Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

"Сколково" поможет России монетизировать научный капитал

03 февраля 2012 22:05

Главный управляющий директор Фонда "Сколково" Стивен Гайгер. Фото с сайта www.bfm.ru
Главный управляющий директор Фонда "Сколково" Стивен Гайгер. Фото с сайта www.bfm.ru
Россия в течение пяти лет может войти в число мировых центров R&D в некоторых сферах исследований, заявил в интервью BFM.ru главный управляющий директор Фонда "Сколково" Стивен Гайгер

"2011 год со временем будут вспоминать как период, когда Россия всерьез взялась за монетизацию своего научного и интеллектуального капитала". Таково мнение главного управляющего директора Фонда "Сколково" Стивена Гайгера. В значительной мере это связано с тем, что в "Сколково" минувший год стал "первым полным годом практической работы", по определению американского бизнесмена и ученого. В интервью BFM.ru Стивен Гайгер подвел итоги этой работы, главным из которых стало привлечение в качестве стратегического партнера в создании нового университета СколковоТех самого передового и престижного научного института — MIT.

До того, как прийти в Фонд "Сколково" на должность главного управляющего директора, американец Стивен Гайгер был соучредителем и директором Masdar, правительственной программы по развитию технологий в Абу-Даби (ОАЭ) c бюджетом 15 млрд долл., создавал крупные компании в разных странах, работал в банковской и энергетической сферах в российском частном бизнесе. Имеет степень бакалавра MIT и MBA Wharton Business School.

"Важно понимать, что Массачусетский технологический институт (MIT) получает массу подобных предложений от практически каждой страны, но выбрали они Россию, "Сколково". И я думаю, стоит это подчеркнуть, что они приняли такое решение, так как видят здесь потенциал, видят интеллектуальное и научное наследие, — говорит Гайгер. — Уже есть официальное соглашение, новым президентом стал профессор MIT Эдвард Кроули".

В сфере исследований и разработок в 2011 году были подписаны соглашения с 13 ведущими технологическими компаниями мира о создании R&D-центров в "Сколково". В совокупности было выделено более 12 млрд рублей. Помимо финансовых ресурсов, речь идет и о примерно 1200 рабочих мест, связанных с R&D, в лабораториях

"Идеи, которые могут изменить мир"

Что касается собственно города, на его застройку потребуются годы. Сейчас ведется начальная застройка зданий, параллельно проектируются остальные участки Сколково, говорит Стивен Гайгер: "Понятно, что физическое строительство можно ускорять только до определенного предела. Мы работаем в максимальном разумном темпе".

Если говорить о предпринимательской среде, то есть об участниках, о пяти кластерах Фонда, то в 2011 году была превышена заданная планка: сейчас в экосистеме "Сколково" зарегистрировано более 330 участников, почти в два раза больше, чем ожидалось. Это 330 компаний-стартапов, предпринимателей, и "у некоторых из них, по нашему мнению, есть идеи, которые в перспективе могут изменить мир".

"Таким образом, я хочу подчеркнуть, что это был первый полный год работы совершенно новой организации в совершенно уникальной среде — среде инноваций. Мы надеемся развить успехи в 2012 году", — замечает главный управляющий директор Фонда.

"Сколково" пытается построить совершенно новую систему образования, исследований и разработок и коммерциализации инновационных технологий. В любой стране это связано с трудностями. У России есть несколько важных преимуществ, которые позволят добиться успехов там, где другие страны терпят неудачу. Первое и основное заключается в том, что Россия начинает не с нуля, у России на старте есть огромная научно-техническая база, сильная образовательная система, которая создает интеллектуальный капитал.

С другой стороны, проблема, которую "Сколково" пытается решить в России, — это традиционный разрыв между фундаментальными теоретическими исследованиями и коммерческим применением технологий. Это наследие советской системы, где все заказы поступали от государства, и после 1991 года рыночная система этот разрыв не ликвидировала.

Цель "Сколково", по определению Гайгера, — "создать экосистему и институты, создать более эффективную систему выявления перспективных направлений исследований, их поддержки и коммерциализации, то есть воплощения научных разработок в продукты и услуги, которые востребованы в России и на мировом рынке".

Главный управляющий директор Фонда признает, что есть "определенное сопротивление со стороны каких-то прежних звеньев", но выражает уверенность в том, что "при должной поддержке государства и при взвешенной стратегии, которую мы пытаемся проводить, мы можем рассчитывать на успех в создании новой модели образования, новой системы трансформации инновационных идей в реальные продукты и услуги, которые будут создавать реальные рабочие места в экономике".

Эффект MIT

Ядро любого успешного центра инноваций в мире — в Кремниевой долине, в Бостоне, в Сингапуре — составляют один или даже два-три научно-исследовательских университета мирового уровня. Университет абсолютно необходим, если мы рассчитываем на успех "Сколково", поскольку это та экосистема, которая станет источником передовых технологий и будет готовить новые кадры с совершенно другим видением.

Чтобы оценить потенциальный эффект, достаточно привести пример Массачусетского технологического института. Если суммировать стоимость бизнеса, создаваемого выпускниками MIT в тех компаниях, где они работают, то по экономическому вкладу в США и других странах это фактически одиннадцатая крупнейшая экономика мира. Таким образом, если новый университет будет успешным, это принесет экономический рост России и миру.

СколковоТех в полном масштабе заработает осенью 2014 года; тогда же будут запущены образовательные программы в учебных корпусах. Потребуется не менее трех лет на то, чтобы построить здания, укомплектовать и подготовить профессорско-преподавательский состав и привлечь учащихся. Пока формируется первоначальный профессорский штат; на несколько месяцев (до года) их отправят проходить дополнительную подготовку в кампусе MIT. Потом преподаватели вернутся в "Сколково" и приступят к работе осенью 2014 года. До того времени они будут проводить семинары, вести исследования. Кроме того, у "Сколково" есть еще Открытый университет, это виртуальный университет, который сейчас активно работает, организует лекции, семинары.

"Сколково" хочет создать в будущем новую систему образования, которая может даже превзойти модель MIT. Имея возможность строить с нуля, можно проектировать все в соответствии с потребностями экономики 21 века.

Есть еще такой важный аспект. В большинстве международных университетов исследования финансируются либо правительством, либо частными корпорациями. В России бизнес не очень активно вкладывает в научные разработки в университетах. Таким образом, еще одна цель — перенести в Россию модель исследований, проводимых на средства корпораций. Она в перспективе прочит большие преимущества бизнесу. Когда компании смогут финансировать проекты в университетах, а потом применять научные наработки в своих нефтегазовых или алюминиевых проектах, это принесет огромную пользу российской экономике.

Но существуют и другие предпосылки для участия частного бизнеса. Это, прежде всего, финансовые стимулы, 10-летние налоговые каникулы по налогу на прибыль, сокращение примерно на две трети социальных отчислений с фонда оплаты труда. На это могут рассчитывать инвесторы, все, кто получает статус участника или статус партнера "Сколково". Льготные финансовые условия предусмотрены в российском законодательстве. Предусмотрено также освобождение от таможенных импортных пошлин на оборудование для лабораторий, занимающихся R&D.

Помимо финансовых льгот, вероятно, даже более важна возможность взаимодействовать на единой площадке с лучшими научными сотрудниками и исследователями, использовать академические связи "Сколково" по всему миру, связи с венчурными фондами, с крупными компаниями — лидерами технологичной отрасли, возможность отправлять сотрудников на обучение в новый университет.

Кем хочет быть Россия: Apple или Китаем?

Но кто воспользуется плодами этих разработок и не утекут ли они в другие страны? По мнению Гайгера, это вопросы четкого понимания трансфера технологий, которые даже в США и Европе не всегда уяснены.

"Главным источником создания стоимости многие считают промышленность. Возьмем, к примеру, iPhone от Apple. Китай, который производит аппараты iPhone, получает лишь 2% прибыли [от их продажи], в то же время Apple, являющаяся разработчиком и обладателем интеллектуальных прав на iPhone, зарабатывает более 50%. И вопрос в том, хочет ли Россия быть в данном случае Китаем или компанией Apple и зарабатывать, соответственно, 2% или 50%", — говорит Стивен Гайгер.

Можно разрабатывать объекты интеллектуальной собственности, защищать интеллектуальные права и затем передавать их по лицензии или использовать в производстве самостоятельно. В первую очередь вместе с российскими властями "Сколково" задает политику и процедуры в сфере интеллектуальной собственности для участников Фонда. Во-первых, нужно, чтобы они понимали, что у них есть интеллектуальная собственность, которая может быть реализована и которую нужно защищать. Во-вторых, нужны активные государственные программы, такие как проект "Сколково" и другие, которые позволят продвигать российскую интеллектуальную собственность на мировой арене.

В этом смысле Фонд после того, как в прошедшем году были решены основные организационные задачи, в нынешнем году намерен стратегически заниматься созданием бренда "Сколково" в России и трансформацией его в глобальный бренд.

Когда речь заходит о глобальных инновациях, прежде всего, на ум приходят Кремниевая долина, Сингапур и так далее. Наша задача в том, чтобы и "Сколково" знали в мире как один из центров инноваций. Это непростая задача. Нужна методичная, согласованная маркетинговая программа по повышению известности бренда. Цель, в конечном счете, сводится к расширению участия в проектах.

Если вы рассчитываете привлечь самых перспективных разработчиков, которые могут выбрать любое направление и уехать в любую страну, то нужно соответствовать мировым стандартам и обеспечивать высокое качество. Здесь нет простых коротких путей. Именно в этом суть бренда "Сколково": открытость, прозрачность и справедливость, международные стандарты и качество. Мы понимаем, что, продвигая бренд "Сколково", мы продвигаем бренд России как направления, где создаются инновации, где идеи трансформируются в реальные продукты, где можно генерировать экономический стоимостный эффект.

"Я раньше занимался созданием глобального бренда инноваций в Масдар-сити в Абу-Даби, — вспоминает Стивен Гайгер. — Потребовалось примерно три года, чтобы создать бренд, хорошо известный целевой аудитории в тех сегментах, на которые мы, прежде всего, ориентировались. В основном это крупные корпорации, научные круги, правительства и венчурный капитал. Этого же мы пытаемся добиться и в данном случае".

Через 5 лет Россия сможет войти в число ведущих центров R&D

По мнению главного управляющего директора Фонда, Россия уже в ближайшие годы сможет войти в число мировых центров инноваций. "Проблема в том, как экономически рационально и надежно получить доступ к российскому интеллектуальному потенциалу. И наша задача в "Сколково" — как раз создать систему правил и норм, сформировать среду, которая позволит использовать этот исследовательский ресурс, чтобы, например, крупнейшая западная корпорация могла найти талантливого ученого из Новосибирска, и выделить финансирование через "Сколково", чтобы фонд венчурного капитала смог вложить средства в проект талантливого предпринимателя из Томска. Наша цель в "Сколково" сократить издержки процесса поиска интеллектуальных ресурсов, а также снизить риски инвестирования в них".

Сильная поддержка правительства и законы, которые помогали бы генерировать и защищать инвестиции в права интеллектуальной собственности, а затем предлагать их не только российским, но и зарубежным инвесторам, — вот что может создать новую среду, в которой Россия сможет позиционировать себя как одно из мировых направлений R&D.

"Я полагаю, здесь удастся добиться успехов, — резюмирует Гайгер. — Сроки оценить трудно, но не думаю, что на это потребуется десять лет, полагаю, в течение пяти лет можно вывести Россию в число ведущих центров R&D в некоторых сферах исследований в наших стратегических направлениях".

Наталья Бокарева

источник: BFM.RU

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы