Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 5 ноября 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Госстандарт высшего профобразования изменится

02 февраля 2007 13:00

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, фото с сайта pedsovet.org
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, фото с сайта pedsovet.org
На заседании коллегии Минобрнауки 1 февраля не хватало стульев – вынесенные на рассмотрение вопросы без преувеличения можно назвать стратегическими для развития отечественного образовании и науки. Ажиотаж вызвало обсуждение проекта нового государственного образовательного стандарта.

Необходимость радикального изменения системы высшего профессионального образования очевидна: уровень подготовки выпускников вузов, традиционно акцентирующих академическую составляющую учебного процесса, не устраивает ни работодателей, ни образовательное сообщество. Новая экономика страны остро нуждается в специалистах, готовых к практической работе на производстве. Достичь эту цель планируется путем ввода принципиально новой, двухуровневой, системы подготовки кадров по схеме "4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура".
В основе нынешней системы высшего профессионального образования России лежит непрерывная подготовка дипломированных специалистов по 500 специальностям со сроком обучения, как правило, 5 лет. Вместе с тем уже сегодня можно назвать успешной апробацию ступенчатой подготовки квалифицированных кадров с присвоением выпускнику степени бакалавра и магистра (лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% российских вузов). Отказ от непрерывного образования способствует осознанному выбору студентами специализации после 4 лет базового образования и позволяет избежать узкой специализации выпускников, что актуально для быстро меняющегося рынка труда. Процесс образования сможет вовремя реагировать на всё ускоряющееся обновление знаний, а доминирующее сегодня трудоустройство не по специальности станет неактуальным. Однако сегодня с квалификацией "специалист" вузы заканчивают 84% выпускников, со степенью "магистр" – 4% и со степенью "бакалавр" – 12%. По мнению Минобрнауки, эту ситуацию необходимо изменить на противоположную.

Измененная система подготовки кадров предполагает резкое сокращение количества специальностей, а также право высших учебных заведений самостоятельно определять образовательные программы. Учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а освободившиеся время пойдет на практические занятия. Из госстандарта образования исчезнет детализация содержания образования, и все, что требуется от вузов – сделать подготовку специалистов более универсальной. Сегодня общее количество направлений специализации достигает 650 специальностей непрерывного пятилетнего обучения плюс 120 направлений подготовки бакалавров и магистров. Новый госстандарт предполагает их сокращение до 145, и в частности – за счет бакалавров. За собой государство оставляет только требования к компетенциям выпускника: в госстандарте расписывается не что студент должен изучать, а что он должен знать на выходе. Таким образом, вузам перестают предписывать сверху, чему, как и в каких объемах учить студентов, и они получат право самостоятельно составлять образовательные программы. (В СССР вузы имели право определять не более 10% образовательной программы, сейчас – 20-40%, а с переходом на новый стандарт образования – до 70% и более.) Принципиально, что единый стандарт утверждается для всех ступеней образования.

Однако несмотря на единодушное мнение о том, что высшее профобразование нуждается в серьезных корректировках, предстоящая реформа вызывает множество вопросов и опасений. Какой процент магистров будет финансироваться из госбюджета? Не придется ли переписывать учебники? Каким должен быть список компетенций? Признает ли рынок степень "бакалавр" (когда будет решен вопрос с соответствующими тарифно-квалификационными характеристиками)? Обеспечит ли стандарт свободу выбора образовательных модулей (программ) не только для вуза, но и для студента? Стоит ли сохранять моноподготовку в тех направлениях, где 70% выпускников работают по специальности? Вопросов очень много, но, как отметил на коллегии министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, сегодня их подавляющее большинство связано уже не с принципиальным решением, а со способами достижения этого решения.
По завершении дискуссии министр ответил на вопросы журналистов.

Андрей Александрович, какой экономический эффект ожидается от перехода на уровневую систему подготовки кадров?

В экономическом плане мы ожидаем получить более квалифицированных специалистов, востребованных экономикой. Сегодня в целом ряде направлений подготовки более 50% выпускников идут работать не по специальности. Это означает, что наша экономика вынуждена заниматься доподготовкой или переподготовкой специалистов. Мы тратим на это большие деньги, но главная потеря даже не в этом, а в том, что мы не конкурентоспособны в таких ключевых для современного мира отраслях, как авиастроение, информационные технологии. Главный экономический эффект – мы должны сделать нашу экономику более конкурентоспособной. На фоне этой задачи все дополнительные затраты или те сэкономленные средства, которые могут возникнуть при реорганизации высшей школы, мизерны. Я могу точно сказать, что цель всех преобразований, о которых мы сегодня говорим, связана не с изменением экономики системы образования, а с изменением экономики страны.

Не могли бы Вы назвать сумму приблизительных затрат на реорганизацию высшей школы?

Сегодня прирост только федерального бюджета на развитие высшей школы составляет ежегодно около 30%. Это серьезные деньги. Если учесть, что сегодня высшая школа финансируется примерно 50 на 50 (50% – бюджет и столько же – внебюджетные средства), это достаточно серьезное финансирование. Мы считаем, что с этими деньгами можно добиться лучших результатов, но нужны системные изменения, потому что вкладывание денег в старую структуру является не самой эффективной мерой.

Как Вы относитесь к идее о предоставлении вузам большей автономности в выборе систем подготовки специалистов и к идее оставить моносистему там, где порядка 70% выпускников идут работать по специальности?

Идея дать существенно большую свободу тем, кто обеспечивает подготовку востребованных специалистов, абсолютно правильная. В наших предложениях по новой модели федерального образовательного госстандарта как раз предусмотрен переход к гораздо большим академическим свободам. Мы считаем, что нельзя жестко фиксировать сам образовательный процесс. Гораздо важнее фиксировать результат, который хотелось бы получить. Этот результат может быть не чисто утилитарным, он может быть и в рамках подготовки специалистов академического плана, а не под какую-то конкретную отрасль экономики. Я думаю, что если мы пойдем этим путем, то в обозримом будущем (хотя обозримое будущее для системы образования составляет 5-10 лет), мы можем прийти и к таким существенным изменениям как новый диплом вузов. Сегодня, наверное, система образования к этому не готова.

Когда новая модель образовательных стандартов начнет действовать?

Все, что мы делаем, влияет на образовательный процесс. В разработке новой модели участвует большое количество представителей и вузовского сообщества, и академического сообщества, и бизнеса. В ряде вузов в той или иной степени эти наработки уже применяются. В полной мере система новых стандартов должна быть совмещена с полномасштабным запуском Болонского процесса. Как вы знаете, мы в полной мере должны учитывать все положения Болонского процесса в 2010 году. Рассчитываю, что к этому моменту та модель стандартов, которая обсуждается сегодня, заработают в полном объеме. Я хочу сказать, что это постоянный процесс. Не может быть такого, что мы что-то сделали и потом десять лет ничего не меняется. Стандарты образования будут меняться постоянно, главная наша задача сегодня – создать систему, при которой бы эти изменения происходили.

К вопросу академических свобод – что предусматривается помимо упразднения ряда дисциплин?

Сегодня существенно меняется соотношение между содержанием, заданным федеральными стандартами, и тем, что может предлагать, дополнять и вводить высшее учебное заведение. Это уже очень большое движение. Более того, на сегодняшний день далеко не все вузы готовы этими свободами воспользоваться. В ведущих вузах страны обучается не очень большая часть студентов. Мои коллеги, ректоры обсуждали эти вопросы, и они соглашаются с цифрой 10%, 15%, 20%. Значит, они должны иметь большую свободу и большую ответственность. Я думаю, что значительная часть вузов сегодня должна доказать свое право на большую свободу, а не следовать тем предложениям, которые разрабатываются ведущими специалистами иных отраслей.

На какое количество магистров по отношению к остальным степеням высшего образования вы будете ориентироваться и сколько из них будут финансироваться из бюджета?

Во-первых, не мы должны ориентироваться на количество магистров. Мы должны отталкиваться от запросов общества. Сегодня прозвучало, что количество магистров должно на 20-25% превышать потребности рынка труда. Должна быть определенная свобода, в том числе свобода выбора для людей, которые получили специальность.
Вопрос бюджетного финансирования должен решаться, исходя, с одной стороны, из законодательства, с другой стороны, из потребности общества. Есть специальности, которые необходимы для нормального существования государства. Они связаны с социальной сферой, с обороноспособностью, с системой безопасности. Абсолютно ясно, что эти специальности должны поддерживаться государством в значительной степени. Что касается требований законодательства, есть норма закона: 170 человек на 10 тысяч населения должны получать высшее образование за бюджетный счет. Моя личная точка зрения заключается в том, что эти 170 человек должны относиться к полному циклу: либо это специалист, либо это бакалавр, либо магистр. При этом возможны определенные вариации, но строить политику необходимо с учетом этих двух факторов. Для этого надо определить точку отсчета, принять соответствующие законы, признать, что двухуровневая система подготовки кадров востребована и должна реализовываться в новой модели.

Бакалавриат у нас существует достаточное количество лет, но бизнесмены не принимают эту форму обучения. Когда же бакалавриат будет признан полноценным высшим образованием?

Бизнес – это кто? РСПП, например, говорит, что они воспринимают бакалавриат. Сегодня выступала представитель авиастроительного концерна, которая сказала, что они берут на работу бакалавров. Я знаю целый ряд бизнесменов, одни говорят, что они не понимают этой степени, другие говорят, что с удовольствием берут к себе, потому что им проще доучивать, чем переучивать. Я думаю, что тезис о непринятии на работу бакалавров иногда искусственно обостряется и точно так же гасится позиция тех представителей бизнеса, которые говорят, что их вполне устраивает этот уровень подготовки.

Сегодня на коллегии мы стали свидетелями того, что вузовское сообщество и промышленники не совсем понимают друг друга. Что, с Вашей точки зрения, мешает вузовскому, академическому и бизнес-сообществу услышать друг друга и найти общий язык?

Произошел огромный прогресс. Если бы Вы были на нашей аналогичной коллегии два года назад, то поняли бы, что такое, когда действительно не понимают. Сегодня мы слушаем друг друга, слышит, а по целому ряду вопросов разногласия сняты. Уже найдены многие точки соприкосновения. Существуют разногласия, которые в некоторых случаях носят личностный характер, в некоторых – принципиальный характер, но идет реальное сотрудничество. Давайте не будем забывать, что есть соглашение между РСПП и Союзом ректоров, которое подписано год назад. Три года назад это невозможно было представить, а сегодня они работают вместе, причем, приходят к совместным решениям. Я настроен очень оптимистично, потому что я вижу хорошую динамику.

Елена Укусова

источник: ScienceRF.ru

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы