Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Учить для вуза или для жизни

22 мая 2012 16:10

Фото с сайта www.funduki.ru
Фото с сайта www.funduki.ru
Главный вопрос, который встанет перед новым министром, будет закон о школьных стандартах. На них строится "вертикаль" бесплатного школьного образования в рамках образовательного стандарта. В противном случае введение дополнительных платных услуг в школе грозит обернуться фактической потерей принципа бесплатности. Зададимся вопросом, а есть ли стандарт в других странах и нужен ли он вообще? И каковы общие тенденции в школьном образовании там?

Считается, что наиболее четко структурированы в этом смысле, пожалуй, стандарты средней школы в Великобритании. Мы тоже кое-что пытаемся оттуда взять. Хотя живет Великобритания, если быть точным, не по стандартам, а по так называемому государственному учебному плану, который четко отвечает на вопрос: что изучать, как учить, какие уровни должен достичь после этого всего ученик. Учтено стандартом 80% учебного времени, и только 20% отдано на откуп самостоятельности школ. Определены ступени (уровни) обучения согласно возрасту учащихся. Четко названы "главные" и "базисные" предметы для каждого уровня обучения. Кстати, к базисным предметам для учеников 4-й ступени (15–16 лет) относятся кроме привычных для нас черчение, музыка и изобразительное искусство. В Великобритании выработана философия образования, связанная с нынешним периодом развития. И определены направления, на которых рекомендуется сосредоточить усилия. Например, сегодня есть нацеленность на усиление гуманитарной составляющей. Сразу оговоримся, что эта тенденция характерна для большинства систем образования развитых стран мира.

Англичане нацелены на "предметоцентристское" направление обучения. Оно предполагает изучение того, что нужно человеку для жизни. Кроме того, наметилась тенденция к увеличению предметов, изучаемых в средней школе. Год от года увеличивается количество интегративных курсов в школе. Например, естествознание включает в себя все больше элементов физики, химии, биологии, астрономии, минералогии, физиологии, экологии. Задача интегративных курсов в преодолении фрагментарности образования.

Практичная Германия вместе с гуманитарной составляющей налегает еще на обществознание и трудоведение. В учебный план вводятся обязательные дисциплины "поведенческого" типа, ориентированные на традиции имитационного моделирования. В школе учат видеть проблему, уметь моделировать ситуацию и знать способы ее разрешения. Интересная дисциплина "трудоведение" закреплена в стандартах для разных уровней обучения следующим образом: первая ступень – собственное потребление, вторая ступень – изготовление продукции по заказу, третья ступень – анализ рынка в стране.

В США пошли по пути составления стандартов по основам академических дисциплин. Федеральные стандарты существуют там для 10 ключевых дисциплин. У японской, китайской и южнокорейской систем образования современный курс обучения в старшей школе структурно состоит из четырех разделов: предметов общеобразовательной подготовки, предметов профессионального обучения, внеурочной деятельности и интегрированных курсов.

Основные тенденции развития содержания образования в Японии фиксируют сокращение стандартного зачетного минимума; увеличение числа предметов для обязательного изучения, включение английского языка в список обязательных предметов; рост вариативности предметов обязательного изучения. В методических рекомендациях настойчиво рекомендуется отход от лекционных форм занятий. В Японии реформируется так называемое воспитывающее обучение. Акцент и здесь делается прежде всего на предметах гуманитарного цикла: литературе, истории, философии, обществоведении и др.

В Китае недавно начали преподавать этническую целостность. Необходимость введения такого предмета была обусловлена сложностями, возникшими в течение олимпийского года в Тибете и северо-западном мусульманском регионе Синьцзян. С марта 2008 года в 22 начальных и средних школах Пекина детям начали преподавать основы пекинской музыкальной драмы. Учителям нужно разъяснить своим подопечным, почему пекинская музыкальная драма считается жемчужиной в сокровищнице традиционного китайского искусства.

О достижениях финских школьников много говорят на протяжении последних пяти лет. Учебные стандарты в Финляндии – это не что иное, как содержание примерной программы по курсам. Обязательное образование организуется в соответствии с государственным стандартом учебного плана. Перечень предметов в учебном плане определяется законом об общеобразовательной школе. Распределение предметов по годам обучения утверждается правительством. Государственный школьный учебный план составляется национальным комитетом по образованию. Он определяет цели, задачи, содержание различных предметов, критерии оценивания знаний учащихся. Несмотря на то что программы и учебные планы унифицированы, у школ имеется достаточно свободы в их корректировке и дополнении. Школьная педагогика в Финляндии нацелена на стимулирование самостоятельной деятельности учеников и строится на представлении об общественно активном человеке. В основной школе математика преподается на двух уровнях сложности в седьмом классе и на трех в восьмом-девятом классах. Среди факультативных дисциплин в школах обычно предлагаются: технические предметы, домашняя экономика, коммерческое дело, сельское хозяйство, лесное хозяйство, третий иностранный язык.

Елена Герасимова

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы