Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 23 апреля 2024 г., вторник     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Генетики подбираются к образованию

01 марта 2012 22:59

Доктор психологии, директор Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона Юлия Ковас. Фото с сайта www.strf.ru
Доктор психологии, директор Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона Юлия Ковас. Фото с сайта www.strf.ru
Справка STRF.ru:
Юлия Ковас родилась в Санкт-Петербурге, окончила филологический факультет Государственного педагогического университета им. Герцена. Затем переехала в Англию и получила второе образование по специальности "Психология" в Биркбек-колледже Университета Лондона. В 2007 году защитила PhD в области поведенческой генетики в Центре социальной, генетической психиатрии и психиатрии развития Кингз-колледжа Университета Лондона под началом профессора Роберта Пломина, мирового лидера исследований генетики поведения. В настоящее время – доктор психологии, директор Международной лаборатории междисциплинарных инновационных исследований индивидуальных различий в обучении (InLab) Голдсмитс-колледжа Университета Лондона, руководитель лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Томского государственного университета, соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики Учреждения РАО "Психологический институт". Член Математического консорциума Национального института здоровья (США); долгое время возглавляет исследования генетически обусловленных различий в математических способностях в рамках британского проекта "Исследование раннего развития близнецов" (TEDS), автор многочисленных статей в ведущих научных журналах

Среди 39 мегагрантов, выделенных правительством России в рамках второго конкурса, только один относится к области психологии и когнитивных исследований. Его выиграла Юлия Ковас, специалист по поведенческой генетике из Великобритании, которая совместно с коллегами из Томского государственного университета (ТГУ) займётся в России уникальным проектом – изучением генетических предпосылок математических способностей.

Уже более 16 лет в Британии ведутся масштабные исследования влияния генов и среды на те или иные когнитивные различия между людьми путём сбора и анализа данных по всем близнецам, родившихся в Англии и Уэльсе в 1994–1996 годах. Данный проект получил известность как Twins Early Development Study (TEDS), и Юлия Ковас отвечает в нём за направление, связанное с пространственными и математическими способностями. В рамках мегагранта при Томском государственном университете уже создана лаборатория когнитивных исследований и психогенетики, в задачи которой входит составление Всероссийского школьного близнецового регистра, проведение тестирований и анализ собранной информации по близнецам новейшими молекулярными методами. Как считает Ковас, понимание природы индивидуальных различий изменит традиционные подходы к обучению и образованию, в результате чего выиграет всё общество – потенциал каждого человека будет раскрываться более полно и эффективно.

Почему Вы решили участвовать в конкурсе, как это вообще произошло и, главное, какие научные возможности появляются у Вас в этой связи?

– Я весьма впечатлена программой мегагрантов, так же как и мои заграничные коллеги. Сумма, выделенная российским правительством на данную программу, внушительная, и я убеждена, что это станет отличной инвестицией. В современных условиях наука развивается быстрее, будучи открытой. Большая часть российской науки не интегрирована в мировое научное сообщество, и мегагранты определённо способны эту ситуацию повернуть. Что касается непосредственно моей заявки, то она возникла как часть моей собственной исследовательской работы, а также в результате налаживания исключительно успешного и быстроразвивающегося сотрудничества с российскими коллегами – профессором Сергеем Малых и Татьяной Тихомировой. У нас общие интересы, позитивное отношение к делу, мы задаёмся одними научными вопросами и объединены стремлением подготовить новое поколение специалистов. Когда ещё один – крайне динамичный и активный человек, профессор Эдуард Галажинский – присоединился к нашей команде, стало ясно: вместе мы можем совершить нечто серьёзное в научном плане. Так что наша заявка – продукт общей заинтересованности.

Что касается конкретных возможностей, которые появляются у меня, как у учёного, в связи с этим грантом, то их две. Во-первых, изучение когнитивных способностей, мотивации и успешности в обучении может привести к огромным улучшениям в системе образования. Но произойдёт это только тогда, когда исследования в этой области выйдут за пределы корреляционных связей и станут междисциплинарными и кросс-культурными.

В России не существует близнецового регистра, а у нашей страны огромный потенциал для выявления многих важных закономерностей: огромное количество школ и близнецов.

Получив информацию о школьниках, а также проведя подробный анализ социокультурных и образовательных сходств и различий между российскими и британскими проектами, мы сможем ответить на многие интересующие нас вопросы. Более того, этот проект осуществляется в самое подходящее время, когда только-только появились новейшие методы проведения когнитивных и молекулярных исследований и обработки данных, а также сформированы новые интереснейшие гипотезы в области формирования различий в математических способностях, мотивации и когнитивных процессах. Все эти гипотезы мы сможем протестировать в ходе проекта.

Во-вторых, я твёрдо верю, что развитие науки зависит от хорошо поставленного процесса подготовки молодых учёных. Мне самой посчастливилось учиться в потрясающей лаборатории профессора Роберта Пломина, где молодым аспирантам предоставляются невероятные возможности для роста. Сейчас в собственной лаборатории, в Голдсмитс-колледже (InLab), я пытаюсь создать похожую атмосферу, где студенты и аспиранты постоянно учатся новейшим методам, делают презентации, участвуют в проектах по популяризации науки, разрабатывают новые гипотезы, работают над статьями – в сотрудничестве с международными коллегами. Такую же атмосферу я хочу создать и в томской лаборатории когнитивных исследований и психогенетики. В марте-апреле я приеду в Томск и начну работу со студентами и аспирантами. В июле мы проведём летнюю школу, а с сентября начнём еженедельные встречи, включая скайп-встречи с международными коллегами. Всё это приведёт к интернационализации – что будет отличной возможностью как для российских, так и для иностранных студентов. Мы планируем серию обменов студентов между лабораториями, стажировки и т.д. В общем, планов очень много.

Как распределены задачи в команде? За что будете отвечать Вы, а за что Ваши коллеги из Томска?

– Как главный исследователь проекта я отвечаю за его успех и, соответственно, курирую все его стороны. Профессора Сергей Малых и Эдуард Галажинский – также ключевые люди в проекте. Есть ещё несколько ведущих сотрудников, занимающихся отдельными направлениями. Команда в Томске уже частично сформирована, и мы начали работать над подготовкой студентов и аспирантов. Проект наш междисциплинарный и потребует взаимодействия генетиков, психологов, нейробиологов, практикующих преподавателей, экспертов в социодемографии, биоинформатиков и прочих специалистов. Весной я привезу в Томск команду молекулярных генетиков, и мы проведём серию обучающих курсов для наших томских коллег. В то же самое время я встречусь с каждым участником проекта и составлю для них индивидуальные программы по обучению, дальнейшему развитию и исследовательским задачам. Также мы планируем стажировки и курсы для каждого вовлечённого в наш проект. Обучение будет проходить на английском и русском (с переводом, когда это необходимо). Одна из целей, которую мы преследуем, состоит в том, чтобы более широко интегрировать наш проект и лабораторию в мировое научное сообщество. Так что от нас потребуется умение представлять нашу работу на английском языке в широкочитаемых научных журналах и на престижных конференциях. У нас уже есть отличная команда, с чёткой иерархической структурой, где руководители будут контролировать свои направления, такие как тестирование школьников, популяризация целей и результатов исследований, составление российского близнецового школьного регистра, сбор данных по регионам, обучение студентов и т.д.

Столкнулись ли Вы с организационными и коммуникационными трудностями в рамках программы мегагрантов? На что нужно обратить внимание людям, планирующим научную работу в России?

– На предварительных этапах проекта всегда приходится решать множество вопросов. Однако пока всё идёт достаточно гладко. Конечно, я бы предпочла, чтобы процессы шли быстрее. Весной я рассчитываю разобраться с остающимися организационными проблемами. Министерство образования и науки также оказывает нам поддержку. Думаю, большие международные совместные проекты в России пока ещё редкость. В этой связи те, кто планирует начать работу здесь, должны быть готовы к тому, чтобы с самого начала ввести чёткие правила и регламенты, относящиеся к проекту. Например, для нашей лаборатории в ТГУ мы учредили Международный консультационный совет, Комитет по научно-исследовательской этике, разработали процедуры сбора, хранения и обмена данными, планы по обучению – всё это обеспечивает необходимый контроль качества проведения исследований и оценку проекта независимыми специалистами.

У меня есть опасение, что некоторая часть общества подобный проект воспримет так: учёные найдут "гены одарённости", и это повлечёт дискриминацию по генетическому набору, плюс подготовит почву для евгеники, когда не имеющих "нужных" генов будут просто отбраковывать. Что бы Вы сказали этим людям? И сталкивались ли с подобной реакцией в Британии?

– Это очень хороший вопрос – я постоянно с ним сталкиваюсь. Со студентами на моём курсе "Генетика поведения" мы проводим регулярные семинары на тему значения исследований поведенческой генетики применительно к обществу и рассматриваем этические вопросы. Мой первый ответ – мы не должны прятаться от фактов. Гены влияют на нашу когнитивную деятельность и поведение, и понимание, как они это делают, будет исключительно полезным. Во-вторых, сегодня достаточно ясно, что эффекты генов реализуются посредством полигенных взаимосвязанных систем, которые настолько сложны, что генетический инжиниринг сложных черт поведения никогда не будет возможен. Однако можно использовать гены в качестве "информации" для повышения эффективности воздействия окружающей среды, по крайней мере, до некоторой степени. Генетические исследования также помогут исключить ложные гипотезы. Методы, учитывающие генетическую составляющую, позволят нам выяснить, какие условия среды влияют на обучение и какие условия среды взаимосвязаны либо коррелируют с генетическими эффектами.

Нет никакого смысла бояться генов: они – естественная часть нашего своеобразия, так что нам следует максимизировать их положительное влияние и минимизировать отрицательное, а сделать это мы сможем лишь в том случае, если поймём, как они работают.

Тема соотношения наследственности и среды уже многие десятки лет служит источником непрекращающихся споров, особенно в отношении когнитивных способностей человека. На Ваш взгляд, с учётом последних исследований, к какой позиции движется наука? Может, настало время сам вопрос "что первично: гены или среда?" переформулировать?

– Спор "наследственность или воспитание" окончен. Только невежда может отрицать влияние генов или окружения на мыслительные способности или поведение человека. При этом важно помнить, что мы говорим о роли генов и среды, проявляющейся в различиях поведения. Современная наука, такая как поведенческая генетика и геномика, совершила уже ряд прорывов в понимании этой роли. Например, сегодня мы понимаем, что большое число генов, каждый в отдельности обладающих очень слабым эффектом, вносит свой вклад в различия между людьми по любому данному признаку. Мы также знаем, что одни и те же гены могут проявляться по-разному в зависимости от окружения.

В течение нескольких ближайших лет мы определим множество генов, влияющих на различия в умственных способностях и поведении,

и тогда настанет момент, когда мы сможем реально начать работу, направленную на выяснение сложнейших механизмов, лежащих в основе формирования мозга – уникального для каждого человека. Тогда же мы ожидаем серьёзного продвижения в понимании того, как индивидуализировать процессы обучения и образования – так, чтобы они соответствовали когнитивному и поведенческому профилю конкретного ученика. Кросс-культурные исследования, учитывающие генетическую основу, такие как одновременное изучение близнецов в разных странах, также будут способствовать пониманию этих механизмов. Стоит отметить, что все известные исследования взаимодействия генов и среды объясняют лишь очень малую долю вариаций признака и нуждаются в повторении. Подводя итог, замечу, что постановка вопроса в виде "гены или среда" в свете текущих знаний уже неприемлема. Верно будет: "гены и среда", "гены на фоне среды" или "гены посредством среды" и т.д.

Тулинов Денис

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы