Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 26 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Школьное образование — долг или право?

17 апреля 2012 20:48

Фото с сайта www.baltinfo.ru
Фото с сайта www.baltinfo.ru
За последнее десятилетие сфера образования в России пережила не одну крупную реформу. Сегодня систему среднего и высшего образования снова ждут перемены. О плюсах и минусах прошедших и будущих реформ корреспондент "БалтИнфо" беседовал со специалистами.

11 апреля, выступая с годовым отчетом перед Госдумой, премьер-министр России Владимир Путин назвал общий вектор развития образования правильным. Между тем, он подчеркнул, что лишь один, тестовый путь (ЕГЭ) в качестве вступительных испытаний в вузы – нерационален.

"Если только тесты использовать, то да, мы попадаем в рискованную зону. Но, в целом генеральный путь развития образования у нас правильный, на мой взгляд", – сообщил премьер.

Путин, таким образом, усомнился в целесообразности ЕГЭ — главной и весьма неоднозначной реформы нынешнего состава Министерства образования. Напомним, что введение ЕГЭ первоначально вызывало негативную реакцию ряда политиков и деятелей культуры. Возмущенные родители дошли до Верховного суда, который, впрочем, отклонил их претензии к главному российскому экзамену.

Директор ГОУ "Гимназия № 56" Петроградского района Санкт-Петербурга Майя Пильдес считает, что настроения людей давно изменились. "Когда ЕГЭ только вводили 8-9 лет назад, об экзамене ничего не знали, и он пугал. Теперь, когда мы во всем разобрались, вопросов не осталось. Выпускникам нравится ЕГЭ, они значительно свободнее чувствуют себя, ведь у них большой выбор экзаменов", – рассказала Пильдес.

По сообщению специалиста Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий Валерия Фрадкина, с нового учебного года каждому родителю будет доступна база школ с результатами выпускного ЕГЭ. "Вскоре все интернет-пользователи смогут получать интересующие их данные по любому району и учебному учреждению", – подчеркнул Фрадкин.

По словам непосредственных участников образовательного процесса, школа не только информатизируется, но и становится достаточно престижным местом работы. Директор гимназии №56 утверждает, что за последние годы значительно возросла зарплата учителей. "В нашей школе зарплата выше, чем средняя по экономике. Конечно, это зависит от категории учителя, от наград", – пояснила Пильдес.

С ней согласился и директор лицея № 369 Красносельского района Константин Тхостов. По его мнению, 90% регионов России мечтают о зарплате, которая введена в Петербурге в 2006 году. "В нашем лицее очень много молодых специалистов. Обратите внимание на те же "подъемные", на программу "Жилье работникам бюджетной сферы". Это очень серьезная поддержка", – заметил Тхостов.

Однако по словам представителей родительского комитета и специалистов высшей школы, в системе образования все далеко не безоблачно.

"Любой учитель скажет, что проблем нет, потому что он выполняет определенную работу. Они не могут оценивать ситуацию в силу своего статуса", – пояснил сопредседатель Петербургского родительского комитета Михаил Богданов.

Как рассказал Богданов, основная проблема на сегодняшний день — неуклонное снижение качества образования. По его мнению, эта тенденция обозначилась еще 20 лет назад, в перестроечный период. "Нам до сих пор не предложено такой модели образования, которая бы привела к повышению его качества. Сейчас все изменения носят характер сиюминутных действий", – возмутился Богданов.

Он подчеркнул, что половинчатой мерой стало введение в 4-х классах курса "Основы религиозных культур и светской этики". Как поделился Богданов, главной идеей этого курса было повышение культурного уровня детей. "Это прививка непонятно от чего. Странно, что у нас решили в четвертом классе всего за полгода воспитать ребенка, который бы чтил традиции своего народа", – пояснил представитель родительского комитета.

В отношении ЕГЭ Богданов заявил, что этот инструмент оценки знаний явно не отличается качеством, а самый крупный изъян всей существующей системы — отсутствие целостного подхода.

"Вся система не является системой, мы ее по существу разрушили как единую методологию действий. Мы даем каждому вузу и школе творить что угодно", – отметил Богданов.

По его мнению, необходимо начать обновление системы с кадров и повысить уровень педагогического образования самих родителей. "Нужно возвращать в школу воспитательный элемент, детские организации. Сегодня дополнительное образование — это то, что родители делают за свой счет, а не то что предоставляет государство", – резюмировал Богданов.

Член-корреспондент Российской академии образования Олег Лебедев также заявил, что системе необходимо обновление. По его словам, ситуация прояснится, когда будет понятно, кто встанет во главе Министерства образования.

"Пытаться восстановить механизмы советской школы просто нереально — изменилась образовательная среда, появились возможности для получения образования вне школы. Главная проблема, на решение которой должны быть направлены усилия на всех уровнях, заключается в ослаблении механизмов принудительного обучения", – отметил Лебедев.

Как заявил Лебедев, существующая система ориентирована на идеологию долга, а не на идеологию права. Если дети не хотят учиться, то к ним применяют систему принуждения — плохие оценки, угрозы. "Традиционные учебные предметы в школе должны сохраниться, но возможны разные уровни освоения этих предметов, их следует дополнять надпредметными программами. Традиционный класс может дополняться или заменяться другими формами — обучение в потоке, динамичные группы, бесклассное обучение в старшей школе", – подытожил Лебедев.

Несмотря на нарекания родителей и представителей научного сообщества, участники системы не сомневаются в ее эффективности. Как сообщили корреспонденту "БалтИнфо" в пресс-службе комитета по образованию, никаких изменений в грядущем учебном году не предвидится. В то же время, в комитете по образованию Санкт-Петербурга уже произошли перемены — в отставку ушла глава ведомства Ольга Иванова. О том, кто придет ей на смену, когда это произойдет и чего ожидать от нового руководства, в комитете предпочитают умалчивать.

Наталия Кононова

источник: БалтИнфо

Последние материалы раздела

Обсуждение

iDar
18 апреля 2012 12:00

ЕГЭ, безусловно, что бы не говорили другие, введение полезное. Однако, любое нововведение, не продуманное до мелочей, оборачивается проблемами. Наша система образования не рассчитана на экзамены типа ЕГЭ. Мы только переходим к этим стандартам. Но нужны ли они? Сегодня вся методика преподавания сводится к тому, "чтобы сдать ЕГЭ". Могу ошибаться, но судя по своей школе и школам Уфы, все преподаватели ведут занятия с девизом "сдать ЕГЭ!" Этот призыв становится идеалом. Даже решение упражнений сводится к подобным в ЕГЭ. Затормаживается творческое развитие, дрессируется только запоминание правильного ответа и поиска его в тесте, в то время как в традиционном экзамене человек мог выражать свои мысли и думать (плюс к этому, встречаются явные ошибки в составлении вопросов и ответов). Ситуация обостряется тем, что ЕГЭ открывает пути в университет подросткам, которые в принципе не могут учиться в них (лентяи, бездари, купившие экзамены занимают места, в то время как талантливые люди, порой, не могут проити конкурс). Но нельзя забывать и положительные стороны. ЕГЭ позволило открыть дороги в престижные ВУЗы страны подросткам из глубинки; позволило сдавать экзамен один раз, а не готовиться к вступительным испытаниям для каждого ВУЗа. Необходимо ввести указ, позволяющий выбирать, по какой форме сдавать экзамены. Это было бы неплхо.

АГФ
18 апреля 2012 20:32

ЕГЭ, безусловно, крайне вредное новшество, что бы ни говорили чиновники и иже с ними. Нынешняя структура образования, не являясь системой по сути, не предназначена ни для каких экзаменов. А вот советская система образования, лучшая и до сих пор не превзойденная в мире, предполагала ежегодные переводные и целую систему итоговых экзаменов в школе, вступительных в вузах. И каждый год эти экзамены без особых проблем сдавали миллионы школьников и студентов. Никому даже в голову не приходило назвать эту ситуацию стрессовой, до того она была обычной и привычной. Именно такая система испытаний позволяла отбирать и продвигать вперёд лучших. А сейчас никакие экзамены не помогут, потому что отсутствует главное: принцип отбора лучших по их знаниям, а не по каким-либо иным признакам.

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы