Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 22 декабря 2024 г., воскресенье     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Образование и социальная политика

02 февраля 2012 22:48

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Фото с сайта http://rosmu.ru
Публикуем выступление Министра образования и науки Андрея Фурсенко, состоявшееся на Гайдаровском форуме "Россия и мир: 2012-2020" в рамках пленарной дискуссии "Новая социальная политика" 20 января.

– Обсуждая новую социальную политику, следует, наверное, начать с той системы ценностей, которая превалирует в обществе сегодня и будет превалировать завтра. Главные ценности – это здоровье, безопасность, востребованность.

Каждый человек заинтересован в том, чтобы иметь хорошее здоровье, получать качественные медицинские услуги, лекарства. С этим же связаны другие аспекты качества жизни человека: нормальное питание, жилье, отдых. Добавил бы сюда и вопросы экологии: сохранение природы и среды обитания человека, создание "зеленой" энергетики и производство экологически чистых продуктов питания.

Безусловной ценностью является безопасность граждан. Имею в виду как защищенность от терроризма и любой агрессии, так и защищенность от техногенных катастроф. Причем речь идет не только о личной безопасности отдельных граждан, но и всей страны, да и мира в целом. Только так человек чувствует себя комфортно и имеет возможность строить долгосрочные жизненные планы.

Думаю, что по мере развития российской экономики, улучшения качества жизни во всех перечисленных аспектах, значение востребованности в жизни человека будет возрастать.

Что я понимаю под востребованностью? Остановлюсь на трех моментах.

Во-первых, востребованность экономикой, которая подразумевает соответствие возможностей, способностей, компетенций человека требованиям или запросам этой экономики.

Сегодняшняя реальность России – это практически всеобщее высшее образование (его получают 80 процентов молодых людей). С одной стороны, это благо, так как образованные люди – это большая продолжительность жизни, меньший уровень преступности и асоциального поведения. С другой стороны, образованные люди – это повышенные запросы к уровню своего благосостояния и качеству жизни. Они ждут от государства рабочие места, привлекательные не только с точки зрения зарплаты, но и с точки зрения интересной, творческой деятельности и перспектив своего развития. В противном случае, образование превращается в "камеру хранения", при выходе из которой возникает чувство дискомфорта, ведущее к социальной дестабилизации.

Как отметил в недавней статье в газете "Известия" В.В. Путин, не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место.

В ближайшее десятилетие должно быть создано 25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования. Причем не только по дипломам об образовании, но и по сути соответствующих требованиям этих рабочих мест. Это общенациональная задача, для которой нужно строить государственную политику, консолидировать усилия бизнеса, создавать наилучший деловой климат.

И в этом смысле эффективная социальная политика предполагает ответственность государства не только в части определения целей и приоритетов развития, но и информирования граждан о том, какие массовые профессии будут востребованными с точки зрения перспектив развития в экономике завтрашнего дня как российской, так и мировой.

Ответы на эти вопросы можно сформировать только в тесном сотрудничестве как с реальным сектором экономики и бизнесом, так и публичным сектором, являющимся в России крупнейшим работодателем. Социальная ответственность бизнеса должна определяться не столько величиной софинансирования, сколько непосредственным участием вначале в формировании заказа на подготовку кадров, затем в процессе обучения, наконец, в трудоустройстве. При этом, конечно, существуют определенные риски в том, что работодатели формируют свое представление о квалифицированных кадрах на основе экономики сегодняшнего, а порой и вчерашнего дня.

Для обеспечения корреляции между кадровыми потребностями и системой подготовки кадров мы меняем (ужесточаем) систему госзаказа, вводим целевую контрактную подготовку. Приводим содержание образования в соответствие с реально востребованными навыками и компетенциями. Напомню, что еще в 2006 году Министерство инициировало закон об обязательном участии работодателей в разработке образовательных стандартов, а затем и профессиональных стандартов.

Считаю, что многие задачи принципиально решены. Все последние годы мы формируем тесные связи вузов с реально существующим бизнесом, производством. Изменился ландшафт системы образования. Выделены и поддержаны лидеры – группа ведущих вузов, к управлению которых активно привлекаются представители реального сектора экономики. Члены наблюдательных советов вузов от бизнеса, промышленности перестают быть "свадебными генералами".

