|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Гранит науки под названием Физтех15 декабря 2011 16:53
Летом 1950 года ФТФ был распущен. Но академикам-основателям ФТФ удалось напрямую обратиться к И.В.Сталину и убедить того в необходимости для страны вуза нового типа. В результате приказом министра высшего образования СССР от 1 октября 1951 года был создан Московский физико-технический институт. О феномене Физтеха с журналистом Александром КУЗНЕЦОВЫМ беседует ректор МФТИ, член-корреспондент РАН Николай КУДРЯВЦЕВ. – Николай Николаевич, в чем главная особенность нового подхода в подготовке научных кадров, который впоследствии был назван системой Физтеха? – В системе Физтеха два принципиальных момента. Первый – то, что во время обучения студенты выполняют серьезные научные работы большого объема, причем делают они это не в стенах вуза, а в лучших научных институтах и организациях. В обычном вузе на дипломную работу отводится полгода, она делается в этом же вузе, и подчас это просто формальная процедура, имеющая слабое отношение к настоящей науке. В Физтехе же студент проводит в лабораториях и конструкторских бюро без малого три года. Подобная система со временем прижилась в Новосибирском университете, в некоторых других вузах нашей страны, и мы гордимся этим. Второй конек системы Физтеха заключается в том, что для преподавания как специальных, так и общих дисциплин широко привлекаются совместители, активно занимающиеся научной работой. Так было с самого основания Физтеха, это остается фундаментальным принципом и сегодня. Важно, что на всех кафедрах, в том числе высшей математики и физики, работает много совместителей, то есть даже фундаментальные предметы подаются с "научным привкусом". – В юбилей принято подводить итоги. Сколько всего выпускников вышло из стен МФТИ? – За время существования Физтех выпустил 33 тысячи специалистов, из которых более 15 тысяч стали кандидатами наук, 6 тысяч – докторами. Более 150 выпускников Физтеха – академики и члены-корреспонденты АН СССР и РАН, два нобелевских лауреата, трое – космонавты, один народный артист, есть и олигархи. Вот последний список "Форбс" самых успешных российских предпринимателей, построивших свой бизнес c нуля. Среди них шесть – выпускники Физтеха: Игорь Олейников – недвижимость, Лев Леваев – недвижимость, Валентин Гапонцев – производство волоконных лазеров, и так далее… А это десятка всемирно известных ученых: Андрей Гейм, Константин Новоселов, Станислав Смирнов… Точно не могу сказать, но четверо – точно выпускники Физтеха… Впечатляет? Ведь мы же – небольшой вуз! На 11 факультетах учатся всего около 4 тысяч человек. – Списки "Форбс", конечно, впечатляют. Но все упомянутые там успешные ученые и бизнесмены работают или ведут свой бизнес за рубежом. Злые языки даже говорят, что Физтех готовит научных работников для лабораторий США и Западной Европы. – Что касается отъезда наших выпускников за границу… Проблема, конечно, существует. Массовый отъезд за рубеж начался в 1990-х годах и достигал в то время где-то 15% в течение двух лет после окончания института. Сейчас утечка мозгов существенно снизилась – до 3–5%. И, на мой взгляд, это нормальная величина. Почему продолжают уезжать? Раньше были низкие зарплаты. Сейчас с зарплатами, слава богу, ситуация значительно улучшилась. Активно работающий ученый имеет вполне приличный доход. Я подчеркиваю, активно работающий. Он получает зарплату в своем институте, кроме того, есть возможность получить гранты – российские и международные. А гранты сегодня, я скажу вам, будь здоров какие… Вообще сегодня нужно быть предельно объективным в отношении к нашей науке. Перекосы в сознании, импульсивные высказывания о состоянии науки в России, которые иногда приходится слышать, вызывают лишь раздражение. Ведь в российской науке за последние годы произошли очень существенные изменения. Не обошли они, конечно, и Физтех. До 1990 года половина кафедр МФТИ была в институтах Академии наук. Академия была нашим единственным системным партнером. Сегодня по-прежнему институты РАН остаются нашими главными партнерами (примерно 55 академических кафедр). Но в последние годы мы активно развиваемся и в другом направлении. Были открыты новые кафедры в коммерческих организациях, в таких компаниях, как "Российская венчурная компания", "Роснано". – В национальном исследовательском центре "Курчатовский институт" есть три физтеховские кафедры. Раньше выпускники этих кафедр были одним из основных источников пополнения научных кадров этого института. Сегодня, насколько я знаю, выпускники Физтеха в Курчатнике работать практически не остаются, хотя средний возраст сотрудников там критический, под 60. Почему это происходит? – Хочу вас немного поправить. У нас в Курчатовском институте действительно три кафедры и один факультет. Это факультет нано-, био-, информационных и когнитивных технологий (ФНБИК), который был организован на базе Института естественных наук и экологии (ИНЕСНЭК), коммерческого института, созданного академиком Спартаком Тимофеевичем Беляевым. Мы его приняли в структуру Физтеха и трансформировали в новый факультет. В Курчатовском институте ситуация сегодня тоже перестроечная. Его тематика в определенной степени меняется. Ряд задач уходит, ряд добавляется. Появился Центр нано-био, в котором ребята с удовольствием остаются. Там современное оборудование, интересная работа. Про средний возраст вы, конечно, правильно заметили, но речь идет о некой трансформации тематики Курчатовского института. – А что, традиционные области исследований, скажем, термоядерные, больше не нужны? – Изучением термоядерных проблем там занимался отдел. Он и сейчас существует, в Пахре токамак был создан… – Один из моих приятелей-физиков как-то сказал, что, если хочешь получить финансирование, обязательно в план исследований нужно вставить "нано-"… – Безусловно, это не мода. Новые направления будут определять научно-технический прогресс на многие годы вперед. Что касается термояда, насколько я понимаю, работа в этом направлении ведется. Есть определенные планы, связанные с европейским токамаком. Это очень ресурсоемкая область, и пока что идет накопление знаний. Скажем, поставить себе цель сделать работающий реактор через 5–10 лет нельзя. В свое время была большая эйфория. Казалось, еще чуть-чуть, и токамаки, и лазерный управляемый синтез заработают. – Однако ведь мы с нетерпением ждем вестей из Ливермора (США), где на "Национальной установке лазерного синтеза" вот-вот должны получить первые термоядерные микровзрывы. Значит, не все так безнадежно? – Да, мы ждем экспериментов, которые должны подтвердить наши теории, но до практической реализации еще очень-очень далеко. – На Физтехе в разные годы преподавали восемь нобелевских лауреатов, среди его выпускников еще два, одному – Владилену Степановичу Летохову, пионеру в лазерном охлаждении, Нобелевскую премию не дали вообще по непонятным причинам. В этом году все ожидали, что ее получит еще один физтех – Виктор Георгиевич Веселаго (увы, этого не произошло). Выпускники МФТИ признаны как в России, так и на Западе. Но ни в одном из трех ведущих мировых рейтингов вузов Физтех не присутствует. – Каждый рейтинг преследует определенные цели. Ну, скажем рейтинг Times Higher Education создан, чтобы продвигать американские университеты, Шанхайский – чтобы продвигать китайские… Они занимаются своими проблемами. Чтобы они занимались еще и вашими проблемами, нужно самому активно себя продвигать. Физтех – вуз небольшой, и объективно ему трудно конкурировать с огромными университетами. В рейтингах, конечно, надо участвовать, но на это пока не хватает сил. Нужно объяснять составителям рейтингов, что студенты Физтеха работают в научных организациях под руководством ведущих ученых, что это и есть "большой" Физтех. Они же склонны принимать за Физтех только наше небольшое "ядро" в Долгопрудном. – По важнейшим параметрам Физтех очень схож с французским элитарным университетом "Эколь политекник". Следует ли развиваться в таком направлении или вам ближе опыт Массачусетского технологического института (МТИ), с которым Физтех также часто сравнивают? – Я думаю, что Физтех в определенном смысле более широк, более гибок. Какие-то его факультеты развиваются в направлении "Эколь политекник", какие-то ближе к МТИ. Что касается направлений развития Физтеха, то они на ближайшую перспективу определены. На мой взгляд, сейчас Физтех переживает свое второе рождение. Во-первых, потому что он стал очень популярен и широко известен не только в России, но и далеко за рубежом. Такого раньше не было никогда. И известен он стал благодаря нашим выпускникам. В том числе тем, которые уехали за границу. За очень короткое время они себя зарекомендовали с самой хорошей стороны. Во-вторых, и у нас в стране появилось больше возможностей проявить себя. Расширился спектр задач и направлений для приложения интеллекта, и выпускники Физтеха все чаще стали проявлять себя в самых разных, в том числе и в неожиданных, сферах. Мы очень органично вписались в этот поворот, поскольку стремление к новому, необычному, часто парадоксальному всегда было в физтеховской крови… Тесная связь с Академией наук дает нам возможность готовить специалистов для любых наукоемких отраслей. Сейчас, например, мы создаем фарм-биокластер… – Кстати, меня удивило, что базовая кафедра Физтеха появилась в Институте скорой помощи имени Склифосовского. – Эта кафедра на факультете общей и прикладной физики существует с 1968 года. Только раньше она была в Институте трансплантологии и искусственных органов РАМН. Возглавлял ее наш известнейший хирург Валерий Иванович Шумаков, на многие годы опередивший время. После смерти Шумакова кафедру возглавил его правая рука – Могели Хубутия, и мы перенесли административный центр в Институт Склифосовского. Сама же кафедра взаимодействует с десятком российских исследовательских медицинских центров. Сейчас биофизика, биология выдвинулись на самые передовые рубежи. Вопросы, связанные с фармакологией, медициной, микробиологией, требуют глубокого физического подхода. Года четыре назад я был в немецком Центре Юлиха, объединяющем 54 исследовательских института. Два из них – теоретические. Так вот, директор одного из этих институтов рассказывал об исследованиях физиков-теоретиков своего института. Как вы думаете, что они исследуют? Они исследуют клеточные мембраны! Моделируют поведение этих мембран при различных воздействиях. У нас это направление пока что сильно отстает. А это как раз обещает следующий революционный скачок в медицине. Помимо всего прочего следует сказать, что современная медицинская диагностика невозможна без сложных приборов, тех же томографов, ультразвуковых сканеров. Все это – плоды труда физиков.
– Не идет ли такое развитие Физтеха в ущерб традиционной фундаментальной физико-математической подготовке? Количество часов на математику мы не уменьшаем. Но у нас достаточно напряженный график – если говорить откровенно, почти на пределе возможностей. И чтобы студент успешно занимался научной работой, что-то нужно ужать. Например, в связи с созданием нового факультета – инноваций и высоких технологий – необходимо вводить новые дисциплины. Программа по физике по объему там немного сокращена (но по насыщенности – отнюдь нет). Мы думаем над тем, чтобы сократить программу физики для факультетов, где требуется больше математики, чтобы дать возможность глубже изучить дискретную математику, компьютерные науки… Однако мы трепетно сохраняем тот краеугольный камень, от которого отходить нельзя. Программа фундаментальных дисциплин на первых трех курсах всех факультетов практически одинакова. Хотя сейчас мы хотим несколько дифференцировать программу по физике. Мы приняли во внимание мнение тех же физиков. Они говорят так: если студент хорошо знает математику, информатику, то физике мы его всегда научим. Физтех устроен следующим образом: его фундамент состоит, грубо говоря, из двух гранитных блоков. Первый – обучение на младших курсах. Вам нужно внедрить в головы фундаментальные дисциплины, и не просто чтобы вы их усвоили, а чтобы вы их поняли, вникли, уяснили взаимосвязь, казалось бы, разрозненных явлений, научились самостоятельно анализировать… А второй – специальное обучение на старших курсах, в основном копирование навыков, умения, мастерства научного руководителя. Именно на этом и зиждется Физтех.
Александр Кузнецов
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеAnatoly Rykov
В мире властвует ВРАЩЕНИЕ. Во Вселенной все объекты вращаются. Массы всех частиц и античастиц есть вращение магнетизма в разные стороны. Масса электрона вращается в одну сторону, масса протона – в противоположную. Аннигиляция массы электрона и массы позитрона происходит при ПРЕКРАЩЕНИИ их вращения, они компенсируют друг друга и массы перестают существовать, обращаясь в магнетизм структуры вакуума.
Вселенная обладает энергией, равной const. Энергия только меняет свою сущность, переводя магнетизм структуры вакуума в массы и анти массы и обратно при сложившихся обстоятельствах. То, что все микрочастицы обладают магнетизмом – это хорошо известно, только надо понять, что это значит. А означает то, что существует электромагнитный вакуум, образованный электрическими зарядами (+) и (-) величиной 1.60217646263е-19 кулон и потоком магнитной индукцией Ф=4.8032042е-18 вебер. Электричество обеспечивает силы гравитации по формулам Ньютона и Кулона, магнетизм обеспечивает рождение всех масс частиц и античастиц парами: электрон+позитрон по формуле Однако в физике это не получило необходимой интерпретации и физика до сих пор оперирует ложными понятиями Эйнштейна и Фейнмана. Добавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |