирм.

Как вы работаете с предприятиями реального сектора?

– Всего в качестве партнёров по совместной подготовке кадров у нас свыше 60 предприятий различного профиля. Есть и чисто промышленные предприятия. Есть научно-исследовательские институты. Есть предприятия, которые сочетают в себе конструкторские бюро и производства. Больше 20 предприятий можно назвать нашими стратегическими партнёрами, с которыми наша совместная работа выходит за рамки просто подготовки кадров.

Особую группу предприятий-партнёров для нас составляют предприятия оборонно-промышленного комплекса, для которых мы готовим специалистов по целевому набору. Предприятия заказывают нам дополнительные учебные дисциплины для своих, отобранных, студентов, и мы совместно разрабатываем дополнительный учебный план. Получается, что

в дополнение к основной специальности мы доучиваем студентов, даём им пять-шесть или чуть больше дисциплин по заказу предприятия.

На различных предприятиях студенты проходят практику, делают там дипломные проекты и выпускные квалификационные работы. Форма сотрудничества зависит от специфики предприятия и его удалённости. Для предприятий, находящихся на территории Рязанской области, у нас создан внутривузовский координационный совет, в рамках которого мы периодически встречаемся, обсуждаем проблемы – прежде всего подготовки кадров. Сейчас мы создаём несколько базовых кафедр на территориях предприятий в Рязани и за её пределами, совместно с которыми будем обучать студентов. Такая форма сотрудничества в первую очередь относится к подготовке магистров и аспирантов.

Кроме того, мы выполняем НИОКР по заказам предприятий, это приносит вузу около 250 миллионов рублей ежегодно. К выполнению этих работ мы привлекаем не только преподавателей, но и студентов и аспирантов, обеспечивая подготовку кадров высшей квалификации не только для вуза, но и для предприятия-заказчика.

Много ли ваших студентов устраивается по специальности и многие ли остаются в регионе?

– Я могу привести только приблизительные цифры. Многие предприятия, особенно не очень крупные, не слишком охотно отвечают на вопросы о трудоустройстве наших выпускников. Не могу сказать, почему так. По нашим оценкам, не менее 80–85 процентов наших выпускников работают по специальности.

Географическая структура подготовки у нас такая: 60 процентов наших абитуриентов из Рязани. Около 17 процентов – Рязанская область. И чуть больше 20 процентов – другие регионы. Последние три-четыре года больше 30 регионов дают нам абитуриентов. Приезжают они в основном из центральной части России. Из-за Урала, конечно, не едут. Естественно, что ребята, которые приезжают из других регионов, возвращаются к себе после окончания вуза. Порядка 30 процентов уезжает работать в Москву. Ну, и порядка 50 процентов остаётся в регионе, они успешно здесь работают: Рязань – крупный промышленный город, в котором развиты радиоэлектроника и приборостроение.

Что вы делаете для того, чтобы привлечь к себе абитуриентов?

– Наш вуз традиционно занимается профориентационной работой со школьниками. С 80-х годов у нас есть договоры о совместной подготовке ребят к поступлению в вуз практически со всеми школами Рязани и всех крупных муниципальных образований области. В последние годы мы активно участвуем в профильном обучении в старших классах.

Кроме того, мы ищем новые формы привлечения абитуриентов. У нас работает городская школа программистов. Ежегодно 200–300 ребят приходят на курсы, где кроме компьютерной грамотности получают навыки более серьёзной работы и с литературой, и с компьютером, учатся вести проектные работы. В вузе работают круглогодичные подготовительные курсы, многие школьники занимаются на кафедрах университета. Всё это даёт нам возможность обеспечить качественный набор на первый курс. Так, в прошлом году средний балл поступающих в университет возрос по сравнению с предыдущим почти на четыре балла. В рейтинге вузов по средним баллам поступающих на технические специальности мы на достаточно хороших позициях, а по экономическим специальностям – даже опережаем целый ряд известных вузов.

Хотя не всё так хорошо. Чтобы обеспечить хорошее качество набора на технические специальности, абитуриентов начинает не хватать. Это связано не только с демографическими проблемами, а прежде всего с тем, что для поступления на технические специальности требуется свидетельство о сдаче ЕГЭ по физике, а этот предмет в школе не входит в число обязательных. Да и администрация школ не очень заинтересована в том, чтобы выпускники сдавали ЕГЭ по физике и другим естественно-научным дисциплинам. Предметы эти сложные, а невысокие баллы могут испортить школьные показатели. Вот выпускники и сдают вместо физики обществознание, хотя на правительственном уровне много делается для того, чтобы поднять престиж инженерного образования. Поэтому

наша задача – не только привлечь к себе студентов, но и стимулировать школьников к сдаче экзамена по физике.

Неслучайно в программе нашего стратегического развития заложено создание заочной политехнической школы. Начиная с 9 класса мы будем помогать школьникам осваивать школьный курс физики, давать дополнительные знания по математике и химии. Сейчас же, если брать наш регион, то в качестве третьего предмета ЕГЭ почти 90 процентов выбирают обществознание и только 20 процентов сдают физику – и то в лучшем случае.

Особенно тяжелым в плане количества абитуриентов будет этот год, когда кроме демографической ямы мы ощутим последствия экспериментов с трёх– или четырёхлетним обучением в начальной школе. Помните, в начальных классах учились три года? Потом вернулись к четырёхлетней системе. Тем, кто учился по трёхлетней программе, в момент перехода на четырёхлетнюю один год пришлось просто пропустить. Поэтому в этом году в Рязани из 82 школ выпускники есть только у 31 школы, а их число упало почти в четыре раза. Я думаю, в той или иной степени эта проблема затронет все вузы России.

Как Вы оцениваете подготовку абитуриентов?

– Радиоуниверситет – технический вуз, поэтому наш студент должен иметь хорошие знания по физике, математике, химии, информатике, иметь навыки практической и самостоятельной работы. Большинство абитуриентов, став студентами, легко адаптируются к системе вузовского обучения. К сожалению, часть из них имеет слабые знания, умения и навыки, прежде всего, как я уже сказал, по физике и химии. Мало внимания в школах уделяют также работе с приборами и экспериментальными установками.

С какими вузами вы конкурируете за абитуриентов?

– Прежде всего с московскими. В нашем регионе четыре базовых университета: государственный (бывший педагогический), медицинский, агротехнологический и радиотехнический. У каждого из них своя образовательная ниша. Направления подготовки и специальности практически не перекрываются. Правда, агротехнологический университет тоже инженерный вуз, и там для поступления тоже нужна физика. Но всё же прямой конкурентной борьбы с другими вузами региона у нас нет, на технические специальности нашего, радиотехнического, профиля абитуриенты к нам идут. Конкуренция за будущих студентов между нашими университетами разворачивается только по группе экономических специальностей.

Какие функции университета, кроме обучения студентов, вы планируете развивать?

– Мы не рассматриваем наш университет только как образовательное учреждение. Мы видим его как многофункциональный университетский научно-образовательный комплекс. В нём есть система дополнительного профессионального образования и переподготовки кадров. Уже 15 лет реализуется президентская программа подготовки управленческих кадров. Аспирантура и докторантура, плюс четыре докторских совета готовят кадры высшей квалификации по 24 направлениям – как для вуза, так и для предприятий отрасли. И в этом направлении есть над чем работать.

Научная работа – это требование к статусу университета, ею должны заниматься все наши преподаватели. У нас есть необходимая инфраструктура и лицензии на разработку вооружения и космическую деятельность.

Мы ставим перед собой задачу и омоложения научных кадров, и коммерциализации научных разработок. Сейчас мы строим бизнес-инкубатор, думаю, что в сентябре мы его откроем. У нас больше десятка малых инновационных предприятий. Бизнес-инкубатор будет им хорошим подспорьем. В структуре вуза более 15 научно-образовательных центров самого широкого профиля, научно-исследовательский институт "Фотон", который занимается проблемами дистанционного зондирования Земли, Центр космических услуг, филиалы НИИ. Университет предоставляет консультационные услуги по экономике, юриспруденции, маркетинговым и социологическим исследованиям, проектным работам и энергоаудиту. Всё это позволяет нашим сотрудникам и преподавателям участвовать не только в выполнении НИОКР, но и решать конкретные задачи для организаций и предприятий города Рязани.

С другой стороны, мы стараемся развивать социальную сферу университета. В прошлом году заработал бассейн "Радиоволна", который мы построили в числе первых пяти вузов России. Университетский спортивно-оздоровительный лагерь "Зеленый бор" после реконструкции теперь круглый год открыт для студентов и преподавателей. Мы также проводим реконструкцию открытых спортивных сооружений и капитальный ремонт всей системы общественного питания. Победа в конкурсе программ стратегического развития увеличивает наши возможности в этой области.

Боровикова Екатерина

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы