Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"У нас уже есть бюджет на 2008 год. И на 2009-й — тоже"

07 февраля 2007 16:54

изображение с сайта rbcdaily.ru
изображение с сайта rbcdaily.ru
С точки зрения бюджетного планирования этот год принесет много нового. Минфин намерен обсудить с депутатами бюджет-2008 в "нулевом чтении" уже 19 февраля. Серьезно корректируется Бюджетный кодекс, впервые будет принят трехлетний бюджет. Что изменится с реализацией этих инициатив, РБК daily рассказала заместитель министра финансов России Татьяна Голикова.

Правительство подготовило поправки к Бюджетному кодексу, премьер-министр подписал трехлетний финансовый план с основными параметрами. В апреле правительство вносит в Думу закон о бюджете на 2008-2010 годы. Получается, что бюджета в старом смысле слова больше не будет, а вместо него ориентиры или, как это еще называют, индикативное планирование?

Нет, бюджет – это закон в самом обычном понимании. Когда мы перейдем к его формированию на 2009 год и плановый период до 2011 года и захотим внести поправки, то будем принимать изменения ранее утвержденного бюджета, как это делается сейчас – через Государственную думу.

Может быть, все же эта "трехлетка" связана с наступлением предвыборного периода – и в 2007, и в 2008 годах. Не опасаетесь ли вы, что в это время участятся нападки на бюджет, что депутаты будут требовать увеличения его расходов?

Наши предложения о формировании трехлетнего бюджета были подготовлены задолго до выборов. И связаны они с тем, что нам нужна стабильность и предсказуемость. И здесь бы я хотела обратить ваше внимание на то, что бюджет не порождает финансовых обязательств, не влияет на размеры пенсий и зарплат бюджетникам. Бюджет – это финансовый инструмент, который и определяет ресурсы для исполнения обязательств.Они порождаются не бюджетом, а другими законами.

Что меняется с принятием поправок в Бюджетный кодекс?

Действующий Бюджетный кодекс разрабатывался в 1996-1997 годах, принимался в 1998 году – в период, когда была совсем другая обстановка. Тогда были проблемы, связанные с исполнением бюджета и его наполнением доходными источниками. И мы жили по этому документу до 2006 года. За этот период времени достаточно далеко продвинулись в понимании методологии планирования и исполнения бюджета, но, к сожалению, реализовывали эти продвижения в ежегодных законах о бюджете, не изменяя главного документа, регулирующего бюджетный процесс в широком смысле.

Хотелось бы обратить внимание на поправки в Бюджетный кодекс, определяющие, что бюджет намечено принимать в процедуре ежегодных изменений. Это означает, что в первый год трехлетнего цикла будут фиксироваться обновленные основные параметры первого года. Затем изменения второго года, поскольку он был утвержден ранее, и добавляться новый, третий год. То есть мы идем по пути, уже пройденному рядом стран мира. Когда государство, обеспечив принятые на себя ранее обязательства, определяет еще и дополнительный объем средств, который появляется в каждом периоде и который оно может потратить. Может быть, на большее увеличение пенсий. Может, на большее увеличение зарплаты. Может, на инфраструктуру. Поэтому с принятием первого трехлетнего бюджета мы входим в переходный период, потому что дальнейшее развитие законодательства в сфере формирования расходных полномочий и обязательств должно будет идти по пути их более четкого определения. Не абстрактно, со ссылкой на бюджет какого-то периода, а на весь период действия. И вот это законодательство мы должны будем учитывать в бюджете.

Это и есть та самая увеличивающаяся ответственность государства перед населением, бюджетными учреждениями, исполнителями национальных проектов и федеральных целевых программ. То время, когда законом о бюджете приостанавливалось действие нормативных актов, устанавливающих расходные обязательства, когда эти обязательства выражались в астрономических суммах, которые не мог обеспечить ни один бюджет, прошло. С 2004 года, с выходом постановления Конституционного суда, зафиксировавшего невозможность порождения или отмены законом о бюджете прав и обязательств, закрепленных в других законах, а затем на основании проведенного разграничения полномочий мы перешли к полному исполнению обязательств государства. С 2006 года стали полностью финансироваться и федеральные целевые программы. На сегодняшний день нет таких обязательств перед гражданами, которые бы федеральный бюджет, исходя из федерального законодательства, не исполнял.

Тем не менее создан еще один резерв в размере 5% от всей суммы расходов, который и может быть направлен на какие-то неотложные нужды. Например, на очередные национальные проекты. Ведь 5% составит где-то 250-300 млрд руб. Как раз столько и надо для четырех национальных проектов. Но не могут ли эти деньги уйти на предвыборные нужды?

Создание 5-процентного резерва не связано с предвыборными веяниями, такой временно нераспределенный объем появляется только в плановом периоде, то есть для грядущего бюджета – это 2009 и 2010 годы, в 2008 году, первом году трехлетки, все ассигнования будут распределены по соответствующим расходным статьям.

Можно ли сказать, что вы возродили старый резервный фонд, который существовал до появления Стабфонда? Ведь суть-то та же – иметь на всякий случай какие-то бюджетные деньги.

Нет, это совсем другое. Это временно свободные ассигнования, которые служат двум целям. К первой, например, можно отнести реализацию федеральной целевой программы, период действия которой заканчивается в 2009 году и должен возобновиться в 2010-м. Но при формировании федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года новая программа, срок осуществления которой должен начаться в 2010 году, не была подготовлена. А вот эти временно свободные ассигнования как раз и будут служить источником для принятия обязательств по новой программе, но уже при разработке бюджета на 2010 год и на период до 2012 года.

И вторая цель: если наши прогнозы, на которых строился федеральный бюджет, не оправдались, оказались менее оптимистичными, чем планировалось ранее, временно свободные ассигнования будут направлены на обеспечение уже принятых на плановый период обязательств.

Не опасается ли Минфин, что чиновники, парламентарии осознают, что в бюджете есть еще "пять неприкосновенных процентов"? И что они будут давать запросы в скорректированном объеме, чтобы получить часть этих денег?

В этом смысле мы сейчас уже имеем достаточно четкое представление о том, сколько у нас действующих обязательств и какими возможностями мы располагаем. Что же касается запросов, то они были всегда, а задача Минфина – рассмотреть, убедить в завышенной оценке запроса, найти согласие и при достаточной обоснованности включить в бюджет.

Параллельно с проектом бюджета вы готовили расчеты так называемого "бюджета без нефти и газа". Будете и его предлагать депутатам вместе с проектом бюджета на 2008 год?

Этот вопрос находится в стадии обсуждения. Ведь что такое "ненефтегазовый бюджет"? Это перестройка подхода к формированию бюджета. Сегодня мы являемся заложниками обсуждения темы "Потратить или не потратить Стабфонд?" Но ведь если даже и решим потратить часть накопленного, то должны понимать, как в обозримой перспективе обязательства, принятые на эту потраченную часть, будут исполняться. За счет каких источников? Нельзя допустить, чтобы, например, к 2020 году мы оказались в следующей ситуации: Стабфонд потрачен, цена на нефть стабилизировалась, экономика растет. Но средств, чтобы обеспечить ранее принятые в период высокой цены на нефть обязательства, недостаточно.

После завершения всех обсуждений мы не исключаем возможности принятия соответствующих поправок в Бюджетный кодекс, потому что сейчас функционирование Стабфонда регулируется именно Бюджетным кодексом. При этом хочу подчеркнуть, что с точки зрения построения бюджета это изменение формы представления его основных характеристик и введение в бюджетный процесс новых понятий. Например, таких как "трансферт из нефтегазового фонда". Мы, говоря профессиональным языком, обсуждаем методологию определения того объема ресурса из переменных "нефтегазовых" доходов, который должен тратиться на обязательства, которые мы приняли или хотим принять. Это необходимо для формирования ответственной и предсказуемой бюджетной политики. Планирование бюджета не должно сопровождаться изменением ранее принятых решений, ежегодным поиском недостающих денег, урезанием или секвестированием.

Другое дело, что будут более четко определены рамки для принятия новых обязательств. С одной стороны, как и сейчас, придется решать, что лучше, развивать инфраструктуру или повышать заработную плату или пенсии. А с другой – должна усилиться своеобразная конкуренция за принятие новых обязательств с точки зрения их последующей эффективности для развития страны.

источник: RBC Daily

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы