Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Минобрнауки России готово утвердить новый стандарт

04 мая 2012 17:54

Фото с сайта http://rosmu.ru
Фото с сайта http://rosmu.ru
Страсти, разгоревшиеся в прошлом году вокруг образовательного стандарта для старшей школы, постепенно себя изжили. Споры затихли, и тема, когда-то вызывавшая столько недовольства, словно исчезла из повестки дня. Но если для общества и СМИ она утратила былую остроту, то в экспертных кругах её продолжали обсуждать. Стандарт дорабатывали под руководством Михаила Ковальчука. И вот на сайте Минобрнауки России появился проект приказа об его утверждении.

Первый вариант стандарта, разработанный под руководством гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, раскритиковали в пух и прах за идею разделить все школьные предметы на обязательные и необязательные. Причём в первую группу попали физкультура, "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), курс "Россия в мире" и индивидуальный проект. Такая постановка вопроса сразу же возмутила литераторов. Московский учитель из Центра образования № 57 Сергей Волков опубликовал в ЖЖ письмо-обращение к руководителям государства (Медведеву, Путину, Фурсенко и Грызлову), в котором призывал их недопустить "радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин". В первые же дни под этим письмом подписались более десятка тысяч человек. Тема получила общественный резонанс. И когда её стали обсуждать даже люди, далёкие от проблем образования, авторам стандарта, которые поначалу хранили гордое молчание, пришлось выступить с комментариями. Как оказалось, их документ неправильно поняли – он действительно написан сложным бюрократическим языком, в тексте запутались даже специалисты. Как объясняли разработчики, школьники будут изучать не 4 предмета, а 9–10, из них 3 обязательных: "Россия в мире", ОБЖ и физкультура, плюс индивидуальный проект. Остальные 6 предметов ученики могут выбрать на своё усмотрение, причём на разных уровнях: базовом, интегрированном и профильном. Все предметы по выбору объединены в 6 областей: филология, иностранный язык, математика и информатика, общественные науки, естественные науки и курсы по выбору – астрономия, искусство, технология, дизайн и другие.

Формулировки "обязательный/необязательный" да плюс ещё "некий интегрированный" вызвали в среде экспертов больше всего критики. Почему ОБЖ отнесён к обязательным, а, например, русский и математика – к необязательным? Многих учителей возмутила идея введения в школьную программу непонятного курса "Россия в мире". В этом усмотрели желание вернуть в школу пропаганду, сравнив с существовавшим в советское время курсом ВКП (б).

В адрес кондаковского стандарта сыпались всё новые и новые претензии. В результате авторы документа стали лояльнее относиться к критике, внося в него поправки. Но даже с учётом всех доработок отношение учителей к нему не могло улучшиться. В разгар дискуссий Российская академия образования представила общественности альтернативный вариант стандарта, который параллельно разрабатывался. В нём не было деления на обязательные и необязательные предметы. Он был привычен для консервативно настроенных педагогов, но совершенно неприемлем для тех, кто придерживается прогрессивных взглядов, – что и выяснилось на первом же публичном обсуждении документа в Общественной палате РФ. Когда стало очевидно, что двум группам разработчиков не удастся договориться и подготовить документ, который всех бы устраивал, Минобрнауки России решило создать независимую экспертную комиссию по доработке стандарта. Возглавил её директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Комиссия почти целый год работала, не привлекая к себе внимания. Документ больше не выносили на общественное обсуждение, видимо, из-за опасения нового всплеска дебатов. Министерство образования и науки РФ, вероятно, документ удовлетворил, и оно готово его утвердить после того, как его оценит юридическая комиссия ведомства (срок – до 10 мая).

В проекте приказа на 46-ти страницах объясняется, что собой представляет стандарт, какие требования он предъявляет к организации и содержанию учебного процесса в целом и к каждому конкретному предмету в частности. Вопреки многочисленным ожиданиям, курс "Россия в мире" решено оставить. К его изучению предъявляется 9 требований. Среди них:

1) Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.;
2) Сформированность знаний о месте и роли России как неотъемлемой части мира в контексте мирового развития;
3) Сформированность взгляда на современный мир с точки зрения интересов России, понимания её прошлого и настоящего;
4) Сформированность представлений о единстве и многообразии многонационального российского народа; понимание толерантности и мультикультурализма в мире и другие.

В стандарте осталось разделение на уровни изучения дисциплин – базовый и углублённый. А соответственно, и возможность выбора для учеников.

Выбор предметов будет осуществляться из нескольких предметных областей:

Филология: "Русский язык и литература" (базовый и углублённый уровни); "Родной (нерусский) язык и литература" (базовый и углублённый уровни).
Иностранные языки: "Иностранный язык" (базовый и углублённый уровни); "Второй иностранный язык" (базовый и углублённый уровни).
Общественные науки: "Обществознание" (базовый уровень); "История" (базовый и углублённый уровни); "География" (базовый и углублённый уровни); "Экономика" (базовый и углублённый уровни); "Право" (базовый и углублённый уровни); "Россия в мире" (базовый уровень).
Математика и информатика: "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия" (базовый и углублённый уровни); "Информатика" (базовый и углублённый уровни).
Естественные науки: "Естествознание" (базовый уровень); "Физика" (базовый и углублённый уровни); "Химия" (базовый и углублённый уровни); "Биология" (базовый и углублённый уровни); "Экология" (базовый уровень).
Физическая культура и Основы безопасности жизнедеятельности: "Физическая культура" (базовый уровень); "Основы безопасности жизнедеятельности" (базовый уровень).

В учебные планы могут быть включены дополнительные курсы по выбору школьников, например "Астрономия", "Искусство", "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края".

В результате каждый ученик будет изучать не менее 9 (10) дисциплин, выбранных из каждой предметной области.

При этом обязательными для всех будут такие предметы: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". В зависимости от выбора школьников, можно будет выделить несколько профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. При этом учебный план профиля, кроме универсального, должен содержать не менее 3(4) предметов на углублённом уровне. Как говорится в стандарте, каждая школа обязана обеспечить реализацию индивидуальных планов обучения старшеклассника.

Из текста нового стандарта видно, что комиссия Михаила Ковальчука постаралась учесть замечания к предыдущим версиям документа. С одной стороны, он сохраняет привычные для всех обязательные предметы. А с другой – вводит так называемую вариативность обучения, за которую так долго ратовали школьные реформаторы (в частности, эксперты ВШЭ). Очевидно, что сейчас школы не готовы к индивидуализации образования. Одно дело – учить класс из двух десятков учеников по единому образцу и совсем другое – когда ученики в классе выберут разные предметы и разные уровни. К работе по новым стандартам нужно готовить и педагогов, и учеников – благо на внедрение новых ФГОС отводится время вплоть до 2020 года. К тому моменту, вероятно, большинство школ уже сможет на практике воплотить замыслы теоретиков.

Муравьёва Марина

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

АГФ
04 мая 2012 20:14

Это не компромиссный вариант, а всё тот же кондаковский стандарт: http://expert.ru/expert/2012/17/o-peremenah-bez-pe remen/ Его разработчиков, так же как и разработчиков прежнего стандарта, и всю минобразину во главе с фурсенко надо заставить учить по нему своих отпрысков где-нибудь в сельской школе!

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы