|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Студентов никто не ждёт на практику29 ноября 2011 14:37
Только бумажки заполнять "Наши выпускники приходят в больницы и просто не могут лечить, – говорит Виктория Тишакова, студентка 5 курса Московского государственного медуниверситета им. Сеченова. – Они хорошо всё знают в теории, но не владеют практическими навыками. За всё время учёбы у меня не было ни одной четвёрки; теорию я знаю блестяще. Но если мне дать скальпель с иголкой и зажим в руки, я буду простейшую операцию выполнять 3,5 часа, хотя обычно она занимает не более 30 минут. Просто потому, что нам это не разрешают делать. Я пишу в отчёте, что 8 раз присутствовала на операции и была вторым ассистентом, хотя на деле ни разу не была на операции". Максимум, что студентам разрешают на практике, – делать выписки из историй болезни, возмущается Виктория. Иногда – на обход сходить вместе с врачами, да и то – всё мельком. "У нас ребята бывают счастливы, когда попадают в процедурные и перевязочные кабинеты, – говорит Дмитрий Прокопьев, студент 4 курса Челябинской медицинской академии. – Это значит, ты будешь что-то делать своими руками, увидишь много новых болячек. У тебя прибавится знаний (не теоретических, а практических). Если ты попадаешь в терапевтические стационары, что там остаётся? Транспортировка пациента, раздача таблеток. Бумажной работы очень много в поликлиниках: выписки, приёмы". Студенты жалуются, что на практике предоставлены сами себе. "У нас был случай, когда мы пришли в больницу к 9 утра и просто так просидели 2,5 часа, – рассказывает Виктория Тишакова. – Три раза подходили к заведующей в кабинет. И в ответ слышали: “У неё осмотр!” Студенты брошены, до них нет никому дела. Хотелось бы, чтобы на практике или заведующий отделением, или главврач больницы давали чёткие распоряжения своим подчинённым, что, если студенты приходят, с ними надо работать". Дмитрий Прокопьев предлагает перенимать опыт западных стран. Интерны там проходят многоплановые стажировки, которые включаются в вариативную часть учебного плана и длятся в течение всего семестра или года. Студент работает в медучреждении, получает некий денежный бонус. Но главное – приобретает опыт и возможность для потенциального трудоустройства. С риском для жизни Энергетики, которые оканчивают вуз и получают только теоретические знания, в прямом смысле слова рискуют своей жизнью, если пойдут работать на профильные предприятия, считает выпускник Казанского государственного энергетического университета [b]Артур Гибадуллин [/b (специальность "электроснабжение промышленных предприятий"). "Меня поражает, что в технических вузах страны нет практики, – говорит Артур. – На бумагах у нас была так называемая “производственная практика” – мы ходили на предприятия, нам там ставили печать. За время моей учёбы в вузе нас один раз вывозили на ТЭЦ, показали: эта установка так-то называется, а другая – вот так. И всё. Мы, будущие технические работники, должны своими руками всё пощупать, понять, как там всё работает. Вместо этого сидели в кабинетах и решали задачи. Да, это полезно и нужно для сдачи экзаменов, но не для будущей работы. Лично я бы не пошёл работать на профильные предприятия, потому что история моего профессионального роста могла бы закончиться там плачевно". Артур поступил в аспирантуру Государственного университета Министерства финансов Российской Федерации. Своё будущее собирается связать с экономическим или политическим профилем. Михаил Мишнёв тоже не пошёл работать на производство – после окончания Российского технологического госуниверситета им. К. Э. Циолковского (МАТИ) поступил в аспирантуру. Скорее всего, свяжет свою жизнь с прикладной наукой. "В технических вузах подготовка специалистов по большей части теоретическая, – утверждает Михаил. – Студенты не занимаются никакой практикой, руками ничего не делают: не собирают установки, не разбирают приборы. Я учился на технологическом факультете (первый факультет – авиационно-технологический). Практика у нас была всего один раз, после 3-го курса, якобы в течение месяца. На самом деле – 4 дня. Ездили на экскурсию в “Сатурн” (предприятие в Лыткарино, занимающееся авиационными двигателями)". В каждом вузе должны быть специальные структуры, которые занимались бы вопросами практики и в целом – "инструменталкой", считает Михаил Мишнёв. Должно стоять оборудование, на котором ребята могли бы начинать работать в вузе, а потом уже идти на предприятия. Последних понять можно – если они принимают неподготовленных студентов, то велика опасность, что они испортят какую-нибудь заготовку. Те же самые авиационные двигатели – это достаточно серьёзное производство. Оно скрупулёзно рассчитано. Делать партию из ста лопаток, которые уйдут в брак? Это крайне невыгодно. Получается, что студенты выходят из университетов совершенно неподготовленными практически. Это инженеры, которые ни разу ничего сами не сделали. "Думаю, 80 процентов, если не 90, – это именно такие случаи", – предполагает Михаил. Аспирант Московского авиационного института Павел Хромченко считает, что проблема не только в отсутствии заинтересованности со стороны предприятий, но и в немотивированности самих студентов: "Предприятия хотят получить адекватных, целеустремлённых учащихся. А те в большинстве своём не очень хотят чему-то учиться. Известно, что на многие технические специальности вузы не могут набрать сильных студентов. Ещё одна проблема – тематика практик почти не меняется. Как её утвердили 10 лет назад, так она и переходит из года в год. А темы надо корректировать, подстраивать под современные интересы производства". Кто заплатит за практику Как воспринимают проблему практик вузовские сотрудники и что намерены делать для её решения. Завкафедрой порошковой металлургии МАТИ Александр Лозован согласен с аспирантами – всё упирается в промышленность: "У предприятий должен появиться интерес к сотрудничеству с вузами. Если они выполняют совместные проекты, тогда и студенты нужны. Если же общей работы нет, тогда какой им смысл на три недели принимать учащихся, заниматься с ними, тратить время. Сегодня многое зависит от состояния предприятия. Если оно стабильно развивается, то там понимают, что без кадров будущее не построишь, поэтому тратят силы на организацию практики. Если же предприятие борется за выживание, то работа со студентами только отвлекает". Практика – это задача и ответственность вуза, считает Виктор Привалов, проректор по развитию и дополнительному образованию Королёвского института управления, экономики и социологии: "Надо формировать базы практик. У нас на начальном этапе развития института тоже были с этим проблемы. Постепенно налаживали связи. Эту систему сотрудничества надо подпитывать соответствующими соглашениями, совместными проектами. Наши студенты проходят практику на градообразующих предприятиях – РКК “Энергия”, корпорации “Тактическое ракетное вооружение”, ОАО “Композит” и других. На некоторых предприятиях созданы наши базовые кафедры, подписаны договоры. Студенты вуза должны хорошо себя зарекомендовать, чтобы у предприятия на следующий год было желание и стимул опять работать с этим учебным заведением". Надо очень серьёзно подходить к подбору баз практики, соглашается с коллегой Александр Киричек, руководитель отдела производственной практики и трудоустройства молодых специалистов МГТУ им. Н. Э. Баумана. В общей сложности вуз сотрудничает с 200–300 предприятиями (авиационно-космического и оборонного профиля). У МГТУ базы практики проверенные: это предприятия, которые себя зарекомендовали на протяжении многих лет. "Мы не пренебрегаем и коммерческими организациями, – говорит Александр Киричек. – Но они должны быть действующими, а не лежащими на боку". Вторая проблема (после баз практики) заключается в подборе соответствующего руководителя практики, чтобы он во всём помогал студентам. Несмотря на статус бауманского института и в целом благополучную ситуацию с практикой и трудоустройством, даже у этого вуза случаются сбои. Как объяснил Киричек, связано это с нестабильностью работы некоторых предприятий. К примеру, поменялась форма собственности. Когда заключали договор на практику, прогнозировалось, что никаких проблем не будет, а они возникли. Или у какого-то предприятия появился новый руководитель, который вдруг решил брать с вузов деньги за практику. А у вузов, как правило, деньги на эти цели не предусмотрены. Но такие прецеденты крайне редки, и обычно удаётся найти выход из ситуации. Наши студенты нарасхват Чтобы не получилась слишком мрачная картина (да и справедливости ради), надо сказать, что не все студенты жалуются на плохую практику. Соответственно, есть вузы, которым удаётся выстроить отношения с бизнес-партнёрами и заинтересовать их своими учащимися. "У нас была интересная программа практики, – уверяет выпускница НИТУ “МИСиС” Дарья Логачёва. – В рамках одной практики мы должны были посетить как минимум три предприятия, связанные с нашей тематикой, но касались её различных аспектов. Например, предприятия по металлообработке и ряд предприятий, которые занимались последующей доработкой металлов. В вузе очень строго подходили к вопросам организации практики, заранее утверждалась программа. Мы точно знали, что должны сделать и для чего это делается. Потом защищали свои результаты. Я думаю, во многих технических вузах проблемы с практикой связаны с кризисом в промышленности, в сфере производственных технологий. Но сейчас постепенно ситуация восстанавливается. Так что я думаю, и практиканты в скором времени опять будут нужны". Владимир Шпаков, начальник отдела организации практики и трудоустройства Томского политехнического университета (ТПУ), утверждает, что выпускники его вуза востребованы и находят себе работу в разных регионах России и даже за её пределами: "На сегодняшний день у нас более 100 стратегических партнёров. Всего же в этом году своих выпускников устроили на 500 предприятий, причём не только Томской области. У нас заключены договоры с компаниями европейской части России, Дальнего Востока и со странами бывшего Советского Союза (СНГ). Около 30 процентов выпускников уезжают работать за пределы Томской области. Второе место после Сибирского федерального округа занимает Москва, далее – Уральский округ и где-то 3 процента приходится на Казахстан. Кстати, по итогам практик многие студенты трудоустраиваются на данные предприятия". В этом году 93 процента выпускников ТПУ устроились на работу по специальности. В целом по университету на одного выпускника приходилось 1,6 заявки от компаний. По отдельным специальностям – 2 и более. Самые востребованные – физико-технического факультета и энергетического института. В чём интерес бизнеса Судя по комментариям студентов, аспирантов и вузовских работников, проблемы с практиками объясняются кризисом российской промышленности и незаинтересованностью предприятий. Со студентами готовы работать только сильные компании, которые понимают: без притока молодых кадров у них, по большому счёту, нет будущего. Этот вывод подтверждают результаты опроса, проведённого исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru этим летом. По его данным, больше половины российских компаний (66 процентов) принимают студентов на стажировку. Для них это продуманный HR-шаг – инвестиции в своё дальнейшее развитие. Учитывая эти данные, нельзя сказать, что бизнес не проявляет никакого интереса к подготовке кадров. Другое дело, что и вузам надо идти навстречу компаниям. Выстраивать с ними отношения, договариваться о совместных проектах и исследованиях, доказывать, что их студенты могут оказаться интересны и полезны. Только в этом случае, наверное, удастся добиться результата. Ну а по мере выздоровления российской промышленности возрастёт и потребность в кадрах.
Муравьёва Марина
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |