|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Диагноз власти27 января 2012 22:56
Какой видит российская и европейская элита вызовы, стоящие перед нашей страной? От ответа на этот вопрос не в последнюю очередь зависит и стратегия развития, и то, какое будущее будет ждать Россию в ближайшее время. Эти вопросы неизбежно попали в повестку форума в швейцарском Давосе, который проходит в эти дни. Ответы, надо сказать, требуют некоторого осмысления. Как поведала граду и миру главный редактор "Ведомостей" Татьяна Лысова, на устроенном Сбербанком деловом завтраке глава Сбера Герман Греф предложил оценить собравшимся — а в их числе были крупные иностранные инвесторы, российские бизнесмены и чиновники — оценить, какие вызовы на сегодня стоят перед Россией. Попали в число потенциальных "угроз" "усталость от действующих политических элит", "недостаток доверия в обществе", "низкая эффективность властей" и так далее, всего 9 пунктов. И по мнению зала, как повествует главред "Ведомостей", оказалось, что тремя главными вызовами для России являются коррупция, чрезмерный госсектор и устаревшая политическая система. Это в порядке убывания, за лидера голосования — коррупцию — проголосовали порядка 24 процентов собравшихся. А при оценке эффективности российских властей по шкале от 1 до 9 лишь 1,5 процента поставили власти девятку. Причем выяснить, кто эти оптимисты, модератору завтрака Грефу так и не удалось. Зато первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов уточнил, что ни он, ни помощник президента Аркадий Дворкович в эти полтора процента не попали — другие оценки оба поставили. Вообще "низкая эффективность властей" в рейтинге вызовов заняла почетное четвертое место с результатом под 12 процентов. Примечательно, насколько российская элита придерживается невысокого мнения о качестве государственной машины и бюрократического аппарата. Можно конечно полагать, что в Давос ездят сплошь "либералы из власти", но и в этом случае любые прекраснодушные оценки бурного развития страны в 2000-е стоит, мягко говоря, корректировать. А попытки повышения эффективности правительства, его инициатив по огосударствлению крупного бизнеса и его же борьбу с коррупцией следует признать если и не в конец провальными, то уж как минимум не давшими ожидавшегося результата. Интересно и то, что в активное недовольство граждан собравшиеся пока не верят и "электоральная усталость" в число лидеров не попала. Элита, таким образом, вполне отдает себе отчет, что бюрократия (как в собственно сфере госуправления, так и в госсекторе экономики) неэффективна и воровата, а сами механизмы управления не могут этого исправить. Ценное признание от "соли земли", от тех, чьими руками собственно и делается российская экономическая политика. Однако в данном случае мы имеем дело с той ситуацией, когда признание проблемы — вовсе не является шагом к лечению болезни. Поскольку для преодоления костной бюрократической системы нужна, как минимум, реформа системы госуправления. А здесь на повестке дня уже возникают всяческие нетривиальные вещи, вроде отказа от системы ручного управления, установление независимости судов, санация и профессионализация чиновного корпуса. Не говоря уже о базовых и дорогих вещах, типа адекватной системы образования (иначе откуда возьмутся, пусть в перспективе невороватые чиновники?). И как подступиться к решению этих проблем мало кто представляет. К тому же на любое "а" одной части госаппарата (в том числе и высшего чиновничества) немедленно следует "б", "в" и даже "я" от других представителей элит. Менеджеры госкомпаний уверены в незыблемости именно их способа хозяйствования, пусть и неэффективного. Силовые органы полагают любую транспарентность вредной, а угрозы собственным ведомственным и материальным интересам выдают за угрозы безопасности страны вообще и власти в частности. Региональные элиты требуют от центра денег в том или ином виде и им вся эта эффективность вообще по барабану. И так далее. Это все ставит крест на попытках властей привлечь некие инвестиции, ускорить в условиях мировой стагнации и падения внутреннего спроса рост национальной экономики или создать некий международный финансовый центр в Москве. Да и "лучшим людям в бюрократическом аппарате" в конечном счете выгодны и "ручное управление", и относительная "размытость функционала", когда формальные полномочия мало что значат, по сравнению с аппаратным весом, и суды, которые могут принимать политически мотивированные решения. Иначе собственно система власти вряд ли будет работать. Так консенсусный "диагноз" российской полит-экономической системе в Давосе, скорее, напоминает сеанс психотерапии.
Михаил Захаров
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |