Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Создание Союзного государства с Белоруссией – вопрос национальной безопасности России

20 января 2007 12:58

Флаги России и Белоруссии, изображение с сайта cultradio.ru
Флаги России и Белоруссии, изображение с сайта cultradio.ru
Споры о цене за российский газ для Белоруссии или о размере платы за транзит российской нефти через белорусскую территорию (в рамках Союзного государства, при наличии "Соглашения между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования") настолько противоестественны, что от них просто отдает политической патологией. Словно некто невидимый и могущественный разворачивает вспять более чем 10-летнее историческое движение.

Словно и не убирали 26 мая 1995 года у белорусской деревни Речка символический пограничный знак в ознаменование ликвидации границы между двумя странами. Словно не участвуют сегодня в реализации союзных программ 8 тысяч российских предприятий. Словно не празднуем мы день 2 апреля как День единения народов Беларуси и России. Такое ощущение, что еще шаг – и произойдет открытый отказ от того единственно верного выбора, в котором коренится залог возрождения экономического и политического могущества двух славянских государств Восточной Европы...

ХХХ

Контракт о поставках российского газа в Белоруссию на 2007 год, подписанный 31 декабря 2006 года, было предложено считать "компромиссным", но суть его в том, что Газпром продиктовал белорусам цену газа "всего" в 2 с лишним раза выше прежней ($100 вместо $46,68 за тысячу кубометров), а первоначально назначал цену в $200 за 1 тысячу кубов (что равно цене российского газа для Германии). 100 долларов за тысячу кубометров газа – "это очень сложная, можно сказать неподъемная задача для белорусской экономики", – так прокомментировал условия "компромисса" премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский.

Означает ли это, что один из 19-ти нормативно-правовых актов Союзного государства – "Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования" – следует считать мертвой буквой? Безусловно, да: ведь статья 3 этого документа, подписанного 25 декабря 1998 года (в один день с Декларацией о дальнейшем единении Республики Беларусь и Российской Федерации), гласит, что в случае введения при взаимной торговле между двумя странами регулируемых цен (тарифов), стороны будут исходить из их величины "на внутренних рынках". Теперь об этом приходится окончательно забыть.

Сравнение с Германией особенно показательно. Еще в условиях прошлогодней цены рентабельность при поставках природного газа в Беларусь была у Газпрома выше, чем при поставках в Германию (соответственно, 130% и 110%). В том, что Газпром стремится "подравнять" союзную Белоруссию по условиям коммерции с Германией, логики, разумеется, нет никакой. Однако, дело в том, что предложения Газпрома Белоруссии вообще невозможно сравнить с чем бы то ни было. А. Лукашенко, выступая 29 декабря в Жлобине перед представителями российских и белорусских СМИ, привел следующие цифры (по его словам, их сообщил ему В. Путин): за транзит российского газа в Европу через польскую территорию Газпром платит Польше $4,5 млрд., тогда как Белоруссии – всего-навсего $120 млн. "Так какие проблемы? – восклицает А. Лукашенко. – Заплатите нам за транзит как положено, и мы у вас будем по немецкой цене покупать газ, как вы хотите".

ХХХ

Повышение цен на газ не осталось в Минске без ответа. С 1 января 2007 года правительство Белоруссии ввело таможенную пошлину на нефть, транспортируемую по нефтепроводам республики (в размере $45 за 1 тонну нефти). Решение мотивировано тем, "правительство России 8 декабря 2006 года в одностороннем порядке без надлежащего уведомления Белоруссии приняло постановление, согласно которому с 1 января 2007 на поставляемую в республику нефть введена вывозная таможенная пошлина" (шаг весьма чувствительный, если учесть, что через Белоруссию вывозится 50% всей российской нефти, направляемой европейским потребителям) 1. Этим, как было заявлено в Минске, Москва нарушила ряд действующих соглашений, в частности, протокол от 6 января 1995 года "О введении режима свободной торговли без изъятий и ограничений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией".

Утром 8 января транзит российской нефти по магистральному нефтепроводу "Дружба" через территорию Беларуси в направлении Польши и Германии, а также Украины был приостановлен, – ввиду того, как заявила белорусская сторона, что выявилось нарушение транспортировки сырой нефти через территорию Беларуси без уплаты пошлины. ("Российская компания "Транснефть" в нарушение действующего законодательства переместила через таможенную границу республики для последующего транзита в третьи страны с использованием магистральных нефтепроводов товар "нефть сырая" без таможенного декларирования и уплаты соответствующей пошлины", – сообщили белорусские СМИ).

ХХХ

Выступая в День единения народов Беларуси и России 2 апреля 2004 года, председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, председатель Государственной Думы ФС РФ Б.Грызлов говорил: "Об особой актуальности и чрезвычайной важности союзного строительства в современных условиях убедительно свидетельствуют геополитические изменения в мире, все последние события на международной арене. Вот и сегодня с нашим Днем единения по времени совпало вхождение в состав НАТО еще семи европейских государств, в том числе Латвии и Литвы, граница с которыми является границей Союзного государства. Это не может нас не тревожить. Складывающаяся ситуация в мире вынуждает нас принимать адекватные меры по обеспечению своей безопасности и наших ближайших союзников. Именно таким самым надежным и ответственным союзником России зарекомендовала себя братская Белоруссия".

Вопрос о цене на газ и пошлине на нефть в российско-белорусских отношениях не может быть замкнут в узко коммерческие рамки торговли энергетическими товарами. Это показало и подключение к дискуссии коммерсантов министра обороны России. Выступая 6 января перед гарнизоном Ракетных войск стратегического назначения в подмосковной Власихе, Сергей Иванов заявил: "Какие-то экономические, хозяйственные споры не должны повлиять на военное и военно-техническое сотрудничество между Россией и Белоруссией, между двумя братскими народами".

Заинтересованность министра обороны понятна. В Белоруссии расположены два важных российских стратегических объектов – РЛС "Волна" в Барановичах и пункт управления в городе Вилейка (Минская область), которые ретранслируют сигналы на российские корабли и подводные лодки в Центральной и Северной Атлантике. Эти объекты входят в состав Системы предупреждения о ракетном нападении и особенно важны для эффективного функционирования российского "ядерного щита" после уничтожения по требованию латвийской стороны аналогичного объекта в Скрунде. По оценкам экспертов, реальная стоимость аренды двух РЛС на территории Белоруссии может обойтись Москве в сумму более чем в 20 млн. долл. ежегодно. А затраты Беларуси на содержание системы ПВО, защищающей рубежи России, составляют, по оценке Миска, свыше 40 млн. долл. в год. Сюда же можно приплюсовать расходы по созданию и поддержанию пограничной инфраструктуры. По договору о совместных усилиях в охране государственной границы Белоруссии 1995 года Минск взял на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей госгранице с Латвией, Литвой, Польшей и Украиной (общая протяженность 2250 км), в результате чего у России отпала необходимость в создании пограничной инфраструктуры на белорусско-российском участке протяженностью 1239 км2.

Все это приходится считать. Вопрос о коммерческой выгоде Газпрома, который приобрел явно гипертрофированное значение, как ни старайся, не вырвать из общего контекста российско-белорусских отношений. Согласно подсчетам, по трассам Белоруссии движется до 70% российского несырьевого экспорта3. При перевозке грузов из России в страны Европы грузовые тарифы Белоруссии на 20% ниже аналогичных цен соседней Украины. От поставок из Белоруссии зависят 8000 российских предприятий4. В России порядка 3 миллионов рабочих и служащих имеют работу благодаря тесному экономическому сотрудничеству с Белоруссией5.

Есть расчеты, показывающие, что в случае утраты Белоруссии как союзника Россия будет вынуждена создавать с нуля аналогичную военную инфраструктуру стоимостью 21-25 миллиардов долларов6. По словам руководителя "Рособоронэкспорта" С. Чемезова, в Белоруссии сосредоточена примерно третья часть сборочных мощностей и исследовательских центров бывшего СССР в сфере вооружения и военной техники. Соответствующая продукция в рамках военно-технической кооперации поставляется без лицензирования, квотирования и взимания таможенных пошлин7. Подсчитывал ли кто-либо цену разрыва этих цепочек производственной кооперации?

Многие склоняются к тому в современной международной обстановке российский газовый монополист неожиданно выступил инструментом в руках той части российской политической элиты, которую не просто не устраивает Александр Лукашенко, но которая в принципе отторгает идею российско-белорусского Союзного государства. А это уже серьезно, даже очень серьезно. Мало есть вопросов, по поводу которых в российском обществе существовал бы столь прочный консенсус, как по поводу союза с Белоруссией. Провал в строительстве Союзного государства может стать крупнейшей, причем не имеющей объяснений неудачей нынешнего российского руководства, которая способна перевесить многие его успехи.
_____________________________________

1 В 2004 г. предприятия концерна "Белнефтехим" перекачали в страны Европы 84,2 млн т российской нефти. Гомельское и Новополоцкое предприятия по транспорту нефти обеспечивают до 80% экспорта российской нефти в Германию, Польшу, страны Прибалтики, Украину – Мировая энергетика. 1 декабря 2006 г.

2 Б. Хейфец. Россия и страны СНГ: долги, расчеты, взаимные претензии. // Россия и современный мир. 26 сентября 2005 г. № 3.

3 Россiя. 10 сентября 2002 г.

4 Парламентская газета. 21 июня 2006 г.

5 Экономическая и философская газета. 22 ноября 2006 г.

6 Л. Левицкий. Дружба сильна взаимностью. // Российская Федерация сегодня. 3 июля 2006 г. № 13.

7 Красная Звезда. 30 августа 2005 г.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции портала.

Андрей Арешев

источник: Фонд стратегической культуры

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы