|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Ряды бюджетников редеют31 мая 2012 22:34
Признаки замаячившего перед Дмитрием Ливановым министерского кресла без труда можно было бы обнаружить любому, мало-мальски способному анализировать факты. Судите сами: в 2009 году Ливанов вошел в первую сотню резерва управленческих кадров под патронажем президента РФ. В ноябре 2011 года получил премию правительства России в области образования. И в этом году его выдвинули на пост президента Ассоциации московских вузов. "Так что особого удивления назначение Ливанова в ректорской среде не вызвало, – сказал "НГ" ректор Российского нового университета (РОСНОУ), президент Ассоциации негосударственных вузов РФ Владимир Зернов. Наоборот, сегодня он – тот, на которого коллеги возлагают большие надежды. Он имеет опыт работы в министерском аппарате в должности замминистра, и он – коллега, который знает тонкости ректорского дела". Зернов напоминает, что Ливанов зарекомендовал себя как "инновационный" ректор. Успел, например, пригласить к себе в институт преподавать известных иностранцев, сделав проректором по образованию профессора Университета Северной Айовы (США). В 2008 году МИСиС вместе с Московским инженерно-физическим институтом стал участником пилотного проекта по созданию в России национальных исследовательских университетов. Впрочем, ректорское прошлое не все засчитывают новому министру в плюс. Во многих комментариях известных спикеров проскальзывает предположение, что Ливанов начнет преобразования в высшей школе и упустит школьное образование. Но скорее всего эти опасения несостоятельны. Напомним, что "академический человек" Фурсенко, даже по его собственному признанию, преуспел гораздо больше именно в области школьной политики. В наследство новому чиновнику досталось совсем другое отягощение – отношения между Минобрнауки и Российской академией наук (РАН). Кстати, в бытность Ливанова замминистра образования и науки РФ РАН хотели лишить возможностей распоряжаться имуществом и бюджетными средствами. В академической среде и по сей день циркулируют слухи, что Ливанов считает РАН устаревшей структурой... И, наконец, назначение Ливанова принесло приятный сюрприз для журналистов – новый министр досягаем через Twitter. Вот и первые впечатления от назначения тоже пришли через этот сервис. Благодаря Twitter Ливанова все знают, что введение предмета "Основы религиозной культуры..." – это ошибка. А у 90% наших кандидатов экономических наук и докторов экономических наук диссертации – сплошной плагиат и халтура. Но вернемся к предложениям Ливанова о сокращении количества бюджетных мест в вузах и увеличению стоимости обучения одного студента за счет этого с 60 тыс. (как сегодня) до 200–250 тыс. руб. Кто-то даже поспешил заявить, что это – конец бюджетного высшего образования. Впрочем, дыма без огня не бывает: министр сам поразмышлял об этом вслух. Дескать, это привело бы к тому, что заработают кредитные программы. А кредиты оплатят потом работодатели ит.д. Говорить о приближающейся кончине высшего бюджетного образования РФ пока преждевременно, считает ректор Высшей школы экономики (НИУ ГУ) Ярослав Кузьминов. "Речь пока идет о сокращении его примерно в два раза. Посмотрим, насколько это реалистично, – сказал ректор ВШЭ в беседе с обозревателем "НГ". – Дело в том, что демографический провал уже подготовил нам сокращение количества числа студентов к 2020 году примерно на 30–35%. В первую очередь это касается тех выпускников, которые идут в вузы сразу после окончания школы. Второй момент касается троечников. По официальной статистике, средний балл абитуриентов, поступающих на инженерные специальности в вузы, составляет примерно 55 баллов. В общей массе студентов стойких троечников около 15%. Получается, что деньги налогоплательщиков уходят на обучение молодых людей, которые особого рвения для обучения в вузе не проявляли. И, как показывает практика, в дальнейшем тоже особыми успехами не блещут". В общем, если сложить все перечисленные выше проценты, то и получится примерно та цифра, которую озвучил новый министр. Приведут ли действия власти к оттоку студентов из вузов? "Вообще, – заметил ректор Кузьминов, – власти не мешало бы определиться с курсом. Какое высшее образование должно быть в стране? И как его финансировать? Я, например, сторонник массового высшего образования, потому что считаю, что курс средней школы у нас короче, чем во всем мире. И школьник выходит из стен своего учреждения не готовым к жизни. Поэтому массовое высшее, повышающее его образовательный и культурный уровень, ему никак не повредит. Другое дело, когда мы говорим о профессиональной подготовке студента". По мнению ректора ВШЭ, здесь опасно занимать такую позицию, что пусть учатся все, кто хочет, и при этом еще и как кто может. Качество образования, ответственность за учебу в данном случае и нужно, и можно стимулировать, в том числе и рублем. "Решение о сокращении бюджетных мест непопулярная, но в данном случае продуманная мера. Но я бы все-таки на первое место поставил вопрос эффективности использования бюджетных средств, – считает ректор РОСНОУ Владимир Зернов. – Приведу простой пример. Государство пришло к выводу, что нужно выделить группу национальных университетов, научно-исследовательских, изыскать возможности для грантов ученым с мировыми именами и т.д. Хорошая мысль. Увеличили этим вузам финансирование. Напомню, история идет аж с 2007 года. Что изменилось за это время? Ничего. Почему нет в мировых рейтингах ни одного из этих вузов? В то же время на скамейках запасных в этих рейтингах уже сидят высшие школы, не получившие поддержку государства. Так кто ж спросит в итоге за то, что происходит в этой области?"
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |