Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru Министр образования Андрей Фурсенко решил поучить петербургских студентов уму-разуму. Несмотря на явно подготовленные немногочисленные "одобрямс", на полузакрытую встречу проникли и "лазутчики", задавшие одиозному чиновнику нелицеприятные вопросы.
Вход в ИТМО, где должна была состояться встреча, корреспондент "Росбалта" — (выпускник гуманитарного вуза, поэтому незнание входа в ИТМО простительно) – искал вместе с десятком студентов из самых разных вузов Петербурга. Официальный адрес был обозначен организаторами как Кронверкский, 49, однако вход в главное здание оказался прочно замурован, и реальный вход существовал с тыла – улицы Саблинской. Пока мы наматывали круги в поиска входа, корреспондент "Росбалта" поинтересовался у ребят, спешащих на встречу, откуда они о ней узнали и исходя из каких критериев их туда делегировали. Очевидно, что всякую "контру" на встречу с министром, в которого слишком много желающих запустить хотя бы яблоком, просто так не пропустят. Даже журналистов организаторы заранее предупреждали о корректности.
Выяснилось, что в каждом вузе все по-разному. Где-то на встречу выбрали явных паинек, которые затем благодарили Фурсенко за повышенную стипендию "как стимул к учебе" (так заявил студент Академии авиакосмического приборостроения). В других вузах (например, на ряде факультетов СПбГУ, известного еще с царских времен своим вольным духом) о встрече желающим просто сообщили, намекнув, что лояльность, конечно, приветствуется, но ложка дегтя в разумных дозах меда не испортит.
Пускали по спискам, зал заполняли примерно за полчаса до встречи. Рядом шушукались организаторы, обсуждая, можно ли запускать преподавателей и "резерв". Видимо, было нельзя, потому что "взрослых" там было один-два и обчелся, и то очевидные не "преподы", а организаторы, либо люди из совета ректоров СПб. Резерв, похоже, тоже не пустили, так как зал был заполнен лишь на треть. Зато в холле около раздевалок шла прямая трансляция встречи, и желающие могли посмотреть на своего гуру – но уже не задавая вопросов, конечно.
Министр начал с заявления о том, что его взгляды на науку и образование всем, конечно, известны, и предложил сразу перейти к вопросам, причем сам выбирал спрашивающих, исходя из принципа, как он сказал, гендерного равноправия — "мальчик-девочка" по очереди.
Студент ЛЭТИ Дмитрий поинтересовался, не планируется ли повышать стипендию, так как раньше на 40 рублей можно было как-то прожить, а сейчас на 1200 можно лишь доехать до вуза и съесть пирожок. Фурсенко заметил, что "мы справедливо хотим иметь больше и идем по пути повышения стипендионного фонда", однако, по его мнению, важно, чтобы стипендия, особенно повышенная, выплачивалась все-таки за какие-то достижения.
"В 2011 году по России 200 тысяч студентов получали стипендию в среднем по 8 тысяч. Однако надо сделать так, чтобы такую стипендию получали либо те, кто показывает лучшие результаты, либо испытывающие серьезные социальные проблемы", — заявил министр. Правда, насчет последнего варианта он признал, что для этого надо собрать такое количество доказывающих свои проблемы справок, что никакой стипендии уже не захочешь. Поэтому он считает, что сами студенческие организации на местах должны решать, кто реально заслуживает больших денег.
Будущий психолог из педуниверситета им. Герцена посетовала, что хотела бы работать в школе, но нет ставок, и поинтересовалась, когда ставка психолога будет уже в каждой школе. Андрей Фурсенко заявил, что вся политика министерства в этом направлении нацелена на то, чтобы школа сама распределяла свои фонды зарплаты. Если школа заинтересована в создании оптимальных условий для учащихся, то найдет ставки и психолога, и логопеда.
"Мы напрямую школами не командуем", — демократично заявил министр.
Вопрос студентки СПб Архитектурного университета Виктории Андрей Фурсенко сначала пытался было замять, спросив, всем ли интересно то, о чем говорит девушка. Выяснилось, что еще как интересно. А девушка поведала удивительную историю. Оказалось, что студенты-бюджетники, поступавшие на специалитет, а не на бакалавриат, вдруг сейчас, за полтора года до окончания вуза, таинственным образом из бюджетников превратились в платников, то есть бакалавров. И теперь, чтобы получить диплом, им надо доплатить за оставшиеся 3 семестра 225 тысяч рублей (по 75 тысяч за каждый семестр).
"Мы неоднократно обращались в Смольный, прокуратуру, минобразования. Везде нам говорили, что мы правы, но надо идти в суд. У нас осталось всего 2 недели!" — взмолилась девушка.
Фурсенко сказал, что ему об этой проблеме рассказали только вчера. "Я провел маленькое расследование внутри министерства… Следов нет. Но вы правы. Вы поступали на бюджетный специалитет, и перевод вас на бакалавриат неправомочен, — сказал министр. – Но я должен понять, откуда это идет, какие бумаги… Мне не хотелось бы доводить до суда. Не потому, что стыдно, а потому, что неправильно. В течение следующей недели вопрос решим".
Аспирант СПбГУ Николай Артеменко задал вопрос, на которой министр отвечал добрые минут 20, но на главный посыл аспиранта так и не ответил. А Артеменко спросил, не собирается ли Фурсенко в отставку, так как, по мнению аспиранта, за 10 лет его пребывания на посту министра ситуация с образованием в стране ухудшилась во много раз. Этот вопрос впервые за встречу вызвал в зале аплодисменты.
"Исходя из чего вы считаете, что ситуация ухудшилась?" — поинтересовался министр. Аспирант ответил, что отток умов на Запад возрос в разы.
"Откуда вы берете такую информацию?" — вновь спросил Фурсенко. Молодой человек сказал, что это открытые источники – СМИ, Интернет. А еще предложил министру съездить в Петергоф, где планировалось создать очередной наукоград.
"Вы съездите туда – ужаснетесь! – предложил Артеменко. – Все деньги идут сами знаете куда – куда президент предложил. А все прочие наукограды на грани полного обветшания… Материально-техническая база в жутком состоянии. Профессор СПбГУ получает 8 тысяч рублей – это его ставка. Можно прожить на эти деньги, как вы думаете?"
В ответ Андрей Фурсенко посоветовал молодому ученому не читать никаких газет и сообщил, что в 2005 году на образование было выделено 162 млрд рублей, а в 2011-м – 500 млрд.
"Сегодня ситуация точно не хуже. Вы можете ссылаться на разные источники, а я верю своему опыту. Вы говорите про 8 тысяч ставки преподавателя… Но различайте оклад, ставку и реальную заработную плату. У меня тоже оклад 31 тысяча рублей, а зарабатываю я 150 тысяч. Я считаю, что надо переходить от ставок к исчислению размера годового оклада. Но я убежден, что преподаватель вуза должен зарабатывать, заниматься наукой, получать гранты… Мы должны помогать стартовать, а дальше каждый сам кузнец своего счастья. Нельзя с детсада и до пенсии рассчитывать на то, что все дает государство", — заявил Фурсенко.
На вопрос об отставке министр обрнауки так и не ответил, но, судя по его пространному комментарию, это и было ответом.
Фурсенко немного прошелся по проблемам общежитий, однако тут же сел на любимого конька, заявив, что раньше соотношение студентов местных к иногородним было примерно 60 на 40, а сейчас – 66% иногородних и около 30 – местных.
"Это же все результаты ЕГЭ! И это правда! Кто бы раньше рискнул ехать в чужой город поступать в вуз? А сейчас все приезжают и поступают!" — заявил министр.
После этих слов зал застонал, захлопал и засмеялся. Но Фурсенко либо хорошо держит удар, либо заветные три буквы из него уже выбить ничем невозможно.
Студент бывшего ГУАПа Ян очень долго тянул руку, чтобы задать вопрос, а затем поблагодарил за повышенную стипендию как стимул к учебе. "Ну вы же поняли, это для баланса… Не все же меня критиковать…" — пошутил Фурсенко.
Министра просили также расширить права, льготы и возможности участия в студенческой жизни студентов-вечерников. На что Фурсенко заявил, что надо не их права расширять, а по возможности переводить вечерников в категорию "дневников", поскольку он убежден, что полноценное образование можно получить, учась только полноценный рабочий день.
"Вопрос не в том, что люди не могут по социальным показаниям учиться на дневном, а в нехватке мест", — сказал чиновник.
Основными глобальными проблемами Фурсенко считает проблемы здоровья, безопасности и проблему востребованности человека. Именно третий вопрос, по мнению министра, и призвано решить образование.
"Система образования не соответствует миру, в котором мы живем. И та страна, которая это первой поймет, будет лидером. Не надо делать кальку с подходов к образованию в других странах, а надо предлагать свое, новое!" — считает руководитель минобрнауки.
Еще чиновник считает, что у нас перекос в сторону тех, кто мечтает учиться за счет бюджета.
"На бюджетные отделения поступают 50% выпускников, это определенный перекос. Иначе подобный подход приведет к отсутствию конкурсности. Нагрузка на студентов у нас ниже, чем в других странах. Нашим учиться надо, пахать надо", — заявил Андрей Фурсенко.
Студенты приуныли: они-то знают, если министр что решил – сделает обязательно.