|
||||||||||||||||||||||||||||
Все права защищены и охраняются законом. Портал поддерживается При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна! Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru. © Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.
|
Преподавателей закрепят за вузами29 ноября 2011 14:30
"Для того чтобы деньги налогоплательщиков не были растрачены впустую, нужны единые критерии оценки вузов, – рассказала обозревателю "НГ" генеральный секретарь Союза ректоров Ольга Каширина. – Они должны включать какие-то управленческие параметры и стимулы, мотивирующие вузы развиваться в том направлении, какое выгодно государству, чтобы потом не изобретать велосипед на ходу… Сегодня есть параметры аккредитации, но они достаточно формализованы. Например, есть общежитие, а какое – не важно". Или есть преподаватели, но не учитывается, сколько из них штатные, а сколько – совместители. В разработанных параметрах разработчики постарались все эти нюансы учесть. В перечень критериев конкурса на выполнение госзаказа вошли такие, как доля выпускников вуза двух предшествующих году приема лет, работающих на полную рабочую ставку на тех предприятиях, с которыми у вуза заключен договор о содействии в трудоустройстве выпускников. Предлагается учитывать и такой момент, как доля студентов, проходивших зарубежную стажировку; доля студентов, привлеченных к работе в малых хозяйственных обществах вуза; доля студентов, имеющих патенты. Важен, по мнению составителей, объем доходов вуза от внедрения студенческих разработок, приходящихся на одного студента, количество упоминаний студентов вуза в периодических научных изданиях, российских и зарубежных. Перечень критериев допуска вузов для участия в конкурсе на распределение контрольных цифр приема предусматривает: материально-техническое обеспечение образовательного процесса, обеспеченность кадрами, работающими на полную ставку. Ценится наличие научного потенциала у образовательного учреждения в соответствии с учетом доли научных и педагогических работников, среднего количества упоминаний за год в научных изданиях. Разумеется, условия конкретизированы. Например, доля дохода вуза от научной деятельности должна быть не менее 20%. Уровень подготовки абитуриентов в соответствии со средним баллом ЕГЭ всех зачисленных за два года и на бюджетные места должен составлять не менее 50 баллов. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса оценивается в соответствии с долей учебных часов, отведенных на лабораторные занятия. А их должно быть не менее 50%. Доля очных мест, обеспеченных учебной и методической литературой, находящейся в собственности вузов, должна составлять не менее 20%. Все эти пороговые значения, объясняют эксперты, имеют свои веские обоснования. Например, вопрос преподавателей-совместителей. "Мы считаем, что важна полная занятость преподавателя. Это не вопрос крепостного права на преподавательский труд. Просто надо вести студента и в образовании и науке, и самому заниматься наукой", – поясняет Ольга Каширина. "Важно не то, что преподаватель закреплен за одним вузом, – считают авторы проекта, – важно, что его занятость распределена таким образом, чтобы он увлекал студента не только в рамках учебного курса, но и в рамках научной деятельности. Если он занят сразу в нескольких вузах, то это скажется на качестве образования, которое он дает студентам. Такое совмещение возможно в рамках одного места работы… Возможно, кому-то престижно, что к ним приходит читать лекции преподаватель какого-то брендового вуза, но ведь и такое "поточное чтение лекций" – это не образование". Введение критериев, считают в Союзе ректоров, свидетельствует, во-первых, о том, что бюджетные деньги нельзя тратить нерационально. Второй момент связан с тем, что введение подобной меры даст государству обратную связь. "Сейчас очень развито своего рода "наперстничество", – рассказывает Ольга Каширина. – Кто громче кричит, тот и более заметен. Рынок же между тем требует не базара, а объективной внешней оценки качества работы вуза". Государство должно вкладываться в те вузы, которые дают качественное образование". Понятно, что высших заведений, отвечающих предъявленным требованиям, не так уж много. Это означает, что большая часть вузов существенно недополучит бюджетные деньги. А это, в свою очередь, означает, что многие из них будут лишены возможности встать на ноги. "Не совсем так, – уверена Ольга Каширина, – государство дало таким вузам шанс, учредив конкурс среди них на лучшую программу развития. Выигравшие получат по 100 миллионов рублей на свое развитие... К нам приходят сообщения из регионов, что ректоры воодушевлены этим событием. Во многих вузах сейчас формируются специальные подразделения, которые будут заниматься разработкой программ".
Наталья Савицкая
источник:
Последние материалы раздела
ОбсуждениеДобавить комментарийОбсуждение материалов доступно только после регистрации. |