Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 19 апреля 2024 г., пятница     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

83-ФЗ: преимущества и риски

15 марта 2012 21:20

Иллюстрация с сайта www.duma.gov.ru
Иллюстрация с сайта www.duma.gov.ru
Для федеральных бюджетных учреждений науки закон № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" вступил в силу с 1 января 2012 года. О том, с какими экономическими и правовыми проблемами столкнулись работники науки и как планируют их решать, говорилось на парламентских слушаниях в Госдуме, организованных Комитетом по науке и наукоёмким технологиям и Комитетом по охране здоровья.

Воплощение замысла

По замыслу авторов, 83-ФЗ предполагает изменение правового положения государственных (муниципальных) учреждений, переход от сметного финансирования их деятельности к субсидиям в рамках выполнения государственного задания, расширение их прав в расходовании средств, напомнил председатель Комитета Госдумы по науке и наукоёмким технологиям Валерий Черешнев.

Готовы ли бюджетные учреждения науки воспринять законодательные новации, действительно ли они приведут к повышению эффективности научной деятельности или создадут дополнительные проблемы?

83-ФЗ, которым внесены поправки почти в 30 федеральных законов и кодексов, по мнению председателя Комитета Госдумы по охране здоровья Сергея Калашникова, эклектичен, поскольку нарушил существовавшую правовую конструкцию. Парламентарий также усомнился в том, что чиновник, даже опираясь на экспертное сообщество, должен определять основные направления развития науки, "тем более фундаментальной науки, где нет предсказуемого результата". Медицина, как считает Калашников, никак не укладывается в 12 приоритетных направлений, утверждённых Минздравсоцразвития России.

Несколько депутатов выразили озабоченность тем, что выделение субсидий на год осложнит выполнение долгосрочных планов научной деятельности. На эти опасения отреагировал директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы Министерства финансов РФ Михаил Котюков. Субсидия на выполнение научно-исследовательских работ, по его словам, не ограничивается одним годом. Это объясняется тем, что в условиях трёхлетнего планирования федерального бюджета государственное задание в пределах утверждённых ассигнований может формироваться на три года.

Чиновник Минфина поспешил успокоить участников слушаний, сказав, что научная деятельность квалифицируется министерством не как услуга, а как работа. Ещё одно уточнение Минфина: "Изменение типа государственного учреждения (например, бюджетного на казённое или автономное. – STRF.ru) не является реорганизацией".

Общее число научных госучреждений и их типов после принятия 83-ФЗ, по данным министерства, не изменилось.

Всего в России 1063 государственных научных учреждения и учреждений государственных академий наук; из них 12 – казённых, 5 – автономных и 1046 – бюджетных.

С переходом на субсидии объём бюджетных ассигнований научным учреждениям и вузам в сфере гражданской науки на 2012 год, по словам Михаила Котюкова, остался прежним – 116,1 миллиарда рублей. Основной объём средств, 87,1 миллиарда рублей, – субсидии научным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания; 20,6 миллиарда рублей – субсидии научным учреждениям на иные цели; 8,4 миллиарда рублей – субсидии вузам на НИОКР, учитываемые в расходах на образование. Совокупные бюджетные ассигнования государственным академиям наук составят в этом году 93,4 миллиарда рублей, научным фондам (РФФИ, РГНФ, Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере) – 11 миллиардов рублей.

Государственным академиям наук правительство делегировало полномочия по управлению подведомственными им учреждениями, в том числе по формированию госзадания. И академии, и фонды сохранили статус главного распорядителя бюджетных средств, уточнил Михаил Котюков.

"Мы вступаем <…> в сферу конкуренции за государственное задание", – подчеркнула замдиректора Департамента организации бюджетного процесса, учёта и отчётности Минобрнауки России Марина Боровская. Учреждения, по её словам, должны думать о программах своего развития, о том, как получить на них субсидии. "Переход на инструменты 83-го закона" позволяет учреждению рассчитать государственное задание и субсидию на его выполнение, отметила Боровская. При формировании плана финансово-хозяйственной деятельности научное учреждение может пересмотреть "пропорциональные денежные объёмы" и увеличить в рамках субсидии объём финансирования фундаментальных исследований. Прикладные исследования стоит поддерживать из иных, в том числе негосударственных, источников.

Бюджет и коммерция

Выступления представителей Минфина и Минобрнауки России вдохновили не всех участников слушаний. По мнению первого зампреда Комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, связанные с действием 83-ФЗ "риски превышают его достижения". Главным из достоинств закона он назвал расширение самостоятельности учреждений, но само по себе это не снимает проблем. Депутат сослался на заключение Комитета Госдумы по законодательству на проект 83-го закона, в котором было отмечено, что он "фактически превращает бюджетные некоммерческие учреждения в коммерческие организации". Их задача – не обеспечение социальных благ, а достижение наивысшего финансового результата. В стремлении к нему за счёт оказания платных услуг их качество "в образовании, медицине и культуре может ещё более упасть", считает Олег Смолин. Он также предположил, что интерес к фундаментальным исследованиям снизится. Конкуренция за государственное задание и субсидии сведётся, по его мнению, "к конкуренции за госчиновников", которые будут определять, кому давать госзадание и в каком объёме, решать, какое имущество продавать. Это приведёт к расширению поля для коррупции. Подобные опасения Олег Смолин и другие парламентарии высказывали ещё при обсуждении законопроекта в Госдуме. А после его принятия фракция КПРФ даже внесла в Госдуму проект закона, отменяющий 83-ФЗ, сообщил депутат.

Менять что-то в 83-ФЗ пока нецелесообразно, полагает заместитель министра культуры РФ Григорий Ивлиев: "Мы ещё не приступили к его полной реализации" (переходный период завершается 1 июля 2012 года. – STRF.ru). В то же время в сфере науки, по его мнению, есть вопросы, которые надо срочно решать в связи с реализацией этого закона. Один из них – необходимость отмены части ограничений, содержащихся в постановлении правительства от 17 ноября 2005 года № 685 "О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности". А именно – отмены компенсационных платежей в федеральный бюджет с правообладателей РНТД, распоряжения закреплёнными за госучреждением правами на РНТД только по специальному соглашению с главным распорядителем бюджетных средств. Министерство культуры РФ, будучи одним из таких главных распорядителей, выступает "за более свободный порядок".

Участники парламентских слушаний ознакомились с проектом весьма подробных рекомендаций, в который они до 2 апреля могут внести свои предложения. В перечне рекомендаций органам государственной власти есть и пункт о необходимости внесения в 94-ФЗ поправки, исключающей из сферы его действия бюджетные научные учреждения.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы