Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Чистых гуманитариев скоро не будет

02 мая 2012 16:24

Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
Фото Александра Шалгина с сайта www.ng.ru
В преддверии новой вступительной кампании многих абитуриентов и их родителей мучает вопрос выбора. Вся сложность здесь заключается еще и в том, что в реальности выбора-то нет. Большинство по традиции готовы лишь к гуманитарным направлениям. Только зря, убеждают всех чиновники, рынок труда не готов переварить такое количество специалистов. О возможностях для гуманитариев обозреватель "НГ" Наталья САВИЦКАЯ беседует с ректором Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ), членом-корреспондентом РАН Ефимом ПИВОВАРОМ.

– Ефим Иосифович, начнем наш разговор с востребованности ваших выпускников на рынке труда. Напомню, общая ситуация сегодня такая: рынок труда не готов принять специалистов, которых выпускают вузы. И как сопутствующий вопрос к этому: кто сегодня к кому должен прийти – бизнес к вам или вы к бизнесу?

– Сразу успокою, с рынком труда у нас разумное взаимопонимание. Мы готовим, кстати, и кадры для отрасли образования. Следующий момент заключается в том, что у нас достаточно высокая мобильность в гуманитарной сфере. Например, в журналистике работают не только журналисты, в музеях не только музееведы. Насчет того, кто к кому должен прийти, думаю, что это процесс взаимный. И опять же я бы не стал утверждать только так, что высшее образование следует лишь приблизить к "жизни", максимально связав вузы с соответствующим производством. В чем здесь опасность?

То образование, которое должен давать вуз, позволяет студенту в дальнейшем много раз перестраиваться. А если выпускника "натаскают" на конкретную функцию, а она вскоре исчезнет или качественно изменится за ненадобностью, человек останется без возможности быстро приспособиться к новым условиям. И тем не менее, если вузы будут игнорировать процессы, происходящие в экономике, в реальной сфере производства, и не смогут быстро реагировать на запросы рынка, к ним никто не пойдет учиться.

– Недавно у вас прошли гуманитарные чтения, на которых, как я поняла, вы искали пути приложения гуманитарных знаний к жизни. Нашли?

– Мы хотели прежде всего привлечь внимание общества и политического руководства страны к роли гуманитарного нания в нашей жизни. Достижения в инженерной мысли видны каждому человеку. Достижения в гуманитарной области не столь заметны, но они не менее значимы. Не будет никакой модернизации, если у нас не будет соответствующего человеческого капитала. В конце концов, любое управленческое решение – это гуманитарные технологии. Любое решение в социуме на уровне страны или министерства – это гуманитарное решение. Оно имеет гуманитарные причины и следствия. Если оно ошибочное, масштабы последующего за этим разрушения огромны. Вот мы и хотим достучаться до тех, кто принимает решения, что нужно вкладывать ресурсы в развитие гуманитарной науки, особенно в ее практико-ориентированную составляющую.

– А каковы, собственно, пути развития вузовской гуманитарной науки? Набросайте, пожалуйста, ее контуры.

-Здесь все большее значение приобретает конвергенция внутри наук. Междисциплинарные связи действуют внутри истории, социологи, психологии и других наук. Возможен и симбиоз наук, совершенно разных и далеких друг от друга.

На прошедших у нас гуманитарных чтениях мы как раз говорили об интеграционных процессах в когнитивных науках. Центральной темой чтений была обозначена проблема конвергенции наук и интеграция гуманитарного и естественно-научного знания, что весьма убедительно продемонстрировал директор национального исследовательского центра "Курчатовский институт" Михаил Валентинович Ковальчук. Это позволяет специалистам из разных областей наук анализировать понятийный аппарат, исследовать междисциплинарную тематику, а также обмениваться накопленным опытом.

Например, у нас выступала нейролингвист Татьяна Черниговская с докладом "Роль нейронаук и философии в обществе". Директор центра "Биоинженерия" РАН, академик РАН, академик РАСХН Константин Скрябин считает, что расшифровка генома человека ставит сегодня целый ряд крайне сложных задач перед гуманитариями: от проблемы обработки и хранения огромного количества информации до проблемы защиты этой информации и свободы личности.

– Процессы, которые вы сейчас набросали здесь, требуют и другого контингента абитуриентов. А все говорят, что школа дает каждый год все худшее качество подготовки школьника.

– Снижается качество школьного образования, это правда. Но ведь качество снижается не только в школе, оно снижается и в вузе. А задачи, которые перед нами стоят, масштабны. Все зависит здесь от массы обстоятельств, и школа в этой цепи отнюдь не последнее звено. Необходимо, мне кажется, сегодня продолжить разговор о взаимодействии старшей ступени школы и вуза.

Если мы обратимся к недавней истории, то вспомним, что вступительные испытания в вузы никак не коррелировались с тогдашней школьной подготовкой. Теперь школьники готовятся к ЕГЭ, сдают его вне школы, и этот разрыв между школой и вузом уменьшается. Но проблема осталась. Вуз должен взаимодействовать больше с учителем. Не столько в подготовке, сколько в переподготовке. Мы провели съезд учителей истории и сейчас готовимся обсуждать с учителями региональную компоненту школьного образования.

– Вы недавно говорили, что одного ЕГЭ недостаточно для того, чтобы набрать нужный вам контингент студентов.

– ЕГЭ не может быть единственным испытанием при конкурсном наборе в вузы. Сейчас все об этом говорят. Нужно обязательно, чтобы росло и развивалось олимпиадное движение, чтобы было портфолио ученика, в котором собраны результаты его за весь период обучения в школе, эссе о себе, эссе по просьбе вуза, успехи вне школьной программы, в спорте и многое другое. В итоге все это добавляется в самом конце конкурсного набора в вузы к итоговому баллу по ЕГЭ.

-Это же большой объем работы перелопатить все сведения об оценках школьника...

А мы остановились на середине и дальше не идем. Есть сомнение, что коррумпированная система не позволит и эту оценку сделать объективной. Оценки за год, конечно, нарисовать, может быть, можно, но и не так легко, а за 10 лет обучения в школе крайне трудно нарисовать свой выдуманный образ.
– Да, этим и должна заниматься приемная комиссия вузов в течение года. Они же заинтересованы в нормальном отборе кандидатов. А сотрудники вузов должны получать за эту работу отдельно.

Наталья Савицкая

источник: Независимая газета

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы