Интернет-портал интеллектуальной молодёжи
Главная     сегодня: 7 ноября 2024 г., четверг     шрифт: Аа Аа Аа     сделать стартовой     добавить в избранное
Новости Мероприятия Персоны Партнеры Ссылки Авторы
Дискуссии Гранты и конкурсы Опросы Справка Форум Участники


 



Опросов не найдено.




Все права защищены и охраняются законом.

Портал поддерживается Общероссийской общественной организацией "Российский союз молодых ученых".

При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на http://ipim.ru обязательна!

Все замечания и пожелания по работе портала, а также предложения о сотрудничестве направляйте на info@ipim.ru.

© Интернет-портал интеллектуальной молодёжи, 2005-2024.

  Дискуссии « вернуться к списку версия для печати

Вузы и бизнес: в поисках общего языка

28 ноября 2011 16:01

Директор Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгений Князев. Фото с сайта www.strf.ru
Директор Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгений Князев. Фото с сайта www.strf.ru
Корпоративный сектор не всегда понимает модели управления и подходы, которые используют вузы при взаимодействии с предприятиями реального сектора экономики. С такой проблемой столкнулись победители конкурса Минобрнауки России по кооперации вузов и бизнеса (в рамках постановления правительства РФ № 218). Как оптимизировать управление научной и инновационной деятельностью вузов для эффективного взаимодействия с корпорациями, обсудили эксперты на первой конференции R&D-директоров, организованной Московской школой управления "Сколково" при поддержке Российской венчурной компании.

Проблемы стыковки

Минобрнауки России, анализируя ход выполнения проектов по конкурсу, проведённому в 2010 году на основе постановления правительства РФ № 218, обратило внимание на возникающее у корпоративного сектора непонимание моделей управления и подходов к НИОКР в вузах. По словам заместителя директора Департамента стратегического развития Минобрнауки России Михаила Попова,

некоторые вузы, заявив о потенциале партнёрства с компаниями, порой не могут ответить на их запросы.

Это, как считает чиновник, "влечёт за собой неисполнение вузами программ инновационного развития".

По договорённости с Минобрнауки России, РАНХиГС и НИУ ВШЭ провели опрос среди руководителей вузов, научных сотрудников и аспирантов, чтобы выяснить, как стратегии развития вузов влияют на взаимодействие с высокотехнологичными крупными корпорациями. По словам проректора РАНХиГС Александра Климова, 64 процента респондентов подтвердили, что исследования и разработки проводятся вузами в соответствии с утверждёнными стратегиями развития. Кроме того, 43 процента опрошенных оценивают стратегии как достаточно долгосрочные – с горизонтом развития от 5 до 10 лет. Половина респондентов оценивает опыт взаимодействия вузов с корпорациями как хороший (большая часть целей достигнута); 28 процентов – "на удовлетворительно" (достигнута меньшая часть целей). И только 9 процентов рассматривают результаты как отличные (все поставленные цели достигнуты). "Отлично" и "хорошо" осведомлены о потребностях российских корпораций 26 процентов участников опроса, "удовлетворительно" – 25 процентов, "неудовлетворительно" – 21 и "крайне неудовлетворительно" – 19.

По мнению директора Центра университетского менеджмента НИУ ВШЭ Евгения Князева, результаты опроса показали, что у каждого "своя правда" – вузы и предприятия говорят на разных языках. Вузы должны заниматься фундаментальными и прикладными исследованиями, подготовкой кадров, бизнес – производством. "Надо функционально определять сферы взаимодействия вузов и предприятий и ставить перед ними задачу: найти общий язык", – подчеркнул он.

Проблема, связанная с постановлением № 218, по мнению директора научно-исследовательского центра ОАО "Вертолёты России" Дмитрия Подорящего, заключается в том, что предприятия, с одной стороны, "должны обеспечить выполнение научно-исследовательских работ с вузом", а с другой – внедрить технологии в производство. Выполнение второй части задачи затруднено тем, что

уровень зрелости разрабатываемых вузами технологий недотягивает до необходимого для запуска их в серийное производство,

поскольку вузы далеки от реальных производственных проблем. В итоге превышаются сроки разработки, растут риски компаний.

С таким мнением согласился ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета "ЛЭТИ" Владимир Кутузов: "Проблема как раз заключается в том стыке, где реализуются ОКРы и подготовка к производству".

В поисках взаимодействия

Для решения возникающих в ходе взаимодействия вузов и предприятий проблем предлагается ввести в вузах должность проректора/директора по инновациям, который будет заниматься контрактами на научно-исследовательские работы, а также выделить в структуре вуза специально подготовленную группу людей (так называемый центр компетенций), которые займутся переводом идей вузовских исследователей на язык компаний.

По мнению ректора Новосибирского государственного технологического университета Николая Пустового, в вузах надо создавать систему, которая работала бы с научными заказами и включала анализ рынка заказов, технологических заделов и взаимодействия с предприятиями. Такая же система должна быть и в корпорациях. Ректор предложил корпорациям обратить внимание на малые инновационные предприятия при вузах, созданные по 217-ФЗ.

Директор Института нефти и газа Сибирского федерального университета Николай Довженко полагает целесообразным создание на базе вуза инновационного центра компании, который может заниматься прототипированием. Возглавить его должен человек, который работал в компании и знает вузовскую науку.

Идею создания при вузах инжиниринговых компаний поддерживает ректор Казанского национального исследовательского технологического университета Герман Дьяконов. КНИТУ совместно с "Роснано" пытается создать такую компанию, которая будет заниматься не только проектированием (в составе уже 15 лет работает проектный институт, ранее относившийся к "оборонке"), но и разработками технологий, продажами лицензий и поставками оборудования.

"Если нам удастся создать межвузовские сетевые центры контрактного прототипирования, подключив туда дизайн-центры с помощью крупных корпораций и наших партнёров, тогда мы будем конкурентоспособными и сможем завоевать те самые позиции, которые ждёт от нас бизнес", – убеждён ректор СПбГЭТУ "ЛЭТИ". Такие центры помогут "оперативно и гибко реализовывать фазу ОКРов под заказы предприятий". Ещё одно предложение – создание межвузовских консорциумов с предприятиями. Возглавляемый Кутузовым вуз входит в научно-образовательный консорциум с предприятиями радиоэлектронного комплекса Санкт-Петербурга, состоящий из пяти вузов и около 15 предприятий. В консорциуме осуществляется и кадровое сопровождение нового производства.

Диалог между вузами и предприятиями возможен только на соответствующих уровнях, уверен Евгений Князев. Он предлагает взаимное вхождение руководителей в состав коллегиальных органов вузов и компаний, например, в попечительские советы вузов, а также активное использование технологических платформ.

Как считает Дмитрий Подорящий, к вузам надо подключать компании-проектировщики, которые "будут готовы взять на себя обязанность организации производства, для того чтобы снять эту проблематику с вузов".

Чтобы в вузе правильно понимали, чем нужно заниматься, там должны опираться на понятные "дорожные карты" корпораций с долгосрочным планированием технологической деятельности.

Тогда вузам будет легче сориентироваться в том, "какие технологические решения следует развивать". В ОАО "Вертолёты России" есть программа, в которой обозначены направления развития вертолётостроения до 2020 года. Дмитрий Подорящий также предложил создать площадку, объединяющую интересы вузов и корпораций, наподобие FP7 в Евросоюзе, которая содержит перечень приоритетных проектов.

Перспективной считает идею создания единой интерактивной коммуникационной площадки, на которой вузы будут публично заявлять о своих научно-исследовательских возможностях, а промышленные предприятия – о своих потребностях в технологических разработках, заместитель директора Департамента стратегического развития Минпромторга России Юлия Ханьжина. Можно подумать и о введении в R&D-подразделения корпораций представителей вузов. Сейчас они входят в отраслевые научно-технические советы при отраслевых департаментах Минпромторга России. Министерство принимает заявки на финансирование НИОКР от отраслевых департаментов только при наличии подписанных советами протоколов согласования.

Позитивный опыт

Варианты решения вышеназванных проблем у ряда российских вузов есть. Для взаимодействия с промышленностью в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете "ЛЭТИ" с 2006 года развивается "система управления результатами научной и инновационной деятельности". В неё входит патентно-лицензионный отдел, центр маркетинга в научно-образовательной сфере, центр трансфера и коммерциализации технологий. "Всё это позволяет нам систематизировать те результаты, которые получаются на этапе фундаментальных исследований, на этапе прикладных исследований и там, где мы работаем на поле ОКР или опытно-технологических работ", – говорит Владимир Кутузов. Вуз позиционирует себя как исследовательский – объём НИОКР в 2011 году достиг 800 миллионов рублей, ещё 300–400 миллионов рублей осваивают малые предприятия технопарка, действующего на базе вуза.

Созданная в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) инновационная инфраструктура позволяет осуществлять комплексную поддержку НИОКР и технологических разработок. По словам проректора по развитию проектной деятельности Николая Тойвонена, система управления состоит из следующих взаимосвязанных звеньев. Отдел стратегического планирования и развития на основе форсайта и прогноза научно-технического развития планирует деятельность всего университета. Управление по развитию проектной деятельности занимается бюджетными, общеуниверситетскими и международными проектами. Есть отдел интеллектуальной собственности и центр экспертизы проектов, который оценивает перспективу коммерциализации НИОКР, а также отдел маркетинга, межвузовский студенческий бизнес-инкубатор и центр содействия развитию молодёжных инноваций и технологического предпринимательства. В следующем звене – инновационно-технологическом центре – действует преподавательский бизнес-инкубатор и технопарк. Финансовое сопровождение проектов осуществляют две структуры – основанный выпускниками вуза инвестиционный фонд QD объёмом в 20 миллионов рублей и акселератор, созданный с участием израильско-американской компании. Вся информация размещена в системе управления базами данных Oracle, позволяющей проектному менеджеру видеть всю картину инновационной деятельности – от подачи заявки до создания МИП по её коммерциализации.

Если высказанные в ходе дискуссии предложения обсудят и учтут в своей работе два профильных министерства – Минобрнауки и Минпромторг России, то кооперация вузов и предприятий будет развиваться более плодотворно.

Горбатова Анна

источник: STRF

Последние материалы раздела

Обсуждение

Добавить комментарий

Обсуждение материалов доступно только после регистрации.

« к началу страницы