Принципиальный шаг сделало Министерство образования, запустив комплекс мероприятий, направленных на кооперацию вузов с промышленностью и бизнесом. Причем мы предложили ряд нестандартных, новых инструментов. Например, при реализации инновационных проектов в рамках 218-го Постановления финансировали не университеты напрямую, а предприятия с тем, чтобы стимулировать кооперацию при развитии инновационных исследований в вузах в интересах этих предприятий.

К инструментам сотрудничества я бы отнес и программы инновационного развития компаний, техплатформы, систему базовых кафедр.

Кстати, понятие базовой кафедры – это наше достижение, наше российское ноу-хау. Модель была реализована впервые Иоффе в Ленинградском Физтехе, который был с одной стороны академическим НИИ, а с другой стороны "базовым" факультетом Политехнического института. Затем эта модель успешно развивалась Московским Физтехом. Причем важно, что современными "базами" выступают не только академические институты или оборонные предприятия, но и бизнес-структуры.

Реализуются инструменты для развития инновационной инфраструктуры вузов и развития предпринимательской активности. Мы поддержали эту деятельность и законодательно, и финансово. Я имею в виду закон 217-ФЗ, Постановление №219.

Уже появилась плеяда ребят, обученных в университетах основам инновационного предпринимательства. Они получили поддержку по программам УМНИК и СТАРТ ещё на студенческой скамье, а сейчас имеют собственный неплохой бизнес. Это и интернет-компании, привлекающие международных инвесторов, и фирмы с приличным объёмом продаж, зарабатывающие на открытом рынке на приложениях инновационных технологий.

Участники перечисленных проектов состоялись, они нашли свое место в современной экономике и, хотя государство участвовало в реализации этих планов, результатов они добились сами, благодаря своей собственной энергии.

Говоря об инновационных секторах экономики, мы не должны забывать, что инновации это все-таки не что, а как. В этом плане те отрасли, в которых Россия имеет конкурентные преимущества (уникальные возобновляемые и невозбновляемые природные ресурсы, огромная территория), могут и должны стать инновационными и в этом качестве определить перспективный сектор экономики, а значит и привлекательные со всех точек зрения рабочие места.

Второй момент. Востребованность естественно не исчерпывается исключительно экономическими факторами. Востребованный человек – это человек социальный, активно участвующий в развитии общества. И здесь бы мне хотелось сказать о значении образования вообще, и, в частности, гуманитарного образования.

Мы часто противопоставляем техническое и гуманитарное образование. Ставка на технический прогресс как единственную основу прогресса общественного является иллюзорной. Одним из признаков развитого информационного общества стало соотношение технического и гуманитарного секторов в структуре научного знания. В качестве примера можно сравнить структуру расходов на исследования и разработки гражданского назначения в России и Европе. Доля финансирования технических наук в России (45 процентов) более чем в 2 раза превосходит европейские показатели (20 процентов), а в медицинских, общественных и гуманитарных науках в 3 раза меньше, чем во всех странах ЕС в целом.

В сфере развития образования и науки нам необходимо последовательно выходить за пределы технократического сценария, уходить от отраслевого разделения к конвергенции знаний. Сегодня самые интересные исследования в науке не разделяются по направлениям: например, нано-био-информационно-когнитивные технологии невозможно однозначно отнести к естественнонаучной или к гуманитарной сфере.

Думаю, что вопрос правильной социализации человека зависит от того, насколько он воспринимает единство мира и знаний. Мы много спорили об этом, обсуждая стандарты старшей школы – должны ли школьники изучать отдельные дисциплины или конвергентные области знаний.

Умение рассуждать, формулировать свои мысли за пределами устоявшихся взглядов – вот главные результаты современного конвергентного образования, безусловно имеющего междисциплинарный и наддисциплинарный характер, одинаково актуальные и для будущего историка, и для будущего физика. И давать соответствующее представление об устройстве мира как единого целого надо как можно раньше, чуть ли не с детского сада.

Наконец, третий момент востребованности. Человек должен жить в мире с самим собой. Эта тема особенно сложная, так как мир у каждого свой. Я бы сказал, что мир с собой наступает, когда человек не то чтобы удовлетворен имеющимися возможностями, но понимает, что усилия, которые он затрачивает на достижение определенной цели, не будут потрачены впустую. Человек живет в мире с собой, если у него есть чувство самодостаточности, если обеспечивается его потребность в саморазвитии.

Необходимо признать самоценность образования, когда люди идут учиться потому, что им это интересно, им нравиться прилагать усилия, чтобы узнавать и осваивать что-то новое. Без этого невозможно говорить о росте креативных профессионалов, ибо креатива не бывает без личностного роста.

Желание самореализации сегодня в мире актуально как никогда. И социальные сети так популярны именно потому, что каждый человек может быть легко услышан и оказаться в центре внимания. Но и риски замены материальной (реальной) жизни на виртуальную при этом возрастают многократно.

Коллеги! Ситуация в современной жизни коренным образом отличается от той, что была еще совсем недавно, когда государство почти полностью определяло вектор развития личности. В советские времена такой подход определялся существующими порядками, а в начале нулевых делегирование полномочий государству подавляющим большинством граждан, в том числе в области построения социальной политики, было с одной стороны естественным ответом на состояние развития экономики, а с другой стороны готовностью государства взять на себя ответственность.

Сегодня вопрос выживания не стоит, более того достигнутый уровень развития кажется незыблемым. И в этой новой ситуации, в новой социальной политике человек в качестве приоритета ставит свое личное участие. Поэтому государство должно перейти от патерналистской политики предоставления и реализации готовых решений к расширению возможностей и созданию условий для их реализации.

Оптимальная социальная политика должна создавать совокупность таких условий, в которых человек мог бы деятельно функционировать. Соответственно, одной из ее составляющих должно быть максимальное вовлечение граждан во все социальные процессы, в том числе в системе образования.

В этом плане Министерство сегодня уделяет гораздо больше внимание участию студентов, аспирантов, молодых ученых в организации и самоорганизации как студенческой жизни (спортивных и культурных мероприятий, распределения стипендий и общежитий), так и профессиональной деятельности (гранты для молодых ученых, создание малых и средних предприятий). На это направлены как конкретные проекты федеральных целевых программ, программ развития малого и среднего предпринимательства, так и требования к стратегиям развития вузов.

В качестве примера отмечу, что в рамках ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" только за один 2011 год в выполнении около 6000 научно-исследовательских работ приняли участие более 36000 молодых ученых, аспирантов и студентов. В рамках реализации 217-ФЗ вузами создано 1265 малых инновационных предприятий, в которых большая часть рабочих мест занята молодыми людьми.

Поэтому одним из важнейших приоритетов новой социальной политики должна стать ориентация общества в целом и каждого человека в отдельности на деятельные позитивные изменения. Без создания и развития такой среды многие цели и задачи новой социальной политики едва ли будут достигнуты и решены. Именно в такой среде можно перейти от сложившейся патерналистской модели отношений между государством и обществом к модели социального партнерства, которая обеспечивает взаимную ответственность государства, общества и отдельных граждан за результаты социального развития.

Важно отметить, что создание такой среды в национальном масштабе возможно как "сверху" (если она приобретет государственные идеологические очертания), так и "снизу" на микроуровне. На микроуровне именно система образования сможет приобщить человека к "правильным" социальным коммуникациям, сформировать "правильную" среду, реализовать модель социального партнерства государства и общества, социального лифта.

Система воспитания, обучения и профессиональной подготовки людей, соответствующих требованиям экономики будущего, является ключевой во всем мире. Именно те страны, которые сегодня успешно решат задачу реформирования системы образования, завтра станут мировыми лидерами. Это не российская, а общемировая проблема, которую мы постоянно обсуждаем с моими зарубежными коллегами – министрами образования из разных стран. В российской системе образования сделано уже немало. Понимая, что система должна изменяться постепенно, реформы внедряются медленно, но это та максимальная скорость изменений, которую мы можем себе позволить. При этом мы не копируем чужие модели или свои прошлые достижения, а последовательно развиваем новое российское образование для новой России.

Андрей Фурсенко

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы