|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Минобрнауки России готово утвердить новый стандарт04 мая 2012 17:54
Первый вариант стандарта, разработанный под руководством гендиректора издательства "Просвещение" Александра Кондакова, раскритиковали в пух и прах за идею разделить все школьные предметы на обязательные и необязательные. Причём в первую группу попали физкультура, "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ), курс "Россия в мире" и индивидуальный проект. Такая постановка вопроса сразу же возмутила литераторов. Московский учитель из Центра образования № 57 Сергей Волков опубликовал в ЖЖ письмо-обращение к руководителям государства (Медведеву, Путину, Фурсенко и Грызлову), в котором призывал их недопустить "радикальное перекраивание школьной программы и перевод в статус предметов по выбору её главных дисциплин". В первые же дни под этим письмом подписались более десятка тысяч человек. Тема получила общественный резонанс. И когда её стали обсуждать даже люди, далёкие от проблем образования, авторам стандарта, которые поначалу хранили гордое молчание, пришлось выступить с комментариями. Как оказалось, их документ неправильно поняли – он действительно написан сложным бюрократическим языком, в тексте запутались даже специалисты. Как объясняли разработчики, школьники будут изучать не 4 предмета, а 9–10, из них 3 обязательных: "Россия в мире", ОБЖ и физкультура, плюс индивидуальный проект. Остальные 6 предметов ученики могут выбрать на своё усмотрение, причём на разных уровнях: базовом, интегрированном и профильном. Все предметы по выбору объединены в 6 областей: филология, иностранный язык, математика и информатика, общественные науки, естественные науки и курсы по выбору – астрономия, искусство, технология, дизайн и другие. Формулировки "обязательный/необязательный" да плюс ещё "некий интегрированный" вызвали в среде экспертов больше всего критики. Почему ОБЖ отнесён к обязательным, а, например, русский и математика – к необязательным? Многих учителей возмутила идея введения в школьную программу непонятного курса "Россия в мире". В этом усмотрели желание вернуть в школу пропаганду, сравнив с существовавшим в советское время курсом ВКП (б). В адрес кондаковского стандарта сыпались всё новые и новые претензии. В результате авторы документа стали лояльнее относиться к критике, внося в него поправки. Но даже с учётом всех доработок отношение учителей к нему не могло улучшиться. В разгар дискуссий Российская академия образования представила общественности альтернативный вариант стандарта, который параллельно разрабатывался. В нём не было деления на обязательные и необязательные предметы. Он был привычен для консервативно настроенных педагогов, но совершенно неприемлем для тех, кто придерживается прогрессивных взглядов, – что и выяснилось на первом же публичном обсуждении документа в Общественной палате РФ. Когда стало очевидно, что двум группам разработчиков не удастся договориться и подготовить документ, который всех бы устраивал, Минобрнауки России решило создать независимую экспертную комиссию по доработке стандарта. Возглавил её директор Курчатовского института Михаил Ковальчук. Комиссия почти целый год работала, не привлекая к себе внимания. Документ больше не выносили на общественное обсуждение, видимо, из-за опасения нового всплеска дебатов. Министерство образования и науки РФ, вероятно, документ удовлетворил, и оно готово его утвердить после того, как его оценит юридическая комиссия ведомства (срок – до 10 мая). В проекте приказа на 46-ти страницах объясняется, что собой представляет стандарт, какие требования он предъявляет к организации и содержанию учебного процесса в целом и к каждому конкретному предмету в частности. Вопреки многочисленным ожиданиям, курс "Россия в мире" решено оставить. К его изучению предъявляется 9 требований. Среди них:
1) Сформированность представлений о России в разные исторические периоды на основе знаний в области обществознания, истории, географии, культурологии и пр.; В стандарте осталось разделение на уровни изучения дисциплин – базовый и углублённый. А соответственно, и возможность выбора для учеников. Выбор предметов будет осуществляться из нескольких предметных областей:
Филология: "Русский язык и литература" (базовый и углублённый уровни); "Родной (нерусский) язык и литература" (базовый и углублённый уровни). В учебные планы могут быть включены дополнительные курсы по выбору школьников, например "Астрономия", "Искусство", "Психология", "Технология", "Дизайн", "История родного края", "Экология моего края". В результате каждый ученик будет изучать не менее 9 (10) дисциплин, выбранных из каждой предметной области. При этом обязательными для всех будут такие предметы: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия", "История" (или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности". В зависимости от выбора школьников, можно будет выделить несколько профилей обучения: естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, технологический, универсальный. При этом учебный план профиля, кроме универсального, должен содержать не менее 3(4) предметов на углублённом уровне. Как говорится в стандарте, каждая школа обязана обеспечить реализацию индивидуальных планов обучения старшеклассника. Из текста нового стандарта видно, что комиссия Михаила Ковальчука постаралась учесть замечания к предыдущим версиям документа. С одной стороны, он сохраняет привычные для всех обязательные предметы. А с другой – вводит так называемую вариативность обучения, за которую так долго ратовали школьные реформаторы (в частности, эксперты ВШЭ). Очевидно, что сейчас школы не готовы к индивидуализации образования. Одно дело – учить класс из двух десятков учеников по единому образцу и совсем другое – когда ученики в классе выберут разные предметы и разные уровни. К работе по новым стандартам нужно готовить и педагогов, и учеников – благо на внедрение новых ФГОС отводится время вплоть до 2020 года. К тому моменту, вероятно, большинство школ уже сможет на практике воплотить замыслы теоретиков.
Муравьёва Марина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеАГФ
Это не компромиссный вариант, а всё тот же кондаковский стандарт: http://expert.ru/expert/2012/17/o-peremenah-bez-pe remen/ Его разработчиков, так же как и разработчиков прежнего стандарта, и всю минобразину во главе с фурсенко надо заставить учить по нему своих отпрысков где-нибудь в сельской школе! Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |