|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
В России взялись за таланты25 января 2012 16:35
От коллектива авторов с докладом выступил ректор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" (НИУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов. Прежде всего он обратил внимание на определение одарённости, которое даётся в документе. "Это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одарённый (талантливый) ребёнок, подросток, молодой человек выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности". На сегодняшний день в России не создана отлаженная система по выявлению и поддержке талантов. Авторы концепции отмечают целый ряд проблем. В частности, не сформирован государственный и социальный заказ на развитие одарённых детей; не отработаны методики по их выявлению; отсутствует система подготовки преподавателей для работы с талантливыми учениками, для этого выделяется недостаточно ресурсов и т.д. Сложившаяся в стране система олимпиад не справляется с декларируемой задачей по выявлению талантов, убеждён ректор НИУ ВШЭ. "Олимпиады ориентированы на внеконкурсное поступление школьников в вузы, – считает Ярослав Кузьминов. – Известно, что на муниципальном и региональном этапах отбора побеждают свои люди. Что касается ЕГЭ, то и его нельзя считать инструментом для раскрытия одарённости. Ещё летом мы предлагали ввести два уровня экзамена, один из которых – с повышенной степенью сложности для учеников, которые увлечены предметом и хотят продемонстрировать свои знания".
Справка STRF.ru: Если в школе и учреждениях дополнительного образования ещё хоть как-то занимаются отбором и поддержкой талантов, то в вузах этой теме и вовсе не уделяют должного внимания, уверен Ярослав Кузьминов. Не лучшим образом обстоят дела и после вуза. Во многих организациях у молодых специалистов зачастую нет возможности себя проявить. Именно поэтому таланты уезжают за границу. В других странах им предоставляют не только больший заработок, но и – что важно – обеспечивают привлекательную интеллектуальную среду. В разработанной концепции предлагается целый комплекс мер, которые помогут справиться с проблемами поиска и развития в России одарённых детей и молодёжи (к последней категории отнесены люди до 30 лет в сфере искусства, до 35 – науки и образования, до 21 – в спорте). Ярослав Кузьминов подчеркнул, что миссия государства в этом вопросе заключается в том, чтобы обеспечить равные условия для выявления и поддержки талантов независимо от социальных и материальных возможностей их семей. Среди конкретных мер можно отметить, например, введение в курсы педагогики и психологии, которые штудируют в вузах будущие учителя, раздела "Одарённые дети". Также предусматривается выделение студентам и молодым профессионалам персональных грантов за достижения в науке, культуре и спорте. Увеличение стипендии аспирантам при условии сокращения приёма в очную аспирантуру. В системе интеллектуальных состязаний авторы концепции считают необходимым расширить их тематику, в том числе развивать межотраслевые олимпиады. Нужно активнее привлекать к ним младшеклассников. Продумать систему стимулов для участников этих соревнований. Увеличить представительство России на международных олимпиадах. Развивать систему интеллектуальных и профессиональных состязаний среди студентов. Искать и поддерживать таланты будет специально созданный Координационный совет при правительстве России. Средства для этого поступят из федерального, региональных бюджетов и от частных лиц в фонд, который обяжут публично отчитываться обо всех расходах. Замминистра образования и науки РФ Максим Дулинов отметил, что в тексте концепции не совсем чётко прописано, на чём предстоит сделать акцент: на работе с талантами в специализированных учебных заведениях (лицеях, гимназиях, интернатах) либо в массовой школе. Требует обсуждения, по его мнению, и вопрос расширения тематик Всероссийской олимпиады школьников, проводимой под эгидой Минобрнауки России. "Мы считаем, что в этой олимпиаде надо всё оставить без изменений. А дополнительные тематики развивать в вузовских олимпиадах (РСОШ)", – сказал Дулинов. Замминистра сообщил, что на сегодняшний день в Минобрнауки России поступили замечания к концепции из 35 субъектов РФ, а также от различных ведомств. В начале февраля в обобщённом виде их передадут рабочей группе Дворковича. В дальнейшем, видимо, предполагается вынести документ на общественное обсуждение. Для этого будет создан специальный сайт.
Муравьёва Марина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